Михаил Панфилов: «Моя профессия — это сочетание алгебры со звуковой гармонией» (Продолжение)

17 мая 2009, 08:14

В первой части беседы Михаил Панфилов из Одинцово сравнил процесс создания аранжировки с варкой кофе, а во второй части интервью Вы узнаете, от чего испытывают кайф преподаватели, как у нашего героя было с математикой в школе и удобно ли сочинять музыку в транспорте. 

- Ты сам на каком музыкальном инструменте играешь?

- На клавишах. Но сейчас заморочился и решил освоить барабаны.

- Почему заморочился? Мне кажется, это не так уж и сложно, по сравнению с другими музыкальными инструментами... Это просто ритм – или ты его чувствуешь, или нет.

- Ну, есть свои нюансы. Русские барабанщики, например, очень торопятся. Доли микросекунды - и ощущение, что они предупреждают музыку немножко.

- Твоя незаконченная композиция Who I am что-то очень напоминает. Только вот что?

- Многие мои композиции всем что-то напоминают, какие-то другие мелодии. Мне об этом друзья часто говорят. Только не могут вспомнить, что именно. Поразительная вещь: мои знакомые признают, что у меня есть собственный стиль (хотя я к этому не стремлюсь особо и никогда не замечал), и могут сказать: «О, вот это Панфилов играл!».

- Ты «многостаночник» - и там, и там, всем занимаешься…

- Мне все интересно. Учиться люблю очень.

- А не бывает такого, что задумываешься: жизнь проходит в каком-то постоянном водовороте событий, а что на выходе?

- Нет, не жалею никогда. Меня, кстати, очень легко увлечь – загораюсь какой-то идеей молниеносно.

- Ну, а энтузиазм проходит так же быстро, как возникает, или нет?

- Да, тоже быстро. Сначала, бывает, делаешь что-то, что тебе интересно, а потом вдруг другой человек начинает с тобой спорить, что здесь, мол, не так должно быть, а по-другому. И ты начинаешь его переубеждать. Но уж если таких людей четверо, тут деваться некуда.

- Часто удается переубедить своих оппонентов?

- Да почти никогда! У каждого своя позиция. Но в то же время, я и без всяких споров, всегда буду считать, что наше творчество – самое лучшее, наша группа (с которой я работаю) – самая лучшая. То есть считаю неправильным, когда кто-то говорит: «Мы хотим быть похожими на тех-то и тех-то». Мы – это мы.

- Ты рассказываешь о группах, которые имели свою определенную аудиторию – «девичьи», которые нравились школьницам, мальчишечьи и так далее. А сейчас твое творчество – для кого оно?

- Дело в том, что когда уходишь в «свободное плаванье», то ищешь, конечно, где круче, где тебя ждут. Хочешь и здесь и там что-то попробовать. Наверное, для себя в большей степени. Для меня не существует песня, которая пишется четыре-пять дней. Я собираю трек за три-четыре часа. Потом слушаю – или отправляю в корзину, или оставляю. Моя мама всегда очень переживала, когда я что-то выбрасывал, поэтому собирала все это на дисках. И очень часто такое бывает, когда тебе нужно что-то, а этого нет. И тогда она говорит: «А помнишь…», и достает нужную пластинку.

- Маме нравится твое творчество?

- Да, она меня постоянно поддерживает, на все концерты мои раньше ходила. Сама она в хоре пела. Мама оказала самое непосредственное влияние на мой профессиональный выбор – отдала меня сначала в ДШИ учиться на фортепиано играть, потом в ОЦЭВ на тот же инструмент. Но у меня всегда с нотами были проблемы, плохо читал с листа – я ведь, по большей части, на слух музыку воспринимаю. Вообще, считаю, что хороший аранжировщик – это тот, который умеет играть двумя пальцами.

- Само понятие «аранжировщик», как мне кажется, достаточно молодое…

- Ну, я бы не сказал с уверенностью, что это так. Просто раньше аранжировками занимались сами композиторы. Наслаивались разные звуки – духовых инструментов, ударных и так далее.

- А сейчас, когда появились компьютеры, не пропадает ли какой-то особый дух музыки?

- Все говорят, что, мол, с компьютером стало просто все. Но думать-то все равно надо! Есть творчество двух типов – творчество настоящее и "за деньги" (поскорее слепить). Результат первого тебе должен самому нравиться, а второе – это так, отписка. Так же, как один решает примеры по математике с удовольствием, а другой у него списывает и сдает.

- Как у тебя было с математикой, кстати?

- Сначала тройки-тройки-тройки, потом все-таки четверку свою получил, спасибо моему учителю Андронниковой Светлане Васильевне. Но математика мне потом и в институте, на самом деле, очень помогала в некоторых технических вещах. Вообще, я сам естественно-научного, аналитического склада ума. С литературой не дружил, в конце концов пришлось подружиться, хотя к технике все равно испытываю больший интерес. А моя профессия – это сочетание алгебры со звуковой гармонией.

- Когда ты в прямом эфире управляешь звуком, волнуешься?

- Хотя это и закадровая работа, да. Это очень приятное чувство. Бывают разные казусы. Например, на первых порах я как-то поставил в эфир одно и то же голосовое сообщение два раза подряд. Там же путаешься постоянно – уйма этих сообщений. Тогда эфир вел Тимур Соловьев, он сказал, услышав это сообщение: «О, дежавю!». Спасибо, выручил! (улыбается).

- С кем было бы приятно поработать, для чьей музыки сделать аранжировку?

- При всей недосказанности, было бы приятно поработать с Тимати.

- Но ведь отношение у публики к Тимати разное. Одни поклоняются, другие призирают. Как ты относишься?

- Его ненавидят за то, что он принес в Россию американский продакшн. Но я считаю, что многие ему действительно завидуют. Если человек спел со Снуп Догом, пусть и заплатил много денег, это уже о чем-то говорит! Тимати действительно сейчас очень хорошо раскрутился, даже, сказал бы, развился.

- А из зарубежных?

- Ну, им вообще можно только поклоняться. С радостью бы поработал с Алишией Кийс. А в плеере сейчас у меня старый добрый Джо Кокер.

- Разноплановый состав…

- Да, для меня главное – чтобы в каждой песне была какая-то своя история, а не просто забой с текстом типа «Я лучший, а вы – говно» или «Я тебя люблю, я тебя не люблю, я козел, а ты коза» (смеется).

- Тебя больше привлекает мейнстрим или андеграунд?

- Скорее, мейнстрим. Люблю качество и сочное звучание.

- Много времени уходит на дорогу из Одинцова в Москву и обратно. В транспорте не сочиняешь?

- Иногда бывает, но хочешь тут же записать – а некуда. Думаешь: «Вот домой приеду – сразу запишу!». Приезжаешь домой – а там дела, тебе кто-то позвонил и так далее. И забываешь, естественно, все, что придумал. А вообще у меня мечта такая – хочу выбраться на недельку на дачу, отключить телефоны и просто сочинять. Но пока - с дипломной работой - этого не предвидится.

- О чем будешь писать диплом?

- Я его не пишу, а снимаю. Это будет документальный фильм-портрет о замечательном преподавателе, человеке, которому я поклоняюсь, Борисе Яковлевиче Меерзоне.

- Чем будешь после выпуска заниматься?

- В аспирантуру пойду – хочу продолжать преподавать.

- Когда ты ведешь занятие, ты больше энергии отдаешь студентам или получаешь ее от них?

- Сначала, конечно, выкладываешься и отдаешь по полной. А потом к тебе после занятий приходят: «Миш, а как вот тут?». И ты начинаешь показывать, после чего от тебя человек выходит с квадратной головой. Разве не удовольствие?!

3.12.162.179

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 261
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи