Одинцово под защитой чешских святых

17 августа 2008, 11:52

Обретение мощей – едва ли не самый странный обычай с точки зрения нерелигиозного мира. Как это можно – от останков умерших много веков назад людей, костей или мумий, еще и отделять какие-то кусочки – и везти их за тридевять земель, чтобы им там поклонялись? Тем не менее, такой обычай есть, и мир церковный очень дорожит им. Примеров тому великое множество.

Район, где находится храм в честь святого Вячеслава, таков, что имя Вячеслав там ассоциируется прежде всего, пожалуй, с Молотовым. Это – самая что ни на есть Рублевка, 7-й километр Рублево-Успенского шоссе. Для «безлошадных» — станция Раздоры знаменитой Усовской ветки Белорусского направления МЖД. Рядом – еще более знаменитая Барвиха.

- Поселок наш был основан в 1922 году как дачно-строительный кооператив для старых большевиков, — рассказывает местный житель Олег Васильевич. – Основан Владимиром Дмитриевичем Бонч-Бруевичем, тем самым «ленинским Бончом».

 

Поначалу даже старых большевиков не очень-то баловали: первое название поселка было Фанерки, поскольку дачи сооружались из фанеры. Ну, а в 30-е годы, как философски замечает Олег Васильевич, ряды этих дачников «были очень сильно прорежены». Теперь состав местного населения весьма разнообразен, и было бы совершенно несправедливо сводить его к каким-то «олигархам».

Кстати, разношерстна и архитектура: есть и «хоромы», которыми, впрочем, сегодня никого не удивишь, но из-за высоких заборов и густых садов порой едва выглядывают старые и скромные бревенчатые срубы.

 

Сам Олег Васильевич к «олигархам» и близко не принадлежит. Он — старый офицер-подводник, на лацкане белого летнего пиджака носит значок с подводной лодкой, а в ожидании прибытия мощей оживленно рассуждает о морской составляющей юго-осетинского конфликта, рассказывая молодой компании, как «грузинские катера ушли в Поти». Жена Олега Васильевича, Людмила Борисовна – тезка святой Людмилы.

 

- Потомков старых большевиков здесь почти уж и не осталось, — говорит она. – А я вот здесь живу уже лет 50. У меня все бабушки были верующие, и я сама, хоть и не исповедовалась пока ни разу, в церковь хожу, и мне хорошо здесь.

Храм

Храм, в тени которого происходил разговор, был освящен в 2004 году, а до этого строился лет восемь. Он красив и высок, но очень узок, и, к сожалению, не велик внутри. Сама же церковная община поселка Новь, по признанию настоятеля, отца Максима Еремкина, насчитывает человек 40-50.

Но кем же были святые Вячеслав и Людмила, и почему православный люд чтит этих чехов, ведь Чехия – католическая страна? Дело в том, что святые жили в Х веке, — еще до разделения христианской церкви на православную и католическую. Вячеслав был родовитый князь, Людмила же приходится ему бабушкой. Это удивительно узнать, — обычно известность получают супруги, иногда брат и сестра. Нет, бабушка. Она воспитала внука в христианском духе, благодаря чему он сделал много благих дел для бедных и бездомных, а родня их была языческая.

 

В сентябре 935 года князь Вячеслав был убит своим младшим братом-язычником Болеславом, который и захватил княжеский престол. Однако в убийстве Болеслав горько раскаялся и перенес останки брата в собор святого Вита, который тот ранее основал. Там и пребывают поныне «главы» святых.

отец Нестор

- Есть такое понятие: намоленное место, — разъяснил благочинный Одинцовского округа архимандрит Нестор (Жиляев). — Для верующего человека это не абстракция. Когда мы говорим «намоленное место», всегда естественно подразумевается, что должно пройти какое-то время, чтобы молитва многих, многих и многих людей сделала это место благодатным. Но когда появляются мощи – источник благодати – место становится уже благодаря самому присутствию мощевика намоленным. И это сила: святые своими молитвами действительно помогают. Есть простая истина: невозможно людей обманывать постоянно. И если на протяжении тысячелетий люди действительно получают помощь, в том числе и от мощей, и реально ощущают эту благодать, значит, так и есть.

 

Между тем, на землях Чехии и Словакии действует не только римско-католическая, но и довольно много разных церквей. В том числе, Чешская и Словацкая Православная Церковь, насчитывающая свыше 75 тысяч прихожан более чем в 250 приходах. Эта церковь – автокефальная, она получила автономию из рук Московского Патриархата в 1951 году. Но старых друзей никогда не предавала.

Митрополит Чешский и Словацкий Христофор – чех, его мирское имя Радим Пулец. Но по-русски он говорит прекрасно, с милым небольшим акцентом.

 

Литургия была по-современному коротка. «Мощевик», над которым склонялись верующие, - драгоценная шкатулка круглой формы, на которой лежали два крохотных фтулярчика вроде наперстков, где и находились частицы. И алтарник строго следил, чтобы христиане поцелуями не сорвали крышечки и не опрокинули мощи.

Отрадно, что есть состоятельные граждане, которые на свои капиталы возводят церкви. Большую же часть наполнивших храм составляли никакие не «рублевские магнаты», а простые женщины из районного центра Одинцово. Неприхотливые, они были очень рады и слегка удивлены, что за ними прислали автобус, в котором, в тесноте, но счастливые, они и отправились в райцентр.

Леонид Смирнов, фото «Росбалт-Москва»

http://www.rosbalt.ru/2008/08/16/514360.html

 

3.144.33.41

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 642
Goshko
лично#
ОН

...к теме единого информпространства... в который уже раз
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи