Одинцово-ИНФО

Карта «Стрелка»: делимся опытом использования

АвторСообщение
38 641
Одинцово
26.01.2009
Отправлено 28 мая 2015 в 23:36 —
Прочтя в новостях от 14 мая 2015 года на ОдинцовоИНФО про то, что с 30 мая стоимость проезда на социальных автобусных маршрутах увеличится на 12 руб у тех, кто не имеет карты «Стрелка» — решил, что «надо брать», несмотря на то, что пользуюсь автобусами далеко не каждый день.

Зная, как делается «вот это всё» у нас в стране, «брать» решил в «проверенном месте».
Ближайшими «проверенными местами» официальный сайт ГУП «Мострансавто» назвал кассу Одинцовского ПАТП и диспетчерскую от него же на Привокзальной площади.
«Проверенное место» по моей классификации это то, где тебе дадут на проданное чек и куда ты сможешь в случае чего обратиться с претензией. В салоне автобуса у кондуктора интересовался наличием у неё «Стрелки» на продажу, но брать остерёгся: скажут потом «иди сдавай туда где брал» и что будешь делать? Да и чек из мобильного терминала как-то смущал. В сам Одинцовский ПАТП решил не идти в силу того, что кондуктор сказала про пропускную систему и сопутствующие сложности доступа к кассе

24 мая после обеда оказался у диспетчерского пункта на Привокзальной площади ст. Одинцово. Заглянул в окошко, сказал, мол, «хочу приобрести «Стрелку». В окошке обнаружилась бабушка которая мне эту «Стрелку» и оформила: взяла из стопки запечатанный конверт, записала номер карты, видимый в прозрачное окошко, к себе в журнал, затем прикладывала конверт с картой к мобильному терминалу и что-то нажимала на нём, сверяясь с показаниями на экране. В результате на руки я получил запечатанный конверт с инструкцией и картой да чек. Чек вполне пригодный: ГУП МО МОСТРАНСАВТО, терминал такой-то, квитанция серия-номер, дата-время, номер карты «Стрелка», залоговая стоимость 80р., баланс карты 120р. Полагаю что в салоне автобуса при оформлении карты кондуктор выдаёт точно такой-же.
На вопрос «а как бы её пополнить», получил от бабушки ответ «там всё написано» и удалился изучать.

Инструкция в конверте довольно таки краткая и не содержит важных моментов отражённых в рубрике «вопрос-ответ» на сайте «Стрелки»: например, про неснижаемый остаток в 28 рублей. Из полезного в ней — четырёхзначный защитный код для регистрации карты в личном кабинете.
Карта прилеплена к инструкции на прямоугольник из клейкой основы и отлепив её, ощутил что часть клея осталась на карте. Так как пополнять баланс собирался на банкоматах и платёжных терминалах «Сбербанка», клей с карты удалил смоченной в спирте ваткой: а то ведь пойдёт карта в приёмном тракте рывками, банкомат сочтёт такое поведение подозрительным да и удержит карту; вот здорово будет потом её возвращать, подавая заявление в филиал и ожидая до месяца.

Инструкцию и сайт «Стрелки» изучил, карту на сайте зарегистрировал, понажимал всё что нажималось в «личном кабинете» и решил что пора пробовать карту в деле.

28 мая проходя мимо заглянул в «Сбербанк» на Молодёжной улице с целью попробовать пополнение карты «без комиссии на банкоматах и платёжных терминалах «Сбербанка» (один из способов согласно инструкции). Совал там карту как в банкоматы с модулем внесения наличности так и в платёжные терминалы: везде получил на экране сообщение дословный текст которого не припомню, но смысл был что-то вроде «для данной карты нет операций». Спросил у девушек-консультантов «доводилось ли им наблюдать успешные операции по карте «Стрелка» и получил утвердительный ответ. Озадачился, подумав что упустил что-то читая инструкцию на сайте. Так как путь лежал мимо диспетчерской на Привокзальной площади, заглянул туда и у всё той же бабушки поинтересовался возможной причиной неудачи в «Сбербанке». Ничего вразумительного не услышав в ответ, спросил, «может надо сначала сделать хотя бы одно списание, а затем и пополнения станут возможны», на что получил ответ что «так и следует сделать» В общем, бабушка пока могёт лишь продавать конверты да фиксировать продажи в журнальчик. Печально, ибо на сайте «Стрелки» эта диспетчерская заявлена как «пункт подачи заявлений».

Списание буду пробовать осуществить завтра, а пока, не найдя своих ошибок при повторном изучении инструкции на сайте, позвонил в службу поддержки карты «Стрелка» и кратко изложил свои действия и суть проблемы, попросив проверить верно ли карта была активирована при продаже. Девушка заверила что раз я вижу в личном кабинете на сайте баланс карты и историю списаний/зачислений, то карта активирована в их базе верно и она не может у себя видеть что-либо сверх этого.
Такие дела.
________________
Если сгнил общественный строй — надо менять общество, а не власть над ним.
Редактировалось 2 раз (а), последний раз columbietz  
Москва
06.07.2014
Отправлено 29 мая 2015 в 21:06 —
Как в итоге прошло пользование картой? Я пока в раздумьях. Муж вчера был свидетелем того, что карта не считывалась у водителя.
Одинцово
26.01.2009
Отправлено 29 мая 2015 в 22:48 —
Смешно и грустно.
Обычно раздел «часто задаваемые вопросы» на информационных ресурсах различных проектов содержит именно те вопросы, которые возникли у пользователей при использовании услуг/продукта данного проекта. Именно этот раздел я и прочёл в первую очередь, но возникшего впоследствии вопроса там не оказалось. Читать же следовало PDF-ку в разделе «о картах», ссылка на которую есть ближе к концу страницы:

123

Там, где написано «пополнение наличными в терминалах и банкоматах Сбербанка России». И читать внимательно, не обращая внимания на призывы «вставьте карту» на первой картинке.

В «двух словах» процедура пополнения «Стрелки» наличными на устройствах «Сбербанка» ничем не отличается от пополнения счёта мобильного телефона в платёжном терминале. Карту можно вообще с собой не иметь, достаточно знать номер карты. Хотя по умолчанию предлагают вводить номер не вручную, а поднести карту штрихкодом к считывателю на терминале, для автоматизированного ввода.
Затем остаётся лишь подтвердить данные на экране и внести наличные, получив квитанцию об оплате.

Чип же и магнитная полоса присутствуют на «Стрелке» для каких-то будущих свершений с подачи «Сбербанка»: эмитентом «Стрелки» является федеральная уполномоченная организация ОАО «Универсальная электронная карта» (основным акционером ОАО «УЭК» стал «Сбербанк России», который совместно со своей дочерней компанией «Тройка Диалог» владеет 68 % обыкновенных акций ОАО «УЭК»); эта же ОАО «УЭК» является оператором платежной системы «ПРО100», расчётным центром для которой является ОАО «Сбербанк России». В личном кабинете «Стрелки» уже видна заготовка под SMS-оповещение, со временем её наладят и запустят этот потенциально востребованный сервис. Телефон, «привязанный к владельцу», таким образом будет связан и с картой «Стрелка».
А потом граждане обнаружат что имеют на руках полностью готовый к использованию и проверенный в эксплуатации комплект для российской платёжной системы «ПРО100», запущенной в массы таким вот способом (все платежи без предъявления карты будут подтверждаться одноразовым паролем, получаемым посредством SMS).

Пока же, о том то «Стрелку» рано «пихать в банкомат/терминал», не ведали ни трое девушек-консультантов, которые помогали мне в этом занятии в «Сбербанке» на Молодёжной улице (ОСБ 8158), ни девушка в службе поддержки «Стрелка» (8 800 100-77-90), ни, понятно, бабушка в диспетчерской на Привокзальной площади
Да, в самом ОСБ 8158 сегодня «Стрелок» не было и консультанты слали вопрошавших в «Евросеть». Были ли они там ранее, не ведаю.

Проверив возможность пополнения «Стрелки» наличными в терминалах и банкоматах «Сбербанка России» мне захотелось сделать это путём безналичной оплаты банковской картой на тех же устройствах. Памятуя о том, что для своих проектов, таких как «Яндекс. Деньги» (в июле 2013 года «Сбербанк России» приобрёл долю «75% минус 1 рубль» в уставном капитале «Яндекс. Денег»), «Сбербанк» не берёт комиссию за пополнение электронного счёта с любых банковских карт Visa и MasterCard и не найдя прямого подтверждения этого правила для «Стрелки», всё же решил рискнуть и проверить со своей Visa от «Возрождения».

Так как инструкцию «пополнение банковской картой в терминалах и банкоматах Сбербанка России» я тоже прочёл, стал искать на всех присутствующих в этом отделении терминалах и банкоматах пункт меню связанный с транспортной картой «Стрелка». На терминалах двух видов я такого не обнаружил. На банкомате он присутствовал и назывался в соответствии с инструкцией «платежи в нашем регионе»: однако при нажатии на этот пункт выскочило сообщение «сервис находится в разработке». Так что банковской картой пока пополнить не вышло, хотя такую же операцию в адрес «Яндекс. Деньги» я там ранее проводил.

Итого, не пополнив «Стрелку» банковской картой, произвёл ещё одну операцию внесения наличных, ибо первый раз внёс всего лишь 100 руб.
Попутно отметил, что и без того длинный «чек-ордер» с кучей данных, в терминале с другим программным обеспечением (добавлена реклама на чеке) вышел ещё длиннее и на двух листах, что не есть удобно: надеюсь что со временем они вынесут рекламу на второй лист, а не воткнут её посредине; или вообще станут экономить бумагу.

Списание с карты сегодня тоже проверил, ещё до её пополнения: предположение упомянутое в первой заметке было «мимо», просто такая последовательность состоялась сама собой. Затруднений у водителя 468 маршрута «Стрелка» не вызвала, оплата происходила быстро.

Если я верно понял, читая всякое о «Стрелке», в мобильном терминале присутствует модуль глобального позиционирования и мобильного интернета (используют «Билайн»): таким образом текущую остановку на протяжённых маршрутах с оплатой за километраж терминал подсказывает сам и водителя остаётся выбрать лишь конечный пункт; а вот есть ли в терминале режим автономной работы без доступа к интернету и связи с базой данных «Стрелки», пока не знаю.

Результаты экспериментов позже проверил в личном кабинете на сайте «Стрелки»:

123
123
________________
Если сгнил общественный строй — надо менять общество, а не власть над ним.
Редактировалось 1 раз (а), последний раз columbietz  
Одинцово
26.01.2009
Отправлено 29 мая 2015 в 23:05 —
nataly-tik: Как в итоге прошло пользование картой? Я пока в раздумьях. Муж вчера был свидетелем того, что карта не считывалась у водителя.
В феврале, судя по отзывам, было куда хуже.
Вариантов, судя по тому кто и с какой целью внедряет карту (пост выше), нет. Льготников тоже переводят на какие-то новые карты: полагаю что тоже от ОАО «УЭК».
________________
Если сгнил общественный строй — надо менять общество, а не власть над ним.
Одинцово
26.01.2009
Отправлено 30 мая 2015 в 01:37 —
Читал ВКонтакте тему «Вопросы по использованию «Стрелки» на маршрутах» и задумался над тем, что, во-первых, надо как-то обезопасить свою карту от идиотов, которые её могут погнуть-помять «дабы заработала» и, во-вторых, совсем не лишним будет найти и изучить инструкцию к мобильному терминалу которыми оснащены водители да кондуктора, дабы понимать что они там делают и определить «кто виноват» в случае если «что-то не работает».

Пока что вместо инструкции к мобильному терминалу обнаружил общий документ на тему «как это должно работать» под наименованием Распоряжение от 12 сентября 2014 г. №20РВ-319 «Об утверждении технических требований к системе обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учёта проданных билетов и совершенных поездок». Оригинал в PDF и Консультант-версия. Технарям, полагаю, будет любопытно полистать для понимания обозначенной темы. Остальных же сразу предупрежу: очень много букв, складывающихся в непонятные термины

P.S.
Раздел «документы» по теме Единая транспортная карта на сайте Министерства транспорта Московской области.

