Музей-усадьба «Архангельское»: 18 км от Одинцово, и вы в подмосковном Версале

24 августа 2009, 15:59

Музей-усадьба «Архангельское» — уникальный памятник русской художественной культуры. Всемирную известность Архангельскому принесли и величественная красота самой усадьбы, и разнообразие уникальных музейных коллекций.

Имение Уполозы, как изначально называлось Архангельское, впервые упоминается в документах времен Ивана Грозного. В середине XVII века село купил боярин Ф. И. Шереметев, известный своей ролью в установлении династии Романовых на российском престоле, а затем оно перешло в распоряжение князей Одоевских. Тогда же, по названию построенного в те годы храма, село стало именоваться Архангельским. В начале XVIII века оно перешло к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, который обратил свою энергию на переустройство усадьбы. Однако по царскому указу Анны Иоанновны он был арестован, заточен в Шлиссельбургскую крепость, где вскоре скончался. Усадьбу конфисковали в казну.

В середине XVIII века императрица Елизавета Петровна возвратила имение сыну Д. М. Голицына, действительному тайному советнику и сенатору, князю Алексею Дмитриевичу Голицыну. А его сын, князь Николай Алексеевич Голицын, решил превратить родовую вотчину в образцовую усадьбу, отвечающую духовным устремлениям века Просвещения.

В 1780 г. в Париже князь приобрел для строительства своего загородного дома проект архитектора Шарля Герна, положив начало знаменитому архитектурно-парковому ансамблю в Архангельском. Но позже Н. А. Голицын вышел в отставку, дела его пришли в упадок, и денежные затруднения приостановили строительство. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, приняла решение о продаже усадьбы.

В начале XIX века Архангельское покупает государственный деятель, богатейший вельможа, знаток и коллекционер произведений искусства князь Николай Борисович Юсупов. При нем люди искусства, знатные вельможи и даже члены императорской фамилии будут стремиться попасть сюда, чтобы насладиться совершенной красотой дворца, парка, великолепием художественных коллекций. При Н. Б. Юсупове ансамбль усадьбы, в основном сложившийся еще при Н. А. Голицыне, не претерпел существенных изменений, все его основные черты не только сохранились, но и обрели окончательную форму. Это период самых активных строительных и отделочных работ в усадьбе.

Знаменитый ансамбль в Архангельском возник в период расцвета в России стиля классицизм, опирающегося на искусство античности. Архитектура и композиции парка Архангельское роднят его с итальянскими садами эпохи Возрождения и французскими парками в регулярном стиле, а его пейзажные рощи навеяны образами английской ландшафтной архитектуры.

Въезд в усадьбу с севера открывается Императорской аллеей, ведущей с московской дороги ко дворцу. Эта перспектива становится стержнем всего ансамбля. Обсаженная соснами, березами и елями, аллея подводит к массивной въездной арке Парадного двора, в проеме которой виден портик Большого дома. Дворцовый комплекс: Большой дом, два флигеля, колоннады и въездная арка — служат ядром всего ансамбля.

Холм, на котором стоит дворец, еще в конце XVIII в. был превращен архитектором Джакомо Тромбаро в серию террас, подобных тем, что устраивали в итальянских садах XVI века. С южной стороны от дворца спускается каскад террас вниз к Москве-реке.

Великолепен скульптурный декор монументальной подпорной стены Нижней террасы. Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в кон. XVIII — нач. XIX вв., насчитывает около 200 произведений и является уникальным собранием, равное которому трудно найти в нашей стране.

Одним из очаровательных уголков Архангельского является расположенный в западной части парка миниатюрный ансамбль «Каприз» — модный для того времени уголок уединения или «эрмитаж». Летом 1818 г. во время визита в Архангельское императора Александра I был торжественно открыт Театр, ставший одним из самых известных усадебных театров России (только что открылся после реставрации). Неотъемлемой частью ансамбля являлись павильоны, беседки, памятные колонны.

Облик Архангельского окончательно сложился к середине 1820-х годов. Казалось, нельзя было отыскать под Москвой имения более совершенного: архитектурный ансамбль и парк в нем органично сочетались с великолепными коллекциями; громадной библиотеке Н. Б. Юсупова могли позавидовать в столицах; театр украшали декорации Пьетро Гонзага, а расписанный в имении фарфор носил марку с названием усадьбы. Новый этап в жизни Архангельского начался с переходом имения к внуку Н. Б. Юсупова князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему (1827 — 1891).

Дважды в Архангельском побывал А. С. Пушкин. В аллее, украшенной бюстами античных богов и философов, в начале XX века установлен памятник поэту.

Замысел величественного мемориального сооружения в Архангельском Храма-усыпальницы «Колоннада» возник в связи с трагическим событием в семье последних владельцев усадьбы — гибелью на дуэли старшего сына Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича — Николая Феликсовича Юсупова (1883 — 1908). Храм-усыпальница в результате не использовался по прямому назначению. Сейчас здесь хранятся монументальные живописные полотна из юсуповского собрания. Уникальная акустика залов неизменно привлекает ценителей искусства на проходящие летом концерты классической музыки.

В 1919 г. владельцы имения навсегда покинули родину. Советская власть национализировала усадьбу Архангельское и превратила ее в музей.

Усадьба Архангельское в наше время представляет собой музей с уникальными собраниями живописи XVII — XIX веков, гравюры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. С 1998 года в музее-усадьбе Архангельское, возрождающей прежние традиции, проводятся концерты классической и джазовой музыки.

Мы дали об «Архангельском» весьма сжатую информацию. Приезжайте сами, наслаждайтесь и открывайте для себя историю и культуру нашей великой России!

 


КАК ДОБРАТЬСЯ?

На общественном транспорте. От ст. Одинцово на маршруте №36 до Ильинского, затем — пересадка на №549 до Архангельского.

На велосипеде. От Одинцово до Жуковки по Подушкинскому шоссе или по лесной тропинке через лыжероллерную трассу, далее — по Рублево-Успенскому шоссе до пересечения с Ильинским и уже по нему через Москву-реку до пос. Ильинское. Затем — по Ильинскому шоссе, никуда не сворачивая, до входа в усадьбу Архангельское.

Телефоны музея-усадьбы: 363-1375 (справка), 797-5409, 561-9660 (администрация).

13.59.243.194

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
9 636
columbietz
лично#
Еще интереснее посетить то, что видно на противоположном берегу от усадьбы: заповедник "Лохин остров".

"Для ближайшего Подмосковья Лохин остров - уникальное место, где природный комплекс не только сохранился, но и содержится в весьма приличном состоянии. Дело в том, что это действительно настоящий остров (единственный в верховьях реки Москвы), полностью окруженный водой и образованный руслом Москва-реки и ее старицей, попасть сюда можно только по небольшому мостику. К тому же территория Лохина острова имеет природоохранный и водоохранный статус, так что всякая хозяйственная деятельность обходит это место стороной. Лохин остров появился на карте ближайшего Подмосковья сразу после строительства Рублевской водопроводной станции в начале прошлого века. С поднятием уровня Москвы-реки вода заполнила речную старицу, и село Лохино вместе с двумя деревеньками и обширным лесом оказались со всех сторон отрезаны от внешнего мира. Нынче на 1800 гектарах острова официально обитают всего два человека."

Подробнее, с привязкой к карте, тут: http://wikimapia.org

Траву недавно скосили, так что на велосипеде будет удобно перемещаться в произвольном направлении на большей части острова.

Пешком можно и нужно. Чтоб прогуляться по территории острова, желательно иметь навык пеших прогулок, ведь идти до моста на остров тоже прилично: предварительно, оцените расстояние по карте.

Выезды на дороги, ведущие к мосту, через поле, перекрыты шлагбаумами. Машину удобно оставить на Прибрежной улице в Глухово, далее пешком.
sankrot
лично#
Цитата: далее пешком

Туда и далее на велике!!
пн8п
#
Почему не пишите-что вход то платный!!!!!!
komandir
лично#
Вход платный-это нормально. Надо усадьбу на что-то содержать…
Есть проблема совсем иного рода. Увы.
http://sergey0.btv.ru/site/index.htm
Читайте раздел ЖЗЛ. Материал Люди, стоящие особняком.
columbietz
лично#
komandir пишет об этом:
http://www.novayagazeta.ru/data/2009/030/00.html
еще подробнее - здесь
http://www.kr-uz.ru/loxin.htm

Только есть мнение, что полезнее заниматься физическим самосовершенствованием и посещать стрелковый клуб.
При тех темпах "разложения" государственных структур, скоро ситуация, когда безопаснее ночевать в глухом лесу, с карабином в руках, нежели в населенном пункте, станет реальностью и в Подмосковье.

"Ещё по пути на Кижи мы узнали, что где-то у нас по дороге будут петроглифы - то есть наскальные изображения. Оказалось, что всё это хозяйство находится около г. Беломорска, где есть гостиницы, а также оттуда, также как и из Кеми отходят плавсредства на Соловки. С учётом того, что Беломорск будет поближе Кеми предложение казалось выгодным. В Беломорск мы въехали часа в три ночи.
Город показался мне настолько недружелюбным, что я примкнул к карабину магазин и держал его на коленях в постоянной боевой готовности.
Посудите сами: ни одного фонаря, какие-то полуразрушенные бараки, страшная вонь, а также толпы визуально крайне агрессивно настроенных. Приближение дефендера они приветствовали пьяными воплями и движениями в его сторону, но я предпочитал не останавливаться. Кабанья картечь и 4 магазина, конечно, внушали уверенность, но всё равно было как-то ссыкотно.
Гостиница представляло собой неосвещенное здание в 4 этажа, похожее на общагу, после попадания в неё пятка 152мм. фугасов. Мест в ней не было, зато у стоявшего рядом фонаря тусили они - Беломорцы. В количестве человек тридцать. Все как один со следами вырождения нации на челе.
Мы узнали, что рядом есть еще одна гостиница "Бломорье" куда пайщики-концессионеры решили выдвинуться."
Желающие дочитать, смотрят http://the-blacky.livejournal.com/
Пишет один интересный авантюрист, юрист и мотоциклист
Внимание!!! Там ненормативная лексика.
liberal69
лично#
Жалко, что сейчас нельзя посетить дворец: ремонт идет уже лет 20 и неизвестно, когда закончится. А коллекция художественных ценностей там потрясающая, не хуже, чем в Кускове и Останкине и намного интереснее, чем в наших Больших Вяземах, которые сильно пострадали за годы советской власти.
columbietz
лично#
liberal69
Вы уверены, что там остались "экспонаты"?!

"Давеча посетил Брянский краеведческий музей, экспозиция довольно обширная, но был неприятно поражен и шокирован количеством копий среди более-менее интересного материала. Начиная от мелкой металлопластики и монет, заканчивая холодным оружием. На вопрос-Куда все подевалось?- сотрудники нехотя ответили, что мол в запасниках все, охрана плохая. Верится с трудом…
Неужели такая ситуация в большинстве областных и районных музеев?!! Ведь что касается Брянска, то коллекции собирались с начала 20го века местными подвижниками археологии и краеведения, люди на это годы жизни тратили, а их наследие попросту разворовали. Так обидно…."
Желающие дочитать, смотрят reviewdetector.ru/index.php?showtopic=6555&hl=
komandir
лично#
columbietz: liberal69
Вы уверены, что там остались "экспонаты"?!

"Давеча посетил Брянский краеведческий музей, экспозиция довольно обширная, но был неприятно поражен и шокирован количеством копий среди более-менее интересного материала. Начиная от мелкой металлопластики и монет, заканчивая холодным оружием. На вопрос-Куда все подевалось?- сотрудники нехотя ответили, что мол в запасниках все, охрана плохая. Верится с трудом…
Неужели такая ситуация в большинстве областных и районных музеев?!! Ведь что касается Брянска, то коллекции собирались с начала 20го века местными подвижниками археологии и краеведения, люди на это годы жизни тратили, а их наследие попросту разворовали. Так обидно…."
Желающие дочитать, смотрят reviewdetector.ru/index.php?showtopic=6555&hl=

Не берусь судить по данному факту.
Однако, как бывший музейный работник, буду утверждать, что экспозиция копийных материалов - частая и оправданная практика.
columbietz
лично#
Вот выдержки из упомянутого мной обсуждения:

"Смотришь, к примеру, катана лежит(трофей с русско-японской), все как положено-рукоять, ножны-кожа ската,, присматриваешся-а клинок то сделан слесарем в нетрезвом состоянии с соседнего предприятия, цубу скомуниздили и тд… А в катане самое дорогое-именно клинок, остальное можно собрать. И как тут понимать прикажете?…"

"Знаю одну заведущую районного краеведческого музея. У неё в фондах есть даже с десяток рублей Петра. Ежегодно отчитывается и ОТБРЫКИВАЕТСЯ от передачи на обследование "на предмет необходимости реставрации". Отчётливо понимая, что может вернуться взамен оригиналов. И ничего, не уходят, потому что правда на её стороне. А была бы… учкой, давно бы в долю с "рэстовраторами" вошла…"

Не обладая объемом знаний по данной тематике, вынужден делать выводы основываясь на анализе подобных "споров". В которых, как известно, рождается истина

Вот, например, интересный "спор" по затронутой у http://sergey0.btv.ru/site/index.htm тематике: archeologia.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=2417

Ссылки приходится давать в таком виде из-за того, что редирект некорректно заменяет символы, тем самым заводя в никуда. Тем, кому это действительно интересно, несложно будет выполнить операцию "копировать-вставить".
liberal69
лично#
columbietz:  Вы уверены, что там остались "экспонаты"?!
Сейчас-не знаю. Я там былв 1985 г.-дворец меня просто поразил! Но где-то уже через несколько лет его закрыли и до сих пор не открыли. Что сейчас с ценностями-не знаю. Наверное, когда-нибудь его откроют? Тогда и посмотрим…
Гость
#
Плата за вход на территорию усадьбы:

взрослый билет - 80 руб.

льготный билет - 40 руб. (дети, студенты, пенсионеры)

для иностранцев - 250 руб.

Хорошо, что мы россияне, хоть в этом повезло!
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи