"Доживем до понедельника"

05 ноября 2007, 16:21

Степан Куница - выпускник 2004 года, учитель информатики; Марина Зюзгина - выпускница 2001 года, учитель математики и информатики; Надежда Дубровина - выпускница 2006 года, педагог дополнительного образования (история костюма); Антон Нефедов - выпускник 2003 года, педагог дополнительного образования (краеведение); Александра Климова - выпускница 2002 года, учитель химии; Наталья Гребенькова - выпускница 1977 года, председатель Совета лицея; Ирина Стрельникова - выпускница 1981 года, учитель математики.

Даже при беглом взгляде на список выпускников становится понятно, что речь пойдет о тех из них, которые после окончания лицея вернулись сюда работать (председатель Совета лицея - это тоже работа в школе). Так получилось, что эта встреча - встреча двух поколений выпускников. Представители одного поколения окончили школу тогда, когда представители другого даже еще не значились в проектах появления на свет.

Эти учителя если и не опровергают, то по крайней мере противоречат тревожной тенденции, сложившейся в современной школе, - педагогический состав стареет, мужчины в школу не идут.

Учиться в лицее престижно, так как появляется реальная возможность продолжить образование уже в престижных вузах. Педагогический институт к таковым сегодня не относится. А пять учителей окончили или еще учатся именно в педагогических вузах. Правда, учитель математики Ирина Стрельникова успела еще застать те славные времена, когда МГПИ имени Ленина, в котором она училась, по качеству образования приравнивался к МГУ.

Что же подвигло вполне успешных учеников не только учиться в педагогическом институте, но и вернуться работать в школу (по статистике только 30 процентов дипломированных учителей идут работать по специальности)? Более того, Александра Климова, серебряная медалистка, поступила в педвуз наперекор желанию родителей. Все ответы на этот вопрос с некоторыми нюансами звучали примерно одинаково: «Мы встретили на своем пути таких учителей, которые повлияли на выбор профессии». Даже в ответе Степана Куницы, студента МИРЭА, звучит все та же нота - благодарность к учителям и школе: «Когда я закончил школу, - вспоминает он, - ко мне подошла Зинаида Александровна (директор лицея) и говорит: «Степан! Как же мы будем без тебя».

Пожалуй, в любой школе у учащихся есть хотя бы один любимый учитель, но не в каждую школу хочется возвращаться после ее окончания. Для этого в школе должна быть атмосфера, которую не создашь никакими директивными указаниями и не приобретешь ни за какие деньги - атмосфера добра. «Я вернулась в школу, потому что мне комфортно здесь», - сказала Александра Климова. Мне показалось, что эти ее слова созвучны сердцам других молодых учителей.

Но прийти в школу работать - еще не значит остаться здесь навсегда. Как заметила Ирина Стрельникова, за плечами которой годы и годы педагогической работы: «В школе остаются только те, кто любит детей». Мне кажется это утверждение спорным, но Ирину Анатольевну поддержала Наталья Гребенькова, философ по образованию: «Человек, который работает в школе, больной человек. Больной детьми и профессией. Дети нелюбящего учителя чувствуют и ставят перед ним барьер, и преодолеть его нелюбящему учителю не удается». Поэтому было интересно узнать, все ли молодые педагоги собираются задержаться в школе. К сожалению, вынужден констатировать, что мужчины-учителя, скорее всего, уйдут. Степан Куница, который считает, что «дети в восторге от того, как я веду занятия», будет работать по специальности. Он признает, что работа в школе дала ему колоссальный позитив. «Вроде бы объясняешь ребенку элементарные вещи, а он с восторгом кричит: «Я понял». Такая от этого большая радость на душе», - так объяснил Степан источники своего позитива. Антон Нефедов, историк и политолог, не дал какогото однозначного ответа: «Если честно, я затрудняюсь ответить». С девочками-учителями все гораздо яснее.

Александра Климова: «Я поняла, что труд педагога - это мое призвание. Для себя решила, что ближайшие годы буду работать в школе». Еще Александра Александровна учится в аспирантуре. И, на мой взгляд, она - потенциальный завуч школы. Еще два-три года работы и Александре Александровне смело можно предлагать эту должность.

Марина Зюзгина: «Я пришла работать в школу на третьем курсе. Я вижу отдачу со стороны детей после моих уроков. И когда я окончила институт с красным дипломом, у меня не было колебаний - идти или не идти в школу».

Надежда Дубровина: «Я бы хотела со временем открыть свою школу моды и дизайна».

Когда речь зашла об одноклассниках, выяснилось, что учителя относятся к разным поколениям не только по возрасту, но и по тому, в каких формах поддерживаются контакты с одноклассниками. Старшее поколение (правда, и Ирина Анатольевна, и Наталья Львовна как могли от этого звания открещивались) предпочитают не очень частые, но личные встречи. Молодые педагоги предпочитают общаться через Интернет - «каждый день ведем переписку, обмениваемся фотографиями». Если Интернета мало, то общаются по телефону, пересекаются в автобусе. Степан Куница добавляет, что встречается со своей одноклассницей. Кстати, у старшего, но все равно молодого поколения, мужья также оканчивали десятую школу. Количество школьных браков, о которых я знаю, уже перешло ту черту, что позволяло бы назвать это случайностью. Скорее похоже на тенденцию, переросшую в закономерность.

Наша беседа проходила в школьной библиотеке. Так получилось, что на нашей встрече присутствовало несколько девочек из пятого-шестого класса. Они ждали, когда освободится их учительница Надежда Александровна. И, хотя они что-то писали и рисовали, чувствовалось, что они самым внимательнейшим образом прислушиваются к нашему разговору. И когда заговорили о том, как должны строиться взаимоотношения учитель - ученик, одна из девочек свое понимание этих взаимоотношений сформулировала так: «Учитель должен быть для нас и другом, и учителем. Он должен нас понимать».

Помните в фильме «Доживем до понедельника»: «счастье - это когда тебя понимают».

Георгий ЯНС

18.118.2.15

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 418
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи