Мастер и Двойная Маргарита

19 сентября 2008, 00:03

 

Фёдор НазаровМастер и Двойная Маргарита

***

Редели прохожие над Патриаршими,
Скрываясь вдали за бетонными плитами,
И спали скамейки под старыми липами,
Укрывшись газетами позавчерашними.

Я бредил масонами и массолитами,
Спроси: "Это как?"
[ну, а лучше - не спрашивай]

***

Спроси: "Это как?"
[ну, а лучше - не спрашивай]

Я видел его - на приемах в Британии,
На выставке в Польше, на рауте в Африке,
На стройках и войнах…
В бульварных изданиях
Он - главная часть новостийного трафика

Теперь он другой - дорогущие галстуки
Всегда только вкупе с шикарными тройками,
Он ходит на встречи и званые завтраки,
Доволен застоями и перестройками.

Но в белом костюме с кровавой подбойкою
Походка все так же предательски шаркает

***

Походка все так же предательски шаркает
И часто бывают конфузы такие вот:
Сегодня шлёшь «молнию» дяде из Киева
А завтра является тётка из Кракова
Сегодня выводишь сонату клаксонную
А завтра по нотам играешь прелюдию...

Резвились на улицах чёрные пудели
Спешила домой молодёжь полусонная

***

Спешила домой молодёжь полусонная,
Устав от гуляний и пива с фисташками,
И полнились светом проёмы оконные,
Спроси: "Это как?"
[ну, а лучше - не спрашивай]

Редели прохожие над Патриаршими,
И вешался месяц над Малою Бронною.

***

И вешался месяц над Малою Бронною.
И тихо висел полуночным сокровищем

Здесь всё ещё часто бывали Бездомные
Но не было Воланда.
вроде бы...


всё ещё...

 

 

вот так бывает - выйдешь покурить

 

1

кукушка так хотела улететь

хотя бы на минуту отлучиться
от шестерёнок старого ковчега,
взглянуть на мир, в котором кроме сов
есть, говорят, ещё другие птицы,
а также много неба, льда и снега,
избыток воздуха, морей, полей, лесов…

но за границей кухонных часов
нет для неё ни корма, ни ночлега

2

разбуженный портье из темноты
достанет ворох скомканных квитанций,
большие чемоданы и тюки;
отточенным движением руки
сорвет с них ярлыки дорожных станций,
гостиниц и мотелей

только ты,
все оплатив
[еду, тепло, кровать]
имеешь право вновь стремиться к солнцу

кукушке ничего не остается -
кукушка остается куковать…

3

метаморфоза выглядит смешной

ты убегаешь от чужих улыбок
и собственных закрашенных седин

а я, как прежде, остаюсь один
кормить твоих аквариумных рыбок
читать твои стихи и слушать твой
далекий голос
[пусть - его обрывок]
ведь на дорожках вытертых пластинок
и в лентах размагниченных бобин
ты, словно, навсегда осталась здесь

[вообразишь, что это так и есть,
и тут же посмеешься над собою…]

4

вот так бывает - выйдешь покурить,
окинешь взглядом улицу, дорогу,
деревья у реки и серый дым,
который в продолженье многих зим
идет из труб завода…
[прямо к Богу]
и город вновь покажется пустым

лишь ты в оковах злой архитектуры
стоишь забытой шахматной фигурой
зажав в руке разбитый механизм

 

 

18.221.245.196

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 842
Nina_Rotta
лично#
Фёдор Назаров пишет замечательные стихи. Мне они очень и очень нравятся.

Предлагаю посмотреть комментарии и рецензии на стихи Фёдора Назарова. Будет интересно сопоставить мнение читателей с мнением критиков.
Nina_Rotta
лично#
Ирина Ива
http://www.litsovet.ru/index.php/recenses.view?recense_id=7506

Пиво есть? - Пиво привезут к вечеру
(По мотивам стихотворения Федора Назарова "Мастер и Двойная Маргарита" )

Говорят, история не терпит сослагательного наклонения. Впрочем, смотря какая история. Вот скажем та, про которую свихнувшийся профессор сказал: Сегодня вечером на Патриарших прудах будет интересная история!, сколько уж лет не дает покоя творческим личностям. И в театре ее ставили, и мультяшку по ней нарисовали, и парочку фильмов успели снять, а вот поди ж ты не выходит каменный цветок! Франкенштейн какой-то выходит, а интересная история нет. Кстати, вы помните этот анекдот про Франкенштейна? Я смутно. Помню только, что какой-то врач-неврач, возомнил себя господом богом и решил создать собственного Адама. Материалы он использовал те же, что и его предшественник, но вместо прародителя человечества получил какого-то монстра. То есть вопрос чего не хватает в супе? так и остался риторическим.
Федор Назаров в своем стихотворении с изысканным названием Мастер и Двойная Маргарита, некий ответ все же предлагает:
Но не было Воланда.
вроде бы...
всё ещё...
Идея хороша, хоть и не совершенно новая, но с некоторым все же налетом оригинальности. Но и каменный цветок Мастера Федора, как и сказочного Данилы-мастера далек от совершенства. Почему? Вот и я задала себе этот вопрос, разобрала стихотворение на винтики-шпунтики, собрала обратно и обнаружила массу лишних деталей, а также массу деталей недостающих.
Nina_Rotta
лично#
Ирина Ива
http://www.litsovet.ru/index.php/recenses.view?recense_id=7506

(По мотивам стихотворения Федора Назарова "Мастер и Двойная Маргарита" )

Спроси: Это как?
Любой внимательный читатель прекрасно осведомлен, что роковая встреча на Патриарших это вовсе не начало истории, рассказанной Булгаковым. Но именно здесь Мессир, самый талантливый из всех известных миру режиссеров, сказал: Мотор! К тому времени был проведен самый тщательный кастинг, придуманы и созданы декорации, написаны необходимые бумаги и уже согласованы со всеми нужными инстанциями. Ради нескольких часов весеннего бала, найдена Маргарита, прабабка которой согрешила и не с водолазом каким-нибудь, а с самим французским королем. А чтобы дамочка не заупрямилась и согласилась стать хозяйкой бала, несчастный скромный служащий, историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами, неожиданно выиграл баснословную сумму денег, забросил работу, снял уютную квартирку и засел за роман о Пилате, который, разумеется, был невозможен к опубликованию априори. После чего герои, натурально, встретились и любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке. Что было дальше все знают. Роман был написан, отправлен в издательства, осмеян и раскритикован всеми, а не только бедным критиком Латунским. Это привело мастера в лечебницу для душевнобольных, а Маргариту - в Александровский сад, где ее уже поджидал Азазелло с предложением, от которого невозможно отказаться
Вспомним тот факт, что Булгаков описывал хоть и недалекое, но все же будущее. А фантасты, как известно, отчасти предвосхищают реальные события, правда, иногда перебарщивают с красками, описывая их, а также не сильны в определении дат. Имея все это, предположим, что интересная история на Патриарших еще не произошла, но все ее герои уже бродят среди нас в ожидании магических слов Мотор! И еще предположим так: А что если выполнить все подготовительные работы, собрать все части этой головоломки, создать нового Франкенштейна? Не запустится ли в этом случае мистический механизм? Возможно ли, что при соблюдении всех необходимых условий история все-таки произойдет?
Предположили? Нет? Вам доказательства нужны? А вот они!
Nina_Rotta
лично#
Ирина Ива
http://www.litsovet.ru/index.php/recenses.view?recense_id=7506

(По мотивам стихотворения Федора Назарова "Мастер и Двойная Маргарита" )

Время и место:
Редели прохожие над Патриаршими,
Скрываясь вдали за бетонными плитами,
И спали скамейки под старыми липами,
Укрывшись газетами позавчерашними.
Я бредил масонами и массолитами,
Спроси: "Это как?"
[ну, а лучше - не спрашивай]
Как известно, нужная нам встреча произошла в час небывало жаркого заката, когда не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. Ладно, опустим уточнение никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея, предположим, что прохожие, повинуясь необъяснимому беспокойству решили убраться отсюда. Но как-то странно они, эти прохожие, редели НАД. Если речь идет о скверике, то уместнее было бы говорить редели НА, а иначе получается, что все эти прохожие либо по воздуху летали НАД аллеями, либо склонялись зеваками НАД прудом, любуясь плавающими утками-мандаринками. Не добавляют ясности бетонные плиты, за которыми скрывались вдали прохожие. Те, кто бывал в Москве на Патриарших знают, что с аллеей никакой вдали не просматривается. Тесно там по-московски, да и дома, как справедливо отмечает Булгаков, стоят почти вплотную к пруду, иначе как бы иностранец испуганно обвел глазами дома, как бы опасаясь в каждом окне увидеть по атеисту? Понятно, что вся задача этих плит рифмоваться с массолитами, но задачу они выполняют на три с плюсом.
На мой вкус описание места и времени действия было бы намного точнее, если бы НАД Патриаршими либо закатывалось солнце, либо уж в худшем варианте всходила полная луна. Как быть с прохожими? А не знаю! Они, конечно, не последняя деталь в картинке, вот только предназначены исключительно для того, чтобы подчеркнуть странность происходящего и насторожить беспечных героев не было прохожих под липами! Даже под вечер, когда посвежело и на пруду появились лодочки, гуляющие бродили где угодно, только не на той стороне, где, согласно вышеприведенному описанию И спали скамейки под старыми липами, Укрывшись газетами позавчерашними. Образ, кстати, восхитительный, не удержусь от реверанса в адрес автора.
Nina_Rotta
лично#
Ирина Ива
http://www.litsovet.ru/index.php/recenses.view?recense_id=7506

(По мотивам стихотворения Федора Назарова "Мастер и Двойная Маргарита" )

Явление героев
Лично я с некоторыми сомнениями обнаружила в тексте четырех участников действа. Сомнения, прежде всего, касались Мастера. После долгих раздумий, я пришла к выводу, что автор решил описать его скупо, буквально одной строчкой, намекнув во второй и на Маргариту, а заодно и на то, что встреча уже произошла.
Я бредил масонами и массолитами, - Мастер, он же лирический герой.
Спроси: "Это как?" [ну, а лучше - не спрашивай] обращается Мастер-ЛГ, скорее всего, к своей возлюбленной.
Можно предположить и иной вариант лирический герой здесь переодетый Булгаков. Эта версия в корне меняет ситуацию, а почему объясню позже.
На описание второго героя автор красок не пожалел:
Я видел его - на приемах в Британии,
На выставке в Польше, на рауте в Африке,
На стройках и войнах
В бульварных изданиях
Он - главная часть новостийного трафика
Теперь он другой - дорогущие галстуки
Всегда только вкупе с шикарными тройками,
Он ходит на встречи и званые завтраки,
Доволен застоями и перестройками.
Но в белом костюме с кровавой подбойкою
Походка все так же предательски шаркает
Портрет получился весьма убедительным. Действительно, в современном мире пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат не может остаться незаметным. Это, конечно, светский лев, завсегдатай приемов и модных тусовок, при этом везде на первых ролях, ньюс-мейкер, так сказать. Он деятелен: и на стройках его видели, и на войнах, точнее в точках локальных вооруженных конфликтов.
Красок автор не пожалел, сделав героя практически главной фигурой предстоящих событий, что несколько выбивается из булгаковской канвы, однако, допустим, что из всех участников интересной истории Пилат нравится автору больше всего. А все же некоторых несоответствий избранной манере повествования не избежал. Мне, право, показались шаркающими сочетания принятых в современном официально-светском языке слов раут, чуть более общедоступного прием и совсем уж простецкого выставки. В гламурном светском издании от такого слова редактор поморщил бы нос и исправил в крайнем случае на вернисаж, салон, а лучше презентацию. Да и встречи звучат простовато, как и званые завтраки. Больше бы подошли брифинги, переговоры, фуршеты, ланчи, коктейли. Кофе-брейки в конце концов!
Очень неудачное словечко подбойкою. Мелкое какое-то. Глумливое. Под кем, простите?
Да и со строчкой Он - главная часть новостийного трафика автор перемудрил. Трафик, то есть поток как-то неловко делить на части. Он может быть полным или неполным. Медленным или быстрым. Словосочетание новостийный трафик - создает нужный автору образ непрерывного потока информации, или, говоря более близким мне профессиональным языком, ленты новостей. Но и она как-то среди профессионалов не делиться на части, а уж того самого ньюс-мейкера никому не придет в голову назвать главной частью новостей. Топ, хот (в смысле горячий) еще куда ни шло. Но чаще все же именно ньюс-мейкером, то есть тем кто ДЕЛАЕТ новости, а не СООБЩАЕТ их (второе значение слова, относящееся к журналистам). Данная строчка тот случай, когда автор, слегка смещая шаблонные определения, словестные штампы, дабы очаровать читателя неожиданным оттенком знакомых понятий и определений, пересолил блюдо.
Третий герой отсутствующий уже упоминался выше. Воланд, который один только и способен запустить это действо и превратить Франкенштейна в Адама, в Москву пока не заглядывал. Зато поэтов перебывало! Со счету сбились.
Здесь всё ещё часто бывали Бездомные
Кстати, автор и здесь сбился с ритма временного. Ведь с самого начала он повествует в режиме незаконченного действия редели, спали, бредил, видел, шаркает, шлешь, является, выводишь, играешь, резвились, спешила, полнились, редели, вешался. И вдруг бывали! И не смотрите, что с точки зрения грамматики глагол бывали, как и все вышеприведенные, отвечает на вопрос что делали?, а не что сделали?. Ведь это бывали свидетельствует о происходившем несколько раз событии в уже прошедшем времени! Мол, все, поздно пить боржоми! А иначе автор бы обнадежил читателя здесь все еще часто БЫВАЮТ Бездомные.
Nina_Rotta
лично#
Ирина Ива
http://www.litsovet.ru/index.php/recenses.view?recense_id=7506

(По мотивам стихотворения Федора Назарова "Мастер и Двойная Маргарита" )

Понтий Пилат
Среди недопонятых мною остались следующие строчки:
И часто бывают конфузы такие вот:
Сегодня шлёшь молнию дяде из Киева
А завтра является тётка из Кракова
Сегодня выводишь сонату клаксонную
А завтра по нотам играешь прелюдию...
По логике эти конфузы происходят с героем, которого автор хоть и не назвал по имени, но кто еще мог обладать шаркающей походкой? Вот только с чего это герою вздумалось слать телеграммы, выводить сонаты и играть прелюдии? С другой стороны, вспомните версию про то, что лирический герой вовсе не Мастер, а сам переодетый Булгаков. Если принять ее за основу, все как бы становится на место. В том числе и столь пристальное внимание к Пилату. Получается, что роман, написание которого привело к столь катастрофическим последствиям Мастера и его Маргариту, еще не написан! Согласитесь, это в корне меняет дело. ЛГ-Булгаков уже бредит массолитами, но еще не разъяснил для себя главной части своего будущего романа романа в романе. И тогда концовка стихотворения выглядит обнадеживающе: Воланд вроде бы еще не появлялся в Москве, время на раздумья еще есть, господа.
Nina_Rotta
лично#
Ирина Ива
http://www.litsovet.ru/index.php/recenses.view?recense_id=7506

(По мотивам стихотворения Федора Назарова "Мастер и Двойная Маргарита" )

Любопытно, кстати, что было раньше стихотворение или его заголовок? Ведь Двойная Маргарита - это, конечно, лукавый намек автора на повторяющиеся строки? Спрашиваю потому, что большинство повторений выглядит как подгонка к заголовку. Я бы их выбросила, если честно. В моем варианте стихотворение выглядело бы вот так (опуская уже высказанные замечания, оставив их на совести автора):
Редели прохожие над Патриаршими,
Скрываясь вдали за бетонными плитами,
И спали скамейки под старыми липами,
Укрывшись газетами позавчерашними.
Я бредил масонами и массолитами,
Спроси: "Это как?"
[ну, а лучше - не спрашивай]
Я видел его - на приемах в Британии,
На выставке в Польше, на рауте в Африке,
На стройках и войнах
В бульварных изданиях
Он - главная часть новостийного трафика
Теперь он другой - дорогущие галстуки
Всегда только вкупе с шикарными тройками,
Он ходит на встречи и званые завтраки,
Доволен застоями и перестройками.
Но в белом костюме с кровавой подбойкою
Походка все так же предательски шаркает
-----
И часто бывают конфузы такие вот:
Сегодня шлёшь молнию дяде из Киева
А завтра является тётка из Кракова
Сегодня выводишь сонату клаксонную
А завтра по нотам играешь прелюдию...
-----
Резвились на улицах чёрные пудели
Спешила домой молодёжь полусонная
Устав от гуляний и пива с фисташками,
И полнились светом проёмы оконные,
Редели прохожие над Патриаршими,
И вешался месяц над Малою Бронною.
И тихо висел полуночным сокровищем
Здесь всё ещё часто бывали Бездомные
Но не было Воланда.
вроде бы...
всё ещё...

Почему так? Да потому, что повторяющиеся строки оправданы только в паре мест, да и то, оправданы с большой натяжкой. Вторая Спешила домой молодёжь полусонная поддерживает рифмой И полнились светом проёмы оконные. Однако, как мне кажется, ее исчезновение совершенно не испортит стиха. Тем более, что почти рядышком обнаруживается И вешался месяц над Малою Бронною. Последняя в повторе рифмуется с Здесь всё ещё часто бывали Бездомные, однако, если отказаться от повторов, рифмующаяся симметрично сразу с двумя строками, она лишь обогатит вкусовой букет повествования. В третий раз повторяемая Спроси: "Это как? [ну, а лучше - не спрашивай] вообще нелогична. Возможно отсутствующий собеседник ЛГ безнадежная блондинка, но даже ей не придет в голову задать вопрос это как? по поводу вполне понятного:
Спешила домой молодёжь полусонная,
Устав от гуляний и пива с фисташками,
И полнились светом проёмы оконные

Конечно, в таком варианте стихотворению придется придумывать другое название. Но это уже проблемы автора! Кстати, прочтя отредактированный вариант, заметили лишние строки? Хорошие сами по себе, но лишенные отбивок графических (в виде увеличенных пробелов и звездочек), а также строк-повторений, смотрящиеся инородно? Я вообще против несмысловых, а бумажных разделений и отбивок. Написание текста должно лишь помогать читателю ПРАВИЛЬНО его читать. Все паузы, изображаемые на бумаге пробелами и звездочками, должны соответствовать речевым паузам, а иначе они ЛИШНИЕ, надуманные, мертворожденные. А теперь выбросьте лишнее (для себя я отметила его пунктирчиком) и прочтите стихотворение еще раз. Нравится? И мне!
Засим, оставляя вам улыбку почти чеширского почти кота, исчезаю.
Nina_Rotta
лично#
Хен Хультквист
(на стихотворение «Спасибо – здравствуй, опубликованное в Со-авторе 15.04.08)

http://www.litsovet.ru/index.php/recenses.view?recense_id=6890

Жалко не читал Вас раньше. Понравилось. По-крайней мере нет этой примитивщины литературных сайтов и не только.

итак по порядку:

Извини за стиль и за мой покосый,
как забор в селе захолустном, почерк.
Я бы мог ответить на все вопросы,
только ты едва ли теперь захочешь
что-то слушать. Запах сырой извёстки
Отдает дешёвой зубною пастой.

Мы опять застряли на перекрестке
не дорог, но судеб разбитых

Здравствуй


Схема рифмующихся строк выглядит так:
abacdcd,
что несомненно находка автора,
приятно порадовало и то, что новые строчки одного предложения начинаются с маленькой буквы, а не как у многих на этом сайте с большой.

рифмы интересные оригинальные:

особенно приглянулась пастой-здравствуй - достаточно неожиданная.

да и смысл тоже присутствует, причём мысль развивается последовательно, не теряясь от строчки к строки и не прыгает с одного на другое.

Язык и стиль, тоже вызывают одобрение. (Не будем вдаваться в детали, кто видит, тот поймёт.)

Этот город соткан из поликлиник,
магазинов, прачечных, метростроев,
и когда в разорванном птичьем клине
узнаешь рисунок своих обоев,
то проходишь мимо без интереса,
будто держишь путь из уборной в кухню.

Если небо рухнет на эту местность,
Будет лучше всем

Но оно не рухнет.


строфика:
ababcd ced - почти как в первом стихе только теперь начало похоже на конец по строению первого со вторым + 2 дополнительных строчки.

Рифма: кто-то скажет, что интереса-местность - это не рифма. Рифма! только неточная. Что говорит о свободном владении автора не только строением стиха, но и созвучиями.

очень понравился и этот стих по смыслу несмотря на то, что он вовсе неоптимистичный.
Nina_Rotta
лично#
Хен Хультквист
(на стихотворение «Спасибо – здравствуй, опубликованное в Со-авторе 15.04.08)

http://www.litsovet.ru/index.php/recenses.view?recense_id=6890

Иногда, устав от мирских нелепиц,
От житейской фальши и ширпотреба,
Обращаешь взор на ночное небо,
где висят пустые ковши медведиц,
освещая то ли ворота рая,
то ли звёздный путь [что, конечно, дальше].

Мы сплели созвездья из млечной каши,
И они горят.

Ничего не зная.



Строфика:
abbacd deс ! ЗдОрово, думаю мне есть чему у Вас поучиться, как и многим на этом сайте!

Рифма: я сам долго искал подходящие к небу, но у Вас нашёл нечто неожиданное, также как и дальше-каши.

насколько я понял, это не цикл, а одно стихотворение, разбитое на части, тогда и говорить о его художественных качествах надо в целом, так что оценка стиля и языка остаётся такая же, поскольку общее впечатление - Супер!

За окном картинка ночного града -
Натюрморт в оттенках немытой свёклы.
Фонари роняют на автостраду
Чуть почаще - свет, чуть пореже - стёкла.
Извини. Я просто опять скучаю.
Как хороший клоун от глупой шутки.

Вечер был отравлен зелёным чаем.
День - испорчен утром.

Ещё в маршрутке

Наши паспорта не имеют штампов,
Чтобы их стереть. Послужные списки
Потерялись в урнах чужих почтамтов,
Под завалом писем, судебных исков,
Рукописных схваток, в которых голос
Не имеет веса по сути дела

Я - спасибо - снова и пьян и холост.
Ты спасибо сделала, что сумела.




Думаю не стоит и дальше разбирать всё по косточкам.
Это нужно читать и очень хотелось бы послушать это в прочтении автора.

Если уж не шедевр, то по-крайней мере хорошо, качественно сделанные стихи, которые приятно и интересно читать.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВСЕМ!!!
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи