Подвижной контрапункт строгого письма

19 октября 2009, 14:23

Сергей Иванович Танеев был сильным теоретиком, особенно в области контрапунктуры, он один из первых композиторов, который начал создавать русскую полифоническую музыку. Корреспондент «Одинцово-ИНФО» побывал в музее Танеева в Дютькове, где посетители оказываются в тихой дачной атмосфере конца XIX века в гостях у великого композитора.

Сергей Иванович Танеев родился 13 ноября 1856 года во Владимире в дворянской семье. Когда Танееву было десять, его семья переезжает в Москву, где композитор прожил всю оставшуюся жизнь, а последние годы жизни провел на даче в Дютькове.

В начале лета 1908 года Сергей Иванович по совету Вячеслава Александровича Булычева, известного музыканта и общественного деятеля, первый раз попадает в эти места. В те времена из Москвы сюда добирались так: поездом до ближайшей станции Голицыно, оттуда извозчиком 20 верст. Извозчика можно было заказать телеграммой. Здесь удивительный для Подмосковья пейзаж и рельеф — как бы чаша, окруженная покрытой лесом возвышенностью. Абсолютно закрытое место, поэтому его часто сравнивали со Швейцарией.

Танеев всегда снимал дом у одной хозяйки — Голицыной. Дом, построенный в начале XX века, сохранился, на нем есть мемориальная табличка. Этот дом уступил Сергею Ивановичу Булычев, а сам квартировал в другом доме, где сейчас и разместился музей Танеева. 

В 1962 году в этом доме открылся Дютьковский народный музей, посвященный Левитану, Чехову, Танееву. Основатель музея — местный краевед Павел Федорович Колесов. Он организовывал в стенах музея праздники, концерты. После смерти Колесова в 80-м году все застыло. В конце 80-х годов теперешние сотрудники музея начали все практически с нуля. Экспозиция собиралась по крупицам. Из личных вещей Танеева можно назвать кровать, самовар, супницу из семейного сервиза, шкафы-стеллажи, летний пиджак, письменный стол и все, что на нем.

Своей семьи у Танеева не было. Его с самого детства и всю жизнь опекала няня Пелагея Васильевна Чижова. Это была простая неграмотная женщина, но от природы наделенная умом и житейской мудростью. По любому поводу оригинально высказывалась. Например, о Толстом, у которого Танеев подолгу гостил в Ясной поляне (хотя сам так и не стал толстовцем), говорила: такой умный, что местами его ум уже начинает в глупость переходить. Как-то порекомендовала Танееву устроить концерт, когда композитор поинтересовался «зачем», ответила: «У нас лавровый лист кончился».

Няня умерла в 1910 году, по поводу чего Сергей Иванович сделал самую трагическую запись в своем дневнике, который он вел с 1985 года на языке «эсперанто». Танеев не жаловал достижений цивилизации — водопровод, электричество. Потому что не хотел зависеть от вещей. Предпочитал, чтобы извозчик воду привозил. Танеев страшно любил сладкое, не выносил курения, почти не пил. Курили в доме в особой комнате в самоварную отдушину.

Родители Танеева имели 26-летнюю разницу в возрасте. Сергей был самым младшим в семье и родился, когда отцу было 60 лет. Отец Иван Ильич имел три высших образования, дослужился до статского советника, никогда не брал взяток, писал стихи, интересовался музыкой. Занимался с детьми сам по всем дисциплинам, к сожалению, и музыкой. Дело в том, что он играл на многих музыкальных инструментах, но плохо. У Сергея было два старших брата — Владимир и Павел. Отец всю семью заставлял аккомпанировать ему на рояле, особенно часто доставалось жене, она в слезах убегала в сад. Владимир очень уставал от этих уроков, а Павел требовал 25 рублей серебром за час, отец ему платил. Сергей же проявил способности. Первая его учительница музыки — дочь местного врача — Мария Александровна Мироношская. Она же показала Сергея Николаю Григорьевичу Рубинштейну, который порекомендовал продолжить занятия.

В 1866 году в 10 лет Танеев становится учеником только что открывшейся Московской консерватории. Был одним из первых 150 учеников, заметим при этом, что принимали на учебу с 14 лет. Окончил консерваторию по фортепьяно в классе Рубинштейна и по композиции в классе Чайковского в 1875 году, первым получил Большую золотую медаль. Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений, а также их редактором и аранжировщиком.

Перед молодым музыкантом открываются широкие перспективы. Это и разнообразная концертная деятельность, и преподавание, и углубленная композиторская работа. Но прежде Танеев совершает поездку за рубеж — в Париж. Соприкосновение с европейской культурной средой оказало сильнейшее воздействие на восприимчивого двадцатилетнего художника. Танеев предпринимает суровую переоценку достигнутого им на родине и приходит к выводу о недостаточности своего образования, как музыкального, так и обще-гуманитарного. Наметив твердый план, он начинает упорную работу над расширением кругозора. Работа эта продолжалась всю жизнь, благодаря чему Танеев смог стать вровень с образованнейшими людьми своего времени.

По просьбе Чайковского в 1885 году Танеев возглавляет Московскую консерваторию, сам Петр Ильич не любил преподавательскую деятельность, а Сергей Иванович оказался прирожденным педагогом. При нем консерватория окрепла, твердо встала на ноги. Танеев был сильным теоретиком, особенно в области контрапунктуры (термин «полифония» во многом синонимичен термину «контрапункт»). Крупнейшее теоретическое исследование Танеева «Подвижной контрапункт строгого письма» посвящено полифонии.

Сергей Иванович воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (в педагогике Танеев явился продолжателем традиций Н. Г. Рубинштейна). Среди его учеников: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Р. М. Глиэр, К. Н. Игумнов, Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский. Сыграл большую роль в становлении Прокофьева.

Проруководил Танеев всего 4 года, а в 1905 году ушел из консерватории. Педагогическую деятельность продолжал, но с учеников практически никогда не брал денег, говорил «меня нанять нельзя, я сам выбираю себе учеников».

Как композитор Танеев был выдающимся хоровым мастером, автором романсов, 4-х симфоний, особенно прославился камерно-инструментальными ансамблями, один из первых композиторов, который начал создавать русскую полифоническую музыку. Он объединял русскую песенность, музыкальность с западными структурами — фуга, канон, и т. д. Его единственная опера по Эсхилу «Орестея» была впервые поставлена в 1895 году в Мариинке.

Что касается личной жизни Танеева, то здесь мало, что известно, поскольку он был скрытным человеком, когда речь шла о личном, хотя и очень эмоциональным. Мария Карловна Кинд-Бенуа — это имя и женщина, которой оно принадлежало, несомненно, оставили след в судьбе Танеева. Сама Мария Карловна из швейцарского рода, по мужу Бенуа. Она была замечательной пианисткой. Когда Танееву было 30 лет, их роман был в разгаре. Семейная жизнь Марии Карловны не складывалась, но у нее — четверо детей. При разводе она должна была с ними расстаться, поэтому брак с Танеевым не состоялся. Хотя позже Мария Карловна все равно разошлась, несколько раз выходила замуж. А Сергей Иванович так и не женился. 

В 1915 году 6 июня отъезд с дачи задерживался из-за болезни Танеева, который простудился на похоронах Скрябина — своего ученика. Ждали Райского Назария Григорьевича с кислородной подушкой, не дождались. Похоронили Танеева в Донском монастыре, в 30-х годах могила была перенесена на Новодевичье кладбище.

19 июня по новому стилю — день памяти Танеева. По традиции в музее проводится Танеевский фестиваль. По выходным в летнее время проводятся концерты камерной музыки.


КАК ДОБРАТЬСЯ?

— На электричке. До станции Звенигород, далее автобусами №23, №51 до Саввино-Сторожевского монастыря;

— На велосипеде. От станции Звенигород по Звенигородскому шоссе через город Звенигород вдоль левого берега Москвы-реки до поворота на Дютьково.

Открыт по средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям с 10 до 16 часов.

Адрес: Московская область, г. Звенигород, микрорайон Дютьково. Телефон: 8 (496) 327-4142.

3.95.23.35

3 273
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
Комментарии гостей публикуются только после подтверждения e-mail адреса