Выдержка из Постановления Правительства Московской области от 10.09.2014 №727/36

«Об утверждении Порядка функционирования системы обеспечения
безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа
на общественном транспорте Московской области, учета
проданных билетов и совершенных поездок.»
:

«При неисправности единой транспортной карты, определяемой с помощью
Терминалов оплаты, Пользователи не освобождаются от необходимости оплаты
проезда в транспортных средствах Перевозчиков
. В этом случае Пользователи
обязаны оплатить проезд любым другим доступным способом по тарифу
разовой поездки, установленному для соответствующего маршрута
и транспортного средства.
20
В случае неработоспособности Терминалов оплаты, установленного
в транспортных средствах Перевозчиков, и невозможности по этим причинам
произвести оплату проезда, Перевозчики не вправе отказать Пользователям
в оказании услуги перевозки. В таком случае Перевозчики оказывают услугу
перевозки без взимания платы за проезд с пассажира с предоставлением
проездного билета на бумажном носителе.
При этом транспортное средство
считается технически неисправным и подлежит замене.
При невозможности продолжения движения транспортного средства
по маршруту, вызванной техническими неисправностями, водитель
или кондуктор производит пересадку пассажиров в другое транспортное
средство. При этом должна быть обеспечена возможность переноса
в Терминалы оплаты нового транспортного средства информации о факте
оплаты пересаживаемых пассажиров.
В случае непредставления другого транспортного средства по заявлению
Пользователей осуществляется возврат денежных средств Перевозчиками
Пользователям в соответствии с требованиями законодательства Российской
Федерации.»
________________
Если сгнил общественный строй — надо менять общество, а не власть над ним.
Редактировалось 2 раз (а), последний раз columbietz  
Москва
06.07.2014
Отправлено 30 мая 2015 в 22:11 —
columbietz: Льготников тоже переводят на какие-то новые карты: полагаю что тоже от ОАО «УЭК».6
А карта социальная им чем не угодила? Муж у меня льготник. Только недавно новую карту выдали.
А про стрелку буду думать. Авось пригодится. Она же вроде по всему Подмосковью?
Одинцово
26.01.2009
Отправлено 30 мая 2015 в 22:30 —
nataly-tik: А карта социальная им чем не угодила? Муж у меня льготник. Только недавно новую карту выдали.
А про стрелку буду думать. Авось пригодится. Она же вроде по всему Подмосковью?
«Сбербанк» с подачи Правительства РФ вложил деньги в УЭК и «ПРО100». Деньги вложены, а толп желающих на карты этих проектов не наблюдается несмотря на все усилия. Вот «Сбербанк», как основной держатель акций этих проектов, придумал как всучить гражданам эту УЭК под видом транспортной карты. В чём ему усиленно помогают органы власти и подконтрольные им структуры.
Когда люди привыкнут к новой транспортной карте и процесс её хождения будет отлажен, «внезапно» на ней начнут появляться новые сервисы Так, постепенно, дойдёт до того, что она ещё и банковской картой является по стандарту платёжной системы «ПРО100». А там, глядишь, и потеснит эта платёжная система Визу с МастерКардом.

Да, по всему Подмосковью. В других субъектах РФ её тоже внедряют, но под другими названиями, хотя основа та же — УЭК.
________________
Если сгнил общественный строй — надо менять общество, а не власть над ним.
Редактировалось 1 раз (а), последний раз columbietz  
Одинцово
26.01.2009
Отправлено 01 июня 2015 в 08:03 —
Закончил чтение всякого в упомянутой выше теме ВКонтакте. Возник ряд мыслей которые захотелось озвучить.

Карта «Стрелка», она же УЭК, в отличие от «Тройки» является достаточно мощным микрокомпьютером и функционал транспортной карты это образно говоря небольшая программа установленная на этот микрокомпьютер. Для «общения с внешним миром» УЭК использует контактный разъём, магнитную полосу и RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) технологию согласно стандарта ISO 14443 — «Идентификационные карты. Бесконтактные чиповые карты. Карты с малым расстоянием считывания» (до 10 см).
Магнитная полоса нанесена ради совместимости с ныне уходящими технологиями и возможно будет задействована для упомянутых выше проектов «Сбербанка» — ОАО «УЭК», хотя логичнее будет весь обмен данными пустить через имеющийся контактный разъём. К функционалу транспортной карты эта полоса никаким боком не относится и «размагнититься» транспортная карта «Стрелка» физически не может.

Обмен данными в части функционала транспортной карты происходит через антенну приёма-передачи сигнала, подключенной к чипу модулирования и демодулирования радиочастотного (RF) сигнала, являющегося составной частью микрокомпьютера, который в том числе хранит и обрабатывает данные «по программе «Стрелка».
Выглядит это примерно так:

123

123

На фото отчётливо видно на какой половине карты находится антенна: там, где нет надписи — номера карты, выполненной методом давления. На карте «Стрелка» на эту же половину нанесли и магнитную полосу: очевидно, работе антенны она не мешает.

Понятно, что если активно мять и гнуть карту, то проволочная антенна находящаяся внутри пластиковых половинок карты может лопнуть как в произвольном месте, так и оторваться от контактной площадки чипа микрокомпьютера.

Справа и слева серебристым отмечены места пайки проволочной антенны к контактной площадке чипа микрокомпьютера:

123

(картинки вырезаны из этого материала, карта там хоть и не «Стрелка», но выпущена на том же оборудовании по той же технологии, за исключением самого микрокомпьютера)

Чем грозит обрыв проволочной антенны? Читаем:

«Пассивные RFID-метки не имеют встроенного источника энергии. Электрический ток, индуцированный в антенне электромагнитным сигналом от считывателя, обеспечивает достаточную мощность для функционирования части микрокомпьютера, размещённого в карте, и передачи ответного сигнала.»

Обрыв в антенне оставит микрокомпьютер без электроэнергии (батареек там нет) и, соответственно, терминал такую карту считать не сможет:
добро пожаловать на замену

Ряд местных подмосковных телерадиокомпаний сняли бодрые сюжеты посвящённые карте «Стрелка». При этом в кадр попало то, как кондукторы обращаются с картами «Стрелка».

Видно как кондуктор приложила карту и держит её вроде бы нормально, но на 53-й секунде она её с силой вдавливает двумя большими пальцами:



Либо в этом сюжете на 3 минуты 30 секунд видно как кондуктор прижала карту так, что та прогибается.

От такого усердия карты долго не живут, о чём и сообщают пострадавшие, вынужденные потом проходить процедуру замены карты, теряя время и неся сопутствующие расходы.

123

Одно дело когда ты вынужден это делать в силу собственной ошибки либо кармы и совсем иначе воспринимаешь эти проблемы, когда понимаешь что причина их возникновения в отсутствии должной организации обучения персонала ГУП МО «Мострансавто».
Рассказать им о том, что «у англичан ружья кирпичом не чистят»© можно по телефонам:
123

Упомянутых выше издевательств над картой мне лично пока видеть не довелось, хотя проехал по «Стрелке» уже пять раз из которых всего один был с затруднениями при оформлении мне билета (водитель пробил билет «за наличные», в то время как думал что оформляет списание по «Стрелке»; подсказал ему, он переделал). Мужчины-водители просто клали карту на терминал сверху, а кондуктора я пока не встречал.
Возможно, сказывается опытная эксплуатация карты «Вездеход» (пилотный проект «Стрелки») у нас в районе, хотя число задействованных тогда маршрутов было весьма ограничено. Поделитесь в теме наблюдениями по этому поводу, пожалуйста.
________________
Если сгнил общественный строй — надо менять общество, а не власть над ним.
01.06.2015
US
Отправлено 01 июня 2015 в 22:04 —
Подскажите, пожалуйста, информация по счету карты определяется on-line? Допустим, я пополнил карту и через 10 мин сел в автобус — будет ли «известно» считывающему устройству, что я 10 мин назад внес средства? Что-то я как-то сомневаюсь…
Одинцово
26.01.2009
Отправлено 02 июня 2015 в 00:00 —
alexandergo: Подскажите, пожалуйста, информация по счету карты определяется on-line? Допустим, я пополнил карту и через 10 мин сел в автобус — будет ли «известно» считывающему устройству, что я 10 мин назад внес средства? Что-то я как-то сомневаюсь…
Тоже сомневаюсь.
Тайными знаниями не владею, выше уже обозначил кто эмитент карты, кто оператор платёжной системы, кто является расчётным центром, кто перевозчиком. Технологическая задержка по времени при их взаимодействии будет обязательно. Точно так же как она будет в подсистеме терминал-клиент и узел сети терминалов.
________________
Если сгнил общественный строй — надо менять общество, а не власть над ним.

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете модерировать этот форум
Вы можете модерировать эту тему
тем на странице: