Одинцово-ИНФО

«Песни печали и любви» в городской муниципальной библиотеке №1

01 декабря 2009, 15:02

Обзванивая на неделе по заданию редакции одинцовские библиотеки, неожиданно для себя получила приглашение от библиотеки №1 (что на Бирюзова, 30) на литературно-музыкальный вечер «Песни печали и любви». Мероприятие, прошедшее в воскресенье 29 ноября, было посвящено союзу двух талантливых людей — композитора Бориса Прозоровского и певицы Тамары Церетели.

Оказалось, что в стенах библиотеки уже два с половиной года существует клуб «Ретро». Его организатором стала Татьяна Николаевна Рожкова — заведующая библиотекой. Клуб объединяет людей, которым интересна песенная и музыкальная история, судьбы авторов и исполнителей старинных песен и романсов. Точкой отсчета существования клуба стал концерт дуэта «Ретро» в апреле 2007 года. Тогда с лирическими песнями 50-70-х годов выступили артисты Мосэстрады — Наталья Русина и Юрий Луговой.

С тех пор раз в месяц, чаще в последние субботу или воскресенье месяца, происходят эти трогательные встречи. Основные ведущие вечеров — жители нашего города: Светлана Андреевна Комракова и коллекционер-филофонист Геннадий Сергеевич Шкредов.

В минувшее воскресенье ведущей была Светлана Андреевна. Под впечатлением услышанного, вкратце излагаем ее рассказ. Факты биографии Бориса Алексеевича Прозоровского перемежались щемящими музыкальными паузами с прослушиванием его дивных романсов.

Борис Прозоровский происходил из древнейшего княжеского рода. Его отец был военным врачом, широко известным в Тифлисе, куда Прозоровские перебрались из Петербурга. Профессия отца определила, казалось бы, и судьбу сына, родившегося в 1891 году — он стал военным медиком.

Однако, больше медицины увлекала молодого человека музыка и поэзия. Музыку очень любили в доме Прозоровских. С детских лет будущий композитор был окружён песнями и романсами. Так, сочинять стихи и музыку он стал пробовать и сам.

Борис Прозоровский

После революции 1917-го года военврач Борис Прозоровский возвратился в Тифлис, где полностью посвятил себя музыке: работал над новыми романсами, с успехом исполнял их и, наконец, задумался о необходимости создать свою собственную программу, для которой необходим был исполнитель. В этот момент судьба свела композитора с певицей, которая на многие годы стала его музой, Тамарой Церетели. Девятнадцатилетняя студентка тифлисской консерватории отличалась редкой красотой, замечательным голосом и большим талантом.

Тамара ЦеретелиВам девятнадцать лет, у Вас своя дорога,

Вам хочется смеяться и шутить,

А мне возврата нет, я пережил так много,

И больно, больно мне в последний раз любить…

Творческий союз Тамары Церетели и Бориса Прозоровского имел огромный успех в Тифлисе. После этого Борис Алексеевич уговорил Тамару переехать в Москву. В 1923 году состоялся их первый совместный концерт в Большом зале Московской консерватории.

На их выступления невозможно было попасть, билеты раскупались в мгновение ока. Это был пик славы Прозоровского. Кроме Церетели, его романсы стали исполнять короли и королевы русского романса: Вадим Козин, Изабелла Юрьева, Пётр Лещенко и др.

Годы славы пролетели быстро. В 30-е романс был объявлен буржуазным, белогвардейским жанром и запрещён. А вслед за жанром под молох репрессий попали и его верные служители.

В 1933 году Прозоровский с Тамарой Церетели записывают свою последнюю пластинку. Вскоре композитор был арестован и отправлен на Беломорканал. Там «бывшему» князю пригодилась профессия медика. Несколько лет он работал в лагерной санчасти, благодаря чему избежал гибельных общих работ и выжил. По отбытии срока композитор ненадолго вышел на свободу.

Прозоровский успел дать несколько концертов, после одного из которых его арестовали вновь, обвинив в моральном разложении армии и флота, и отправили в Сибирь. Пресса в те дни писала о депортации композитора, «культивирующего «белогвардейский» жанр», да и княжеского титула Борису Алексеевичу простить не могли. В 1939 году после очередного допроса он был расстрелян. Неизвестно ни точной даты его гибели, ни места, где находится его могила.

Репрессии не коснулись его музы. Тамара Церетели продолжала артистическую карьеру. Говорят, что она спасла тогда практически запрещенный жанр классического русского и цыганского романса. Это удалось ей благодаря умной и осторожной репертуарной политике: она снискала благосклонность кремлевских руководителей. Почти на всех нотных сборниках 20-30-х годов после слов «Музыка Б. Прозоровского» стоит: «Посвящается Т. Церетели». В пору, когда вспоминать имя опального композитора было ещё небезопасно, Тамара Церетели прямо заявила в одном из своих интервью, что всем в своей жизни обязана Борису Алексеевичу, человеку высокой морали и чести, выдающемуся музыканту…

Режим уничтожил человека, но его яркие, волнующие, нежные мелодии живут до сих пор. С этими музыкальными шедеврами не справится никакая государственная машина, потому что всегда существуют Любовь, Нежность, Страсть и Счастье! А значит, всегда будет существовать русский романс.

Назовем несколько наиболее известных романсов Прозоровского: «Вам 19 лет», «Вернись, я все прощу», «Плачет рояль», «Пой, цыгане», «Прощай, мой табор».

… По окончании вечера мы побеседовали с ведущей вечера Светланой Андреевной Комраковой. Она рассказала, что родилась в Москве, по образованию инженер, в Одинцово живет с 1967 года. Ее мама и бабушка хорошо пели. Свое увлечение музыкой, любовь к романсу Светлана Андреевна пронесла через всю жизнь. Ее основная тема — это «серебряный век» русского романса, начиная с последнего десятилетия XIX века и до 30-х годов XX.

Обращение к мелодиям «ретро» она считает очень актуальным. «Даже на телевидении старые песни и романсы теснят всем поднадоевшую попсу. (Взять, хотя бы, передачу «Достояние республики»). Светлане Андреевне тоже захотелось поделиться накопленными знаниями об истории романса, забытых авторах и исполнителях, а поскольку, как она считает, «жизнь на пенсии только начинается», с появлением свободного времени начала потихоньку выступать с циклами своих рассказов. У Светланы Андреевны есть постоянные поклонники и поклонницы, но здесь в Одинцово — это в основном люди пожилые.

А вот в Москве, куда она часто выбирается на подобные встречи, очень много молодых людей с удовольствием и исполняют, и слушают романсы. Романс возрождается.

С болью в сердце Светлана Андреевна посетовала, что культуре сейчас у нас уделяется крайне мало внимания. Необходимо отделить ее от спорта. Это нонсенс, когда две такие разные стороны человеческой жизни курируются одним ведомством. Отсюда основное спорту, а культура на остаточном принципе.

Послушать увлекательные рассказы Светланы Андреевны с чарующими музыкальными цитатами можно не только в библиотеке №1, но и в Доме Офицеров. Рекламой ее выступлений обычно служат афиша и объявление по радио Одинцово.

Светлана Андреевна за время существования клуба уже успела рассказывать о таких известных исполнителях, как Вадим Козин, Оскар Строк, Алла Баянова, Петр Лещенко, Евгений Мартынов, Лидия Русланова, Александр Вертинский… В ее планах — повторение некоторых выступлений по многочисленным просьбам благодарных зрителей и рассказы о других, когда-то знаменитых, а теперь, возможно, подзабытых именах.

В ближайших планах — литературно-музыкальный вечер «Под звон бубенцов издалека» 20 декабря в библиотеке №1. Искренне рекомендуем вам заглянуть в уютный зал библиотеки на интересный и волнующий рассказ Светланы Андреевны. Получите удовольствие!

Предварительно уточните время начала мероприятия по телефону библиотеки: 596-42-57.

18.206.177.17

4 169
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
Гость
Какие молодцы эти интеллектуалы-хранители!
Комментарии гостей публикуются только после подтверждения e-mail адреса