Надежда Макарьева: О сыне и о войне

26 августа 2004, 17:16

Есть раны, которые кровоточат всю жизнь. Именно поэтому «ОДИНЦОВСКАЯ НЕДЕЛЯ» публикует проникновенное письмо матери воина-интернационалиста, которая старается сохранить память о сыне, помогая другим людям.

 

СТРАШНОЕ ИЗВЕСТИЕ

Прошло более 20 лет с того дня, как в мой дом пришло страшное известие о гибели на афганской войне моего первенца – сына Андрея, а кажется, будто это было только вчера. Накануне того страшного дня я получила от сына сразу два письма, но почему-то не обрадовалась им, как прежде. Не хотела, а все останавливалась глазами на словах: «Прости меня, мама». На сердце давила тоска. Становилось не по себе, как-то неуютно, нехорошо. Не могла собраться с мыслями. К концу дня на работу поступил звонок, в трубке – мужской голос: «Не задерживайтесь, идите сразу домой. Вас будут ждать». Подходя к подъезду, я увидела много народа: стоит военный, врач, еще какие-то люди. Они еще ничего не успели сказать, а я почувствовала самое страшное, закричала: «Не верю, неправда, не может быть!». Письма им показываю: «Вот, я только вчера получила. Уходите!..» Но они не уходили, говорили что-то жуткое, непонятное. Поднялись в квартиру. Кто-то стал закрывать окна, чтобы не слышали моего крика, не узнали о моем горе... Как выжила в те дни – сама не знаю. Помню, очень боялась за младшего сына, восьмилетнего Олежку. Молила Бога, чтобы не сойти с ума. Незадолго до этого трагического дня умер мой муж. Понимала – случись что со мной, мальчик остался бы сиротой. Мысль о маленьком Олежке, наверное, и спасла.

Сослуживцы Андрея Крюкова вместе с Надеждой Александровной вспоминают о погибшем

 

«МОЙ СЫН НЕ ИСКАЛ ЛЕГКИХ ПУТЕЙ»

В детстве Андрей был очень увлеченным и талантливым мальчиком. Прекрасно рисовал, выжигал по дереву, конструировал модели кораблей, самолетов, коллекционировал марки и значки, очень много читал. Подобно многим мальчишкам, любил книги об индейцах... Школу Андрей закончил почти круглым отличником, но в институт поступать не стал. Я знала о его мечте: Андрюша мечтал стать разведчиком и обязательно служить в армии, в воздушно – десантных войсках. Он усиленно готовился к армейской службе, занимался карате и дзюдо, прыгал с парашютом, имел первый разряд по подводному плаванию. Тренируясь, порой доводил себя до изнеможения. «Тяжело в учении – легко в бою» - любил повторять он. Провожая Андрюшу в армию, я и не думала ни о какой «дедовщине», была уверена, что он никому не позволит унижать себя и всегда защитит того, кто слабее его. Андрей был сильным, мужественным, абсолютно бесстрашным. При этом – очень скромным и честным. Он любил жизнь всем своим неуемным сердцем, всегда тянувшимся к людям. Он спешил жить, осваивать, пробовать, рисковать. В каждой строке его писем, приходивших из армии, можно найти гордость за свою страну, за русский народ, - за все то, что понимается под словом Отчизна. Андрей мог не пойти служить в Афганистан: после перенесенного гепатита и моих хлопот его оставляли служить в Союзе, но он не искал легкого пути и не принял этого.

Вот строки из писем Андрея.

Другу Илье Черемушкину:

«Хотели оставить в Союзе на «капрала» (младший сержант), дали отделение «духов» (молодой призыв) и пожелали успехов в воспитании молодого поколения. И это мне, «боевому офицеру»! Правда, закончилось это совсем другим. Меня воспитывали на традициях воинов-интернационалистов, и я остался им верен. Завтра улетаю в далекий Кабул. Маме моей не говори об этом. Я сейчас придумываю «легенду», но думаю, она все равно узнает».

Мне: «Мама, прости меня и пойми: каково было бы, если бы я переложил всю тяжесть службы на чьи-то плечи и наслаждался легкой жизнью в столице».

Из другого письма:

«И вот я в Кабуле, в самой столице, в ВДВ – среди лучших сынов нашей Родины. Мою лысину печет древнее солнце Востока, как когда-то Македонскому и Тимуру. Попал в отличную роту. Живем одной толпой.Андрей Крюков Все как нельзя лучше. Да, здесь далеко не курорт, и это должно быть понятно. Прежде всего, это – армия, что само по себе включает такие понятия, как суровость, трудности, невзгоды...»

27 июля 1984 года разведывательная группа, в составе которой действовал Андрей, выполняла боевую задачу по блокированию путей отхода мятежников в провинции Газни. Когда под натиском главных сил противник начал отступать, разведчики вступили в бой. В этом бою мой сын Андрей погиб... «Погиб, выполняя боевое задание, верный воинской присяге, проявив стойкость, отвагу, мужество и высокую организованность» - это строки из наградного листа к Ордену Красной Звезды, которым Андрея наградили посмертно.

 

 

 

СПАСИБО ЛЮДЯМ

В годовщину памяти сына, в Москве на Преображенском кладбище у могилы Андрея собрались боевые друзья – те, кто прошел рядом с ним дорогами Афганистана. Они приехали из разных уголков России, чтобы разделить со мной боль утраты, выразить соболезнование, почтить память тех , кто не вернулся с афганской войны.

Особенно тронула меня встреча с ребятами из Екатеринбурга, которые были свидетелями последних минут жизни Андрея. Это Юрий Бабенков, (командир взвода), доставивший мне «груз -200», Игорь Железнов, Хаким Бабоев, Андрей Иванов из Омска, Виталий Паутов из Челябинска, и многие другие.

Память о моем Андрее чтут и мои подруги по несчастью – матери и вдовы, не дождавшиеся своих сыновей и мужей с войны, школьные учителя – Мира Александровна Самуевич, Елена Ивановна Герасенко, Эрнст Исаакович Разумнов. Я безмерно благодарна жителям Одинцовского района – вице-президенту фонда «Щит России» Андрею Борисовичу Лебедеву, Игорю Владимировичу Масленникову и предприятию «ЛАМИ» за оказание благотворительной помощи в организации «Дня Памяти». Именно эти мужчины – ветераны вооруженных сил России, как никто другой понимают страдания матерей, получивших «похоронки» на своих сыновей. Они всегда готовы помочь, поддержать нас, дать нам почувствовать, что мы не забыты. Они рядом с нами не только в скорбные дни, но и в дни радости: в праздники стараются отвлечь от горьких мыслей, организовывают благотворительные акции с приглашением артистов эстрады и изысканными угощениями. Хочу поблагодарить руководителей организации «Щит России» за заботу о матерях погибших воинов-интернационалистов от имени всех нас:

Уважаемые Андрей Борисович и Игорь Владимирович!

Пусть Господь за ваше милосердие и сострадание пошлет вам удачу и успех во всех ваших делах, и доброго здоровья на долгие годы! Несомненно, горькую участь близких погибших воинов облегчает тот факт, что мы идем по жизни рядом с Российским Союзом ветеранов Афганистана. Мы не просто существуем, а являемся активными членами «афганского движения». В это понятие входит помощь в медико-психологической реабилитации, социальной и правовой поддержке лицам, пострадавшим в боевых действиях и военных конфликтах. Приоритетом для актива матерей, носящего название «Память о сыне», является патриотическое воспитание молодежи, увековечение памяти погибших воинов, поддержка лучших традиций ветеранов ВОВ, открытие памятников «афганцам», музеев, проведение в школах уроков мужества. Хочу также поблагодарить лидера Российского Союза ветеранов Афганистана Франца Адамовича Клинцевича, заместителя руководителя фракции «Единая Россия», который, несмотря на огромную занятость, продолжает оказывать разностороннюю поддержку нашей организации, семьям, потерявшим родных в локальных конфликтах, ветеранам и инвалидам. Выражаю огромную признательность председателю правления Союза ветеранов Афганистана Владимиру Сергеевичу Вшивцеву. Чудом оставшийся в живых при взрыве бронетранспортера, став инвалидом 1 группы (со 100% потерей зрения), он по прежнему «в строю» - много ездит по регионам, ведет активную работу по объединению, сплочению ветеранов «афганского движения».

Мать и командир на могиле Андрея

Из истории страниц не вычеркнешь. Бессильно время перед народной памятью – в сердцах людей навсегда сохранится и героическое, и трагическое. Локальными военными конфликтами, далекими от нас, считались в Советское время военные действия в Китае, Лаосе, Вьетнаме, Афганистане... А между тем, в них участвовали посланцы Советского Союза, оплачивая «интернациональный долг» жизнью, здоровьем, искалеченными судьбами. Поныне продолжает множиться скорбный список. Растет число тех, кого война задела своим черным крылом – так, что на память о ней остались не только раны на теле, но и не проходящая боль в душе. Когда говорят, что время лечит раны – не верьте, это неправда. Есть раны, которые кровоточат всю жизнь.

 

С уважением

Макарьева Надежда Александровна – Председатель Российского Союза родителей воинов, погибших в локальных конфликтах, мама Андрея Крюкова – воина-десантника, гвардии рядового, погибшего в Афганистане 27 июля 1984 года

 

"Одинцовская Неделя" специально для "Одинцово-Инфо"

3.142.90.205

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
3 680
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи