«Царь» в Рязанской области

10 января 2010, 15:56

Иногда случается так, что три события, разведенные во времени и месте действия, неожиданно и самым причудливым образом оказываются тесно связанными между собой.

На рождественские праздники мы с женой отправились в Рязанскую область. Как и летом, остановились в небольшой гостинице в поселке Солотча. Зимние впечатления оказались такими же яркими, как и летние. Эта поездка только одно из тех трех событий, которые я обозначил чуть выше. Еще в первый приезд меня поразила главная площадь Солотчи, которая носит название Соборная. На площади стоит памятник Ленину, а напротив — один из самых древних русских монастырей — женский монастырь Рождества Богородицы. К этому, как мне казалось, несоответствию, добавился еще один элемент — рождественская елка.

Рязанская область. Поселок Солотча. Соборная площадь

Рязанская область. Поселок Солотча. Соборная площадь

 

Но уже на следующий день ощущение несоответствия исчезло. И это связано с тем, что именно в Солотче я посмотрел фильм «Царь». Наверное, кинокритики найдут этому фильму достойное место в российском кино. Я же, как обыватель, от фильма получил мощный эмоциональный заряд и пищу для размышлений. В этих двух посылах, возможно, и заключается назначение искусства. У меня нет какого-то стройного и логичного впечатления от «Царя» — одного просмотра для таких впечатлений явно недостаточно. Поэтому то, что скажу дальше, это всего лишь сколки впечатлений.

Для меня этот фильм абсолютно современен, да и режиссер, как мне кажется, говорит о сегодняшнем дне. Эпоха Ивана Грозного — повод (антураж) к разговору о современности. Таких противостояний, которые показаны в фильме, в российской истории было немало — Никон, Аввакум и Алексей Михайлович, церковь и Петр. Просто эпоха Ивана Грозного, как говорится, и сегодня на слуху. К тому же внешние данные Петра Мамонова наиболее близки к образу Ивана Васильевича.

Именно, поэтому фильм «Царь» нельзя судить по строгим историческим меркам, хотя бы потому, что опричнина не была таким уж однозначным явлением, как показана в фильме. Есть и мелкие исторические недочеты — при чтении царских указов в фильме использовалось современное летоисчисление, хотя, как известно, оно было введено при Петре, обращение по имени-отчеству с окончанием на -вич тоже не характерно для того времени. Отчество с таким окончанием появилось только в ХIХ веке. Но, повторяю, что все это несущественно, потому что Лунгин снимал не историческое кино.

Сразу, что не понравилось. Это, прежде всего, финальная сцена, в которой Иван Грозный вопрошает, где народ. Абсолютно неубедительно. Согнать народ — простейший вопрос. Допускаю, что свое желаемое (душегуб-правитель не пользуется поддержкой), режиссер выдал за действительное. Еще не понравилась предсказуемость некоторых режиссерских ходов — в частности, почти все эпизоды с девочкой-блаженной и Малютой Скуратовым. Мне показался неубедительным эпизод, в котором Малюта бесчеловечен по отношению к опальным воеводам и трогательно любит сына, у которого «сохнет» нога. Вот, пожалуй, и все придирки.

Если говорить об актерской игре Олега Янковского и Петра Мамонова, то я могу судить только на уровне — «нравится — не нравится». Мне игра этих актеров понравилась. Может быть, эта не самая лучшая роль Янковского. Но, когда смотришь на него в фильме, все время помнишь — эта его последняя роль в жизни. Петр Мамонов — просто здорово.

После просмотра фильма мне уже не показалось сосуществование на одной площади православного монастыря и бронзового Ленина чем-то ненормальным. Это настолько же совместимо, насколько совместимо православие и Иван Грозный. В киношном диалоге с Филиппом царь произнес очень знаковые слова (примерный пересказ). Как человек, я очень грешен, но, как правитель, нет, так как проливаю кровь ради укрепления державы. С этой точки зрения, разницы между Лениным и Иваном Грозным практически нет. К тому же, они — оба православные. Правда, один проводил время в молениях, а другой — в собраниях и совещаниях, но разница чисто стилистическая. Оба отринули Бога.

Наконец, третье событие, точнее новость, которая интересна и сама по себе, но в контексте фильма «Царь» приобрела несколько иное звучание.

В женском монастыре Рождества Богородицы

 

В конце прошлого года с речью в Российской академии госслужбы выступил патриарх Кирилл. Если кратко, его выступление можно свести к следующим тезисам. Либеральные идеи погубят Россию. Западные критерии оценки ситуации в России свидетельствуют о том, что якобы происходит клерикализация страны. Западные критерии для нас неприменимы. Современный европеец, «ориентированный на успех, благополучие и комфорт», уступает той «пассионарной силе, которой сегодня оказываются исламские общины в Европе». Отсюда вывод: «Если мы будем последовательно осуществлять либеральные идеи в общественном сознании (не в экономике, в экономике либерализм — это уместное явление и важный фактор, хотя и с оговорками), то на выходе мы также получим слабого человека, не защищающего ни Родину, ни ближнего».

То, что сказал патриарх далеко не ново, то же самое, но более кратко почти два столетия назад выразил министр просвещения Уваров — «Православие, Народность. Самодержавие». В связи с этим киношный митрополит Филипп мне понятнее и симпатичнее, готовый себя принести в жертву, не требуя такого же от других, чем реальный патриарх, который фактически призывает брать пример с ислама, что означает, как минимум, отсутствие религиозной толерантности, а, как максимум, стать православным шахидом (отдать жизнь за родину). В который раз убеждаюсь, что вера в Бога и церковь (не путать с храмом), как социальный институт, вещи часто несовместимые.

Вот такой ассоциативный ряд у меня выстроился после просмотра фильма «Царь» в Рязанской области.

 

Читайте также в блогах:

«Царь» и мы

3.131.13.194

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
5 841
Маргарита
#
Цитата: …стать православным шахидом (отдать жизнь за родину).
Неверно понимаете. Здесь нет знака равенства. Ведь тогда и весь народ, победивший фашистов, можно также обозвать.
yans
лично#
Маргарита: Неверно понимаете
Возможно, а кем тогда считать мусульманских шахидов, отдающих жизнь во имя Аллаха, за ту же родину?
liberal69
лично#
Этот фильм мы вчера здесь уже обсудили, правда, очень скоро разговор от самого фильма перешёл на общие искусствоведческие темы. Я согласен, что фильм-совсем не об Иване Грозном. Собственно, Лунгин дал нам подсказку-назвал фильм»Царь», а не»Иван Грозный», как это делали другие режиссёры. Собственно, он мог бы вообще не называть никаких имён собственных. Но тогда зрителю было бы труднее смотреть. Фильм, действительно, о противостоянии. Причём таком сложном противостоянии, что словами объяснить просто невозможно. Это противостояние союзников и антагонистов, которые пытаются понять друг друга и не могут это сделать, но и оставить этот спор они тоже не могут. Тема для Лунгина не нова. Может, кто помнит его старый, двадцатилетней давности, фильм»Такси-блюз»? Там тоже показано такое же противостояние: таксист и спивающийся гений, сумасшедший музыкант, которого также играет Мамонов. Они также ненавидят друг друга и не могут друг без друга. Такая сложная психологическая дуэль. Признаться, когда я смотрел»Царя», то вначале думал, что этот фильм-продолжение того фильма, точнее, идей, заложенных в нём. Параллелей, действительно, много, но всё-таки здесь совсем другой сюжет. О нём очень хорошо написал Фёдор Ермошин в своей рецензии.»О вере и безверии». Тут не только психологическое противостояние, тут ещё и идейно-мировоззренческое. А что касается исторической составляющей…У меня тоже постоянно в голове вертелась мысль: «Всё было совсем не так». А кто знает, что там было на самом деле? Источников мало и все они субъективны. Курбский-необъективен, потому что он должен оправдать себя, Пересветов-потому что он поддерживает царя/если это вообще не сам Иван был/, и так далее…Даже внешний вид определить сложно: есть, конечно, антропологическая реконструкция Герасимова, но она только костяк даёт. Всё остальное-вольные фантазии. Кто-то из современников пишет о том, что он был»верзилой»кто-то-что сухощавым и хлюпеньким;кто-то пишет о его бороде, у другого читаешь-после 1565 года у него вообще волос не было ни на голове, ни в бороде. Все выпали. В общем, история, слава Богу, не точная наука. Иначе было бы скучно ей заниматься. А фильм смотреть надо. Есть магистральные дороги в развитии киноискусства, их мало, а есть тропинки. Их тоже мало, но значительно больше. Так вот этот фильм-как раз из последних. Потому что вокруг-вообще лес да болото. Этого сколько угодно.
yans
лично#
liberal69: Этот фильм мы вчера здесь уже обсудили
Да, я собственно говоря, и не о фильме — просто так «звезды сошлись».
liberal69: Источников мало и все они субъективны.
Не совсем так. Моя студенческая специализация — источниковедение истории 16-17 веков. Просто режут слух некоторые банальные исторические несоответствия — летоисчисления, имя-отчество, но в принципе зритель этого не замечает. Как, например, не замечает, что в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», что царь милиционеру называют неверную дату своего рождения.
liberal69: А фильм смотреть надо. Есть магистральные дороги в развитии киноискусства, их мало, а есть тропинки. Их тоже мало, но значительно больше. Так вот этот фильм-как раз из последних. Потому что вокруг-вообще лес да болото. Этого сколько угодно.
Здесь вспоминается Жванецкий — «Ели других автомобилей не видел, «Запорожец», вот такая машина! Палец устал показывать».
liberal69
лично#
yans: Как, например, не замечает, что в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», что царь милиционеру называют неверную дату своего рождения.
А, это я тоже помню. Он называет 1533 год, то есть год начала правления. Ну, так фильмы оценивать-вообще смотреть нечего. Во всех этих фильмах даже внешний вид персонажей вызывает оторопь. Современные причёски, иногда-безбородые лица, речь, слегка стилизованная под старину неизвестно какого периода и неизвестно какой местности. А иначе фильм будет несмотрибельным. Или наоборот. Что, если бы зачищение Новгорода было показано совсем уж натуралистически? Главное, меру надо знать. В прошлом году тоже очень сильный режиссёр Андрей Эшпай снял фильм»Иван Грозный». Вот где ужас-то непереносимый.
yans: «Запорожец», вот такая машина!
Ну нет, фильм всё-таки не»Запорожец»…
yans
лично#
liberal69: Андрей Эшпай снял фильм»Иван Грозный». Вот где ужас-то непереносимый.
Так еще есть «Иван Грозный» Эйзенштейна.
dimmik
лично#
yans: 
liberal69: Андрей Эшпай снял фильм»Иван Грозный». Вот где ужас-то непереносимый.
Так еще есть «Иван Грозный» Эйзенштейна.
А ещё есть фильм Васильева.
yans
лично#
yans: А ещё есть фильм Васильева.
Не помню — напомните.
dimmik
лично#
yans: 
yans: А ещё есть фильм Васильева.
Не помню — напомните.
Оригинальное название: Царь Иван Грозный
Год выпуска: 1991
Жанр: Исторический
Выпущено: СССР
Режиссер: Геннадий Васильев
В ролях: Кахи Кавсадзе, Андрей Толубеев, Станислав Любшин, Игорь Тальков, Валерий Гаркалин, Андрей Соколов, Андрей Мартынов, Евгений Шутов, Николай Крючков, Валентина Титова, Стефания Станюта, Иван Рыжов, Владимир Антоник, Дмитрий Писаренко, Лариса Шахворостова
О фильме: Исторический фильм по мотивам повести А. К. Толстого «Князь Серебрянный». Царствование Ивана Грозного – это время славы, роскоши и жестокости, время, когда все понятия извращались, низость называлась добродетелью, а предательство входило в закон. Но даже тогда среди мрака русской ночи были люди, подобные князю Серебрянному или Морозову. «Они шли прямой дорогой, не боясь ни опалы, ни смерти; и жизнь их не прошла даром, ибо ничего на свете не пропадет, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль…
yans
лично#
даже понятия не имел о существовании такого фильма
liberal69
лично#
yans: Так еще есть «Иван Грозный» Эйзенштейна.
Ну, так это классика. Хотя интересен этот фильм прежде всего режиссурой и игрой актёров, а с исторической точки зрения он ничем не лучше нынешних. Вспомнить хотя бы, как он показал Владимира и Ефросинью Старицких! В фильме Эшпая они и то намного лучше показаны. Хотя Серафиму Бирман, конечно, интереснее смотреть, чем Евгению Симонову. Но тут уж очарование легенды действует.
dimmik: А ещё есть фильм Васильева.
Хороший, кстати, фильм. Мне очень нравится. Это экранизация романа Алексея Толстого»Князь Серебряный». Князя Серебряного играет Игорь Тальков, Дружину Морозова-Станислав Любшин. Ивана Грозного, правда, какой-то грузин играет и поэтому Иван Васильевич выглядит абсолютно лицом кавказской национальности. Правда, как он сам писал Андрею Курбскому, русской крови-то у него было немного, но не до такой же степени.
liberal69
лично#
А, вот Вы и написали. Кахи Кавсадзе, значит, его зовут. Нет, правда, хороший фильм.
yans
лично#
liberal69: правда, какой-то грузин играет
Кахи Кавсадзе — Абдула в «Белом солнце пустыни».
liberal69
лично#
Как интересно! Никогда и в голову не приходило, что это он. Как много тут у вас неожиданного узнаешь!
yans
лично#
liberal69: Как много тут у вас неожиданного узнаешь!
а то. пытался найти воспоминания саратовского режиссера об янковском, который начинал в саратове. там была такая фраза (примерно) — более перспективным я считал володю янсюкевича, а у олега были проблемы с дикцией, но в итоге я ошибся. Несколько лет мой брат и Янковский играли в одном театре — и даже в одном спектакле «Три сестры» — внешне по молодости были удивительны похоже.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи