Пекин-Одинцово-Париж

20 июня 2007, 15:21

Совершенно неожиданная встреча произошла у меня в минувший понедельник в одной из автомастерских города Одинцово. Здесь, к моему неподдельному изумлению, проходили техобслуживание… два стариннейших, уникальных, раритетных автомобиля! Судите сами – как вам Rolls-Royce Silver Ghost 1923 года выпуска? А Essex 6A 1919 года на ДЕРЕВЯННЫХ колёсах? Первый автомобиль в наш город, не поверите – из Пекина (!) привёл экипаж в составе американца Фредерика Брауна и канадца Томаса Стивенсона. Второй – американцы Эндрю Фултон и Уорнер Брантье.

На фото: Роллс-Ройс "Серебряный призрак"

Внизу - "Эссекс" на ДЕРЕВЯННЫХ колёсах

Автомобилям этим потребовалось срочное техобслуживание. Как-никак, скоро век старичкам, а тут такое нелегкое даже для новых автомашин испытание – протарахтеть через гигантский суперконтинент под названием Евразия. Почему уникальные авто оказались именно у нас, в одинцовской мастерской, мы расскажем очень скоро – буквально в следующем номере «Одинцовской НЕДЕЛИ», а пока – информация с сайта автопробега «Пекин-Париж 2007» и интервью с участником этого потрясающего пробега Томасом Стивенсоном.

Двигатель "Ройса"

Сиденья у раллистов всё-таки современные. Тяжело пройти такое расстояние с сиденьями образца 1907-го года... И видеокамера присутствует.

А вот управление - всё, как было. Руль с прибором, позволяющим выставлять угол опережения зажигания прямо из кабины, приборная доска... Ну, разве что устройство для спутниковой ориентации добавилось.

Антикварные машины имеют соответствующие номера. С указанием того, что машина антикварная.

 

Информация с сайта ралли "Пекин-Париж2007" (кстати, на этом сайте есть фото посетивших Одинцово автомобилей в движении, ищите авто с раллийными номерами 12 и 16):

27 мая 2007 года из Пекина стартовали ралли старинных автомобилей, посвящённое 100-летию Первого в истории автомобилизации планеты, выражаясь сегодняшним языком, ралли-марафона, немногочисленные участники которого, стартовав 17 мая 1907 года в Пекине, проехали по дорогам и бездорожью 16000 км, чтобы через 60 дней машина победителя с триумфом финишировала в Париже.

Иницитором сверхдального автопробега 1907 года выступила редакция французской газеты «Ле Матэн», а победил экипаж принца Сципион Боргезе из Италии на автомобиле Itala 40.

Инициатива проведения юбилейного события 2007 года принадлежит английской компании «Endurance Rally Association». Маршрут ралли Пекин-Париж образца 2007 года проходит по дорогам стран Азии и Европы: Китай – Монголия – Россия – Эстония – Латвия – Литва – Польша – Чешская Республика – Германия – Франция. Более 12000 км отделяют участников от финиша в Париже, запланированного на 30 июня.

В Пекине приняли старт 263 участника из 22 стран мира на 131 ретро-автомобиле, а также 32 человека оргкомитета ралли на 16 автомобилях технической поддержки. Российский участок ралли включает в себя 5500 км по маршруту: Ташанта – Бийск – Новосибирск – Омск – Тюмень – Екатеринбург – Пермь – Казань – Нижний Новгород – Москва – Санкт-Петербург – Ивангород. Пройти его предстоит за 15 дней. В Новосибирске, Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге участники устраивают «днёвки», используя свободное от ралли время не только на отдых, но и на общение с россиянами и знакомство с достопримечательностями городов.

Ралли ретро автомобилей – это не гонка со временем, это скорее большое приключение, для участия в котором экипажам необходимо мужество и выносливость. Не менее важен и жизненный опыт, без которого нельзя обойтись в протяжённом и продолжительном путешествии.

Решиться принять участие в ралли и повторить автомобильный пробег 1907 года на машинах уже далеко не новых – это достойный жизненный поступок. Самому «пожилому» автомобилю уже минул век (Mercedes - 60HP, 1903 года выпуска), а самому «молодому» ещё около сорока. Среди участников ралли будут представлены и две машины знаменитой марки Itala 40, которым исполнится в 2007 году ровно 100-лет.

Том Стивенсон нашёл общий язык с механиками одинцовского сервиса - то, что недоступно словам, можно выразить жестами.

 

- Том, какие цели вы преследуете своим автопробегом?

- Пробег организован в честь сотой годовщины исторического события – первые такие ралли, ставшие легендой, состоялись в 1907 году. А в этот раз всё началось в Пекине, старт приняли 134 машины. Сейчас осталось около 110 машин. Те, что вышли из строя, сделали это ещё, главным образом, в Монголии. Из Пекина мы двигались через Улан-Батор, затем западнее - Алтайский край, потом Бийск, Сибирь, Екатеринбург, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург. Далее нас ждут Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Франция.

- Вы настоящие герои!

- Нет, герои были в 1907 году, когда в пробеге принимало участие всего лишь пять автомобилей, четыре из них финишировали. Тогда не было дорог. Пробег Пекин-Париж длился 63 дня. Финишировал первым итальянский принц Боргезе. Тогда приходилось бороться с трудностями - преодолевали железные дороги, реки, через которые не было мостов. Вот почему они – истинные герои.

- Поломок много у вас было?

- Я думаю, где-то 25.

- Сложно ли ремонтировать эти автомобили?

- Нет, очень просто, они имеют простое устройство – никаких компьютеров, никакого электричества – все доступно. Когда ты открываешь капот современного автомобиля, то понимаешь, что не можешь разобраться со всеми этими механизмами. Эти же машины не требуют сверхсложного ремонта, они лишь нуждаются в постоянной заботе, в поддержании их состояния. Они маленькие, но очень мощные. Если вы будете заботиться о них, то у вас не будет никаких проблем. Все просто. Простым людям – простые проблемы, а сейчас все по-другому. Теперь компьютер указывает, что нужно делать.

Для управления старым автомобилем нужны не только деньги и руки – нужно, чтобы это было в вашем сердце, в вашей душе.

- Кем вы работаете в обычной жизни?

- Техническим специалистом в топливной фирме.

- Дорогое, надо думать, у вас увлечение…

- Да, конечно.

- Есть ли у вас спонсоры?

- Нет. Есть, конечно, производители автомобилей, но, в основном, это индивидуальные средства участников. Благотворительность здесь не практикуется – она нужна для помощи нуждающимся, больным раком или детям, а здесь частные средства.

- Как вы добрались до места старта пробега?

- Машины переправлялись на корабле, а сами участники, некоторые из которых были из Северной Америки, из Великобритании, перелетели в Китай на самолете.

- Я хочу выразить вам чувство восхищения тем делом, которым вы занимаетесь…

- Да, я и сам счастлив принимать участие во всем этом. Для меня любая проблема – это возможность заставить работать свои руки и мозги.

- Как люди воспринимают вас, многие ли говорят о том, что этот пробег - действительно потрясающее явление?

- Люди очень хорошо принимают нас, в том числе и здесь, в России. Многие из участников пробега признаются в этом. В Канаде мне, правда, кое-кто говорил, что это сумасшествие. Но в пробеге принимают участие лишь те, кому это по-настоящему интересно, они сами выбирают это. Я надеюсь, что пробег Пекин-Париж пройдет вновь, года через три, может быть, ещё и через Казахстан и Туркмению. И я, возможно, приму в нем участие, либо на этой машине, либо сконструировав новую.

- В вашей семье кто-нибудь еще увлекается ретро-ралли?

- Нет, я занимаюсь этим вместе с моим другом Риком. Помимо ретро-автомобилей, я увлекаюсь мотоциклами и рыбалкой – вот и на Алтае удалось порыбачить.

 

История "Больших гонок" 1907-го года

 

Историю пробега 1907-го года замечательно изложил на страницах «Московского комсомольца» журналист Александр Добровольский:

31 января 1907 года популярная парижская газета «Матэн» напечатала обращение, адресованное к автолюбителям: «Найдется ли кто-нибудь, способный проехать от Парижа до Пекина этим летом? Это было бы грандиознейшим испытанием, которому когда-либо подвергался автомобиль…»

Сейчас уже невозможно определить, велика ли была доля шутки в таком призыве, однако, как оказалось, восприняли его поклонники езды на бензиномоторах вполне серьезно. Первым откликнулся на газетную публикацию автопромышленник, президент «Французского автомобильного клуба» маркиз Де Дион, приславший в редакцию посыльного с письмом: «Я, конечно, принимаю вызов, но только бы нашлась другая машина — соперница и попутчица. Это действительно будет поход в духе романов Жюля Верна…» Попутчики-соперники не заставили себя ждать: всего в редакцию поступило 25 заявок на участие в супермарафонской гонке. Правда, окончательно решились отправиться в путь далеко не все.

По совету бывалых путешественников, чтобы подстроиться под более благоприятные климатические условия, организаторы необычного авторалли решили развернуть маршрут «задом наперед» и отправить участников в путь из Пекина в Париж.

Утром 10 июня 1907 года от казармы Варнон в китайской столице стартовали пять участников: голландская машина «Спикер», итальянский автомобиль «Итала 35/45», две французские команды на «Де Дион-Бутонах» и, наконец, совсем уж «легкомысленный» моторный экипаж — трицикл «Конталь» (трехколесная машина с движком всего лишь в 6 лошадиных сил). Им предстояло преодолеть невиданную дотоле для бензиномоторов дистанцию протяженностью 16 000 километров — по Китаю, монгольским пустыням, Сибири, Европе (большая часть маршрута проходила по местам, где до той поры вообще не видели автомобиля!).

Самые яркие приключения выпали на долю «Италы», ставшей в итоге победительницей гонки. Экипаж итальянского «мотора» возглавлял сам владелец — 36-летний князь Сципионе Боргезе, знаменитый альпинист, наездник и автолюбитель. Кроме него на «Итале» ехали механик Этторе Гвиззарди и журналист Луиджи Барзини.

На первом этапе пути — по Китаю — путешественники-«дальнобойщики» пробирались по старым караванным дорогам, которые в это время, увы, сильно размыло частыми дождями. Кончилось тем, что громоздкий автомобиль увяз в грязи столь основательно, что пришлось звать на помощь местных жителей и с их помощью вытягивать машину на более твердый участок дороги. А на один из крутых подъемов беспомощно буксовавшую «Италу» затаскивали при помощи лошадей и верблюдов. Но все это были еще цветочки по сравнению с тем, что ожидало Боргезе и его спутников на просторах Российской империи.

Опасаясь русского бездорожья, Боргезе отважился на отчаянный шаг: он решил ехать прямо по путям Транссибирской железной дороги. Для пущей безопасности железнодорожное начальство дало итальянцам «сопровождающее лицо» — жандарма со специальным красным флагом, чтобы семафорить им при приближении поезда. Так — под революционным знаменем — и двинулись в путь. Впрочем, подобные предосторожности не всегда помогали, эксперимент князя Боргезе вполне мог закончиться катастрофой: на очередном перегоне в «Италу» сзади едва не врезался паровоз товарного состава (лишь в последний момент тяжелую машину удалось при помощи досок-рычагов сдвинуть с насыпи вбок). После этого случая руководство Великой Сибирской магистрали приняло решительные меры по обеспечению безопасности итальянцев и... официально включило «Италу» в расписание следования поездов на перегонах!

Однако двигаться на автомобиле по шпалам было довольно мучительно. Даже на скорости 15—20 км/ч машину сильно трясло и всех троих гонщиков укачивало (словно при «морской болезни»). Пришлось сворачивать на Сибирский тракт.

Здесь итальянцев поджидало другое труднопреодолимое препятствие — мосты.

Многие из них пребывали в ветхом состоянии и могли не выдержать тяжелую машину. Там, где это было возможно, «дальнобойщики» направляли свою «Италу» в объезд, преодолевая реки и ручьи вброд. Случались и более трудные переправы. Порой Боргезе и двое его товарищей вынуждены были для преодоления очередного «подозрительного» моста максимально облегчать автомобиль. С него не только снимали весь багаж, но даже кузов частично разбирали и переносили на другой берег на себе! А иногда шли на риск и перескакивали препятствие с ходу — на скорости.

Однажды такой каскадерский трюк не удался. Гнилой настил моста подломился под задними колесами, и «Итала» упала вниз. К счастью, при падении автомобиль зацепился передним мостом за какое-то выступающее бревно и повис. Боргезе и Гвиззарди выпали при этом со своих сидений и плюхнулись в реку, получив лишь несколько ссадин и ушибов. Хуже пришлось Барзини, застрявшему на заднем сиденье, заваленном походным снаряжением и запчастями: на бедолагу-журналиста хлынуло горячее масло из двигателя.

С помощью подоспевших местных жителей машину зацепили тросами и вытащили на дорогу. Итальянцы тут же кинулись осматривать свой «самоход» и с великой радостью убедились, что автомобиль остался практически цел. Вот только левое заднее колесо при падении, ударившись обо что-то, слегка повредилось…

Увы! Позднее эта мелочь дала о себе знать: у «больного» колеса стали расшатываться деревянные спицы. К моменту, когда путешественники добрались до Омска, оно пришло в столь плачевное состояние, что вихлялось во все стороны и буквально в любую минуту могло развалиться. Итальянцы придумали выход — на каждом ночлеге они теперь снимали поврежденное колесо и клали в воду (в пруд, в речку), чтобы деревянные детали разбухли. Подобные «терапевтические процедуры» помогали хотя бы на несколько ходовых часов, но потом колесо вновь начинало «гулять».

В Перми один из местных «рационализаторов» посоветовал подержать дефектное колесо во влажном и горячем воздухе парной. И вот князь Боргезе с автомобильным колесом в руках отправился в русскую баню! Результат оказался отличный — «эффекта парилки» хватило для нормальной езды по маршруту в течение всего следующего дня. А вечером, заночевав в одном из больших придорожных сел, автомобилисты опять повторили «банный опыт» — на сей раз в парилку с колесом пошел механик Гвиззарди…

Перед экипажем «Италы» явно замаячила перспектива превращения гонки в триумфальное шествие по русским баням.

И вновь им улыбнулась удача. Ближе к Казани князю сообщили, что в деревне, расположенной неподалеку, живет известный на всю округу мастер-колесник. Этот умелец буквально за несколько часов умудрился сделать новое колесо: изготовил спицы и обод по образцу разболтавшихся. Теперь автомобиль опять обрел прежнюю резвость.

27 июля итальянские гонщики добрались до Москвы. На подъезде к Первопрестольной князя Боргезе и его спутников встретили члены Московского автомобильного клуба. В сопровождении их почетного эскорта «Итала» проехала по центру города, притормозила на Красной площади. «Дальнобойщики» остановились в гостинице «Метрополь» и отдыхали в Москве три дня, прежде чем отправиться дальше по маршруту — в Петербург.

10 августа 1907 года, после двух месяцев путешествия, из которых 44 дня были ходовыми, итальянская машина первой прибыла во французскую столицу, подкатив прямо к дверям редакции газеты «Матэн».

Успешный трансконтинентальный рейд «Италы» наделал много шума. О приключениях команды Сципионе Боргезе писали газеты многих стран. Сам автомобиль многие называли «национальной гордостью Италии».

У соперников «Италы» по автопробегу дела обстояли гораздо хуже. Лишь 12 дней спустя добрался-таки до Парижа «Спикер» (этому «голландцу» не повезло: сперва у него «скисло» магнето, лишь благодаря помощи студентов Томского политехнического института его удалось починить; а вслед за тем случилась поломка куда более серьезная: развалился задний мост, пришлось больше недели ждать, пока с завода пришлют по железной дороге новый). Еще неделю спустя финишировали две французские машины «Де Дион-Бутон». Что же касается трехколесного «мотора», он сошел с дистанции еще в Китае, вскоре после начала гонки.

 

Подготовил Александр Лычагин. Благодарю за помощь с переводом интервью студентку МГУ Анну Леонову

3.135.213.214

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 180
Mikhalich
лично#
Супер
Nilbix
лично#
Круто!!Я тоже так хочу!
LAZY
лично#
Афигенно! Молодцы!.. Те, кто учавствуют в этом пробеге - люди, жаждущие приключений!)
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи