Заметки обывателя. Ностальгия по настоящему

20 января 2010, 01:03

Сегодня одним из самых употребляемых и востребованных слов является слово «ностальгия», формальное значение которого «тоска» по чему-либо. В советские времена разрешался и поощрялся только один вид ностальгии — тоска по родине. Желательно, чтобы родина была с березками, «ненаглядной певуньей» и полноводной рекой. Особенно хорошо ностальгировать получалось у советских киношных шпионов-разведчиков. 

 

Зачеркнуть бы всю жизнь да с начала начать,

Полететь к ненаглядной певунье своей.

Да вот только узнает ли родина-мать

Одного из пропащих своих сыновей? 

 

В последнее время ностальгию стали считать клиническими нарушениями в психике человека (где-то согласен, где-то нет, но об этом позже или, вообще, в другой раз). Еще ренессанс ностальгии связывают с неудовлетворенностью человека  жизнью. Это не мои выводы, а ученых. Лично я между «клиникой» и «неудовлетворенностью» не вижу большой разницы. Естественно, в понятие «клиники-неудовлетворенности» не входят такие нормальное человеческие чувства, как память о близких и не очень близких людях, воспоминания о школьных, студенческих годах.

Современный ностальгический тренд — «зеленая тоска» по советским временам. Как неоднозначно и спорно заметил Тимур Кибиров, «ностальгия — единственное, что сегодня объединяет людей старше тридцати лет». Почему спорно и неоднозначно? Да, потому, что вспоминают не первую любовь или вторую женитьбу, а тоскуют по порядкам того времени. И здесь мы не едины.

Ностальгия по СССР

У ностальгирующих есть привычка искажать и приукрашивать реальность прошлого, происходит, так называемая «аберрация памяти», которой страдают те, кому далеко за тридцать. Но, если ностальгию старшего поколения по порядкам в СССР хоть как-то можно объяснить, то подобные чувства в молодежной среде у меня вызывают чувство недоумения. Вот пишет совсем молодой человек: «Чем больше пройдет времени, тем привлекательнее будет Советский Союз для тех, кто о нем ничего не знает». Недоумение вызывает даже не бессмысленность (как можно сравнивать то, чего не знаешь), а безапелляционность этой фразы. Все, мир поделен на два цвета — черный и белый. Наверное, это и есть главный симптом «клиники-неудовлетворенности». В истории страны могут разные этапы — печально-трагические и радостно-возвышающие. Это в равной мере относится к истории Советского Союза, всякое было. Только, вспоминая, не надо лукавить. А в ностальгирующих по СССР очень много лукавства. И колбаса была вкуснее, и уксус почти сладкий.

Нередко подобного рода ностальгия носит откровенно агрессивный характер. Например, ностальгирующие по советским порядкам (да и не только они) презрительно-снобистски называют приезжих рабочих «гастарбайтерами». Только я бы этим снобам советую покопаться в собственной родословной. В глубь веков уходить не надо — можно остановиться на папах с мамами, бабушках с дедушками. И окажется, что многие из них были лимитчиками, которых коренные москвичи или одинцовцы также презрительно-снобистски именовали «лимитой».

Московские и подмосковные заводы, стройки на 70-80% были укомплектованы приезжей рабочей силой. Не от хорошей жизни Москва и Московская область набирала лимитчиков (местные жители брезговали подобной работой, не напоминает вам сегодняшнюю ситуацию?), а «лимита» также не от хорошей жизни покидала родные края, соглашалась на любую работу. Эта советская «лимита» была также бесправна, как и сегодняшние «гастарбайтеры». За московскую и областную прописку (около пяти лет они имели право только временную прописку) лимита готова была выполнять любую работу и терпеть любые унижения. Лимита — люди, которые полностью зависели от государства, поэтому они любили и ненавидели одновременно это государство. Дуализм в отношении власти передался по наследству их потомкам, по сути своей та же лимита.

В целом жизнь лимитчиков была беспросветна и бесперспективна. Недаром же общежития для лимитчиков прозвали «гетто». Конечно, были и такие, которые в итоге более-менее успешно обустроились — вышла замуж за москвича, сделал карьеру — фильм «Москва слезам не верит», как раз, об этом. И из сегодняшних «гастарбайтеров» обязательно кто-то выбьется люди. Я не готов сказать, хорошо или плохо, что были лимитчики, а потом появились «гастарбайтеры». Но для меня аксиоматично, что любой человек имеет право на поиски лучшей жизни. Поэтому никто не смеет не отнимать это право у другого.

В прошлую субботу был на юбилее знакомой, которая родом с Украины, но уже лет 15 живет и работает в Москве. Я это к чему. Из тридцати приглашенных гостей, 26 были украинцами и, конечно, родственниками юбилярши — мама, муж, дети, внуки, братья, сестры, племянники. По большей части они уже по много лет живут в Москве. Когда-то начинали с лопатой, а сейчас вполне преуспевающие бизнесмены, которые всегда готовы помочь друг другу. Они, в отличие от лимитчиков, надеются только на себя, на свою семью, а не на государство, будь оно российским или украинским. Именно такие люди поднимут страну, если это еще возможно. А какой они национальности, это уже вторично.

Продолжу украинскую тему — выборы президента. И вновь ностальгия. Часть наших граждан, наблюдая за выборами на Украине, ностальгируют по 90-м годам прошлого века, когда в России была, по их мнению, свобода. И в этой ностальгии просматриваются симптомы «клиники-неудовлетворенности, как и в ностальгии по СССР, вся та же «аберрация памяти». Выборы бывают не только свободными, но и такими…

«На избирательном участке в Днепропетровской области женщина застряла в унитазе. Пришлось вызывать МЧС. 31-летняя женщина уронила в унитаз телефон и застряла, пытаясь его достать. Спасатели разбили унитаз и женщину освободили. Она госпитализирована. Непонятным осталось только, каким местом она застряла в унитазе».

 

Я не знаю, как остальные,

но я чувствую жесточайшую

не по прошлому ностальгию 

ностальгию по настоящему.

 

Читайте также:

«Стой, кто ползёт!? Запретная зона» или где в Одинцовском районе запрещено селиться иностранцам

35.172.111.215

19 235
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
Предлагаю всё ж разделить два понятия «лимитчик» и «гастарбайтер».
Лимитчик — человек не местной, приехавший по разнарядке и выполняющий общественно-полезную работу.
Гастарбайтер — человек движимый одной целью «срубить бабок в городе».
В пользу первых говорит их образование. Взять тех же строителей которые приезжали в Москву. Москва жила в бараках и «лимитчики» были просто необходимы городу, часть их так же получала квартиры и прописку, становясь «москвичами» и при этом, что немаловажно, эти люди очень быстро ассимилировались и органично влились в московскую жизнь. Другое дело «гастарбайтеры». Для кого они строят жильё и кому оно достается? Таким же приезжим как и они, но с доходами выше ихнего. Мусор убирают, вроде благое дело, но большая часть мусора от таких же заезжих (есть с чем сравнивать). Пока разговор только о «нужных» профессиях. Особняком стоЯт, «гастарбайтеры» из разряда «я приехал — где работа», пополняя и без того стройные ряды безработных и криминальную среду.
Бла-бла-бла — короче нахрен всё.
Насчет ностальгии, то есть такой эффект, когда в памяти остается максимально возможное количество положительных эмоций о прошлом. Моё поколение 65-75г. р. могут тосковать по детству, более старшее по стабильности. Поэтому и хотят вернуться не в само прошлое, а в свою молодость и детство — в свои старые добрые воспоминания (об отстраненных и горюющих о потерянной кормушке, я не говорю).
А куда отнести штрейкбрейхеров? Подлючих? Гастрабайтеры — большинство и есть штрейки как и большинство лимиты. Лимиты (нормальных людей) не по назначению и необходимости для государства, а по внутреннему гадкому умственному содержанию- лимиты позорной. Прошу различать.
Гость
Несколько стилистических опечаток.

Ну мечтают люди об СССР. Стоит ли на них испражняться за это?
А что странного в том, что люди хотят элементарного порядка и стабильности, уважения к человеческой жизни? Похоже, что клиника все-таки у автора статьи, напрочь отвергающего и свое прошлое.
я не специалист — но вот ностальгия, это, когда поминаешь добрым словом прошлое, отфильтровав в нем весь негатив, или, когда хочешь это самое прошлое вернуть в сегодня? Ведь это разные штуки. У меня с прошлым (конец 70-х начало 80-х) вообще практически один позитив связан: школьно-студенческая жизнь, любовь-морковь, не сталинские, не криминальные-90-е годы (в час ночи спокойно по улицам, и в кафе на степуху запросто сводить, и девочки на ДР мобилу за 20 штук не требуют). маразм присутствовал (в виде комсомольских собраний и телетрансляций речей бедного Лёлика), но он являлся неотъемлемым фоном. Достаточно безобидным для лояльных граждан.
так что подсознание — ЗА ту эпоху. А вот сознание — нет. Не хочу ни 90-х, ни 80-х. Пусть сегодня будет сегодня, а завтра — завтра. Не надо ничего повторять и возвращать. Но я рад, что пожил в нескольких столь разных эпохах. Хотя бы потому, что мне не нужно довольствоваться исключительно чужим мнением, чтобы судить, к примеру, о социализме 70-х. Я его помню довольно неплохо. Но, опять же, со своей колокольни. Не с точки зрения жителя какого-нибудь Арзамаса или Львова. разное оно, прошлое, у всех…
Olegus: 
В Москве в 1917 году проживало 1800000 человек, в поселке Одинцово — около 1000 человек. С учетом потерь от невзгод с 17 по 52 год, тех, кто может гордо назвать себя местным, скажем, в 5-6 поколении, меньше 1% населения Московского региона. Так что вопрос переселенцев, а лимитчики только часть этого движения, глуп по своей сути. Все мы на 99% относимся к ним. Вопрос гастрабайтеров серьёзнее. Именно они демпингуют цены во многих отраслях экономики, не давая взамен достаточного качества. И люди, купившись на дешевизну (как тот поп из Пушкинской сказки), потом страдают. А деньги уходят из экономики страны. Страдаем мы все. А в ностальгии нет ничего плохого. Моя бабушка, получая пенсию, могла подкидывать мелочишку юному курсанту на маленькие радости жизни. Сегодня старики без помощи детей ведут нищенское существование. Спросите пожилых: «Где было лучше? В СССР или в РФ?» Бесспорно молодежи нет причин ностальгировать. А мы, тем кому за 30-40 — 50, ностальгируем не по ушедшим временам и политической системе, многие из нас устроились в жизни очень даже хорошо. По молодости! Сегодняшние возможности да к тому здоровью, к тем взглядам красавиц, к той жизненной энергии… Не надо все упрощать до маразма. Чем выше будет жизненный уровень населения страны в целом, тем меньше будет голосов о том, что в СССР было лучше. Ведь кому-то действительно было лучше!
Мне кажется, что просто не нужно поддаваться этому процессу. У Геннадия Шпаликова есть совершенно гениальное стихотворение»Ностальгия»/«Никогда не возвращайся в прежние места»/. По-моему, очень верно.»Путешествие в обратно я бы запретил»…Конечно, никакая это не болезнь, а обычное свойство психики большинства людей. Терпеть не могу вечера встреч и прочие ностальгические посиделки. Там все так начинают душу выворачивать, что я сбегаю с этих мероприятий. В современной жизни встречаю тех же людей-всё нормально, а как соберутся вместе, да ещё и для такого повода-начинается одно прошлое…А что касается политики…Просто если начинаешь вспоминать что-то одно-нить памяти вытягивает другое-пятое-десятое. И вот уже в одном ряду для тебя и живые родители, и сам молодой и здоровый, и школа или университет, и московская олимпиада, и»Арлекино», и, прости Господи, Кобзон, поющий про комсомол, и шатающийся Леонид Ильич, и бесконечные очереди в полупустые магазины…Тогда их все проклинали, а теперь хоть раз постоять хочется…Понастальгировать…А политики-на то они и политики, что всё, что угодно постараются обратить себе на пользу. Не вижу я такого уж массового стремления людей вернуться в прошлое. Люди живут-и всё. И только по определённым, вполне понятным, поводам повспоминают…Вспоминается Пушкин:
«Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдёт-то будет мило.»
Что-то меня сегодня на лирику потянуло. Уж извините, просто тема такая.
Ой, а какая у меня ностальгия по сезонным проездным на электричку!!!!! Зелененьким и таким доступным!!!! И по платформам, не огороженным высоченными заборами, когда на электричку можно было успеть добежать, увидев, что она подъезжает!!!!
liberal69: Мне кажется, что просто не нужно поддаваться этому процессу.
Не надо позволять этому процессу съедать себя. Но в самом по себе в нём нет ничего плохого. Возможно, это мне только кажется, но ностальгия по дорогим мне людям, местам, событиям для меня прежде всего процесс очищения -
процесс, который не позволяет мне превратиться в циничную сволочь.
liberal69: Вспоминается Пушкин: «Сердце в будущем живёт; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдет; Что пройдёт-то будет мило.»
Но тот же Пушкин написал:
«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу…
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу.
На них основаны от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его».


Как мне кажется, в этих двух чувствах отчасти «повинна» ностальгия.
Matthaus: для меня прежде всего процесс очищения -
процесс, который не позволяет мне превратиться в циничную сволочь.
Согласен, что уж говорить. Сам очень люблю книги и фильмы, в которых герой вспоминает прошлое, блуждает во времени, обращаясь к своим истокам, пытаясь разобраться в себе самом.»Зеркало»Андрея Тарковского или малоизвестный фильм Марлена Хуциева»Бесконечность»могу смотреть сколько угодно раз. Но, насколько я понял, статья Георгия не только об этом. Как бы нас тут опять не сбили на что-то агрессивно-непримиримое. Память-это, действительно, очищение и на неё способны только люди с богатым внутренним миром. И в»циничную сволочь»/а попросту-человека, побеждённого склерозом/превращаться не хочется. Но, вместе с тем, важно, чтобы эта память не мешала жить в настоящем. А то одни пытаются реанимировать давно ушедшее и нелепое в нынешнем положении, другие-просто не могут уйти от прошлого, вписаться в новую реальность и потихоньку спиваются и тому подобное. Нужно просто помнить, что и по нынешнему моменту в своей жизни мы тоже когда-то будем ностальгировать. Так что пусть он будет поинтереснее. Тогда и мучительной рефлексии не будет, ибо она-следствие праздности, пустоты в настоящем. Будет здоровая память, которая будет согревать душу, но не мучить.
[
dimmik: Лимитчик — человек не местной, приехавший по разнарядке и выполняющий общественно-полезную работу.
Гастарбайтер — человек движимый одной целью «срубить бабок в городе».
И те, и другие приехали по «квоте», движимый одной целью — одним прописку и квартуру, другим, возможно, только бабок, хотя и здесь возможны варианты.
dimmik: В пользу первых говорит их образование
Глубоко заблуждаетесь. В тяжкую годину жизни мне посчастливилось работать на предприятии, где москвичами были начальник цеха и я. Потолок образования — 8 классов.
dimmik: эти люди очень быстро ассимилировались и органично влились в московскую жизнь. Другое дело «гастарбайтеры».
То же самое, если согласиться с вашей трактовкой ассимиляции. Вы, наверное, о лимитчиках по фильму «Москва слезам не верит» судите?
Olegus: это, когда поминаешь добрым словом прошлое, отфильтровав в нем весь негатив, или, когда хочешь это самое прошлое вернуть в сегодня? Ведь это разные штуки.
Так и я про тоже, что это разные вещи.
Olegus: мне не нужно довольствоваться исключительно чужим мнением, чтобы судить, к примеру, о социализме 70-х.
И мне тоже. У меня в первой школе из 2000 детей примерно 1500 были дети лимитчиков, так как микрорайон состоял из семейных общежитий. Есть, что вспомнить.
serg3106: Так что вопрос переселенцев, а лимитчики только часть этого движения, глуп по своей сути. Все мы на 99% относимся к ним.
Если считать от Адама, то мы все лимитчики.
liberal69: Терпеть не могу вечера встреч и прочие ностальгические посиделки.
Это вы зря. Встретится раз в двадцать лет в этом что-то есть.
Matthaus: Как мне кажется, в этих двух чувствах отчасти «повинна» ностальгия.
Да, если основана ностальгия на любви, а ненависти — ненависть к гастарбайтерам, ненависть к режиму, ненависть, в конце концов, к самому себе.
liberal69: А то одни пытаются реанимировать давно ушедшее и нелепое в нынешнем положении, другие-просто не могут уйти от прошлого, вписаться в новую реальность и потихоньку спиваются и тому подобное. Нужно просто помнить, что и по нынешнему моменту в своей жизни мы тоже когда-то будем ностальгировать.
Подписываюсь.
Ещё раз внимательно прочитал статью Георгия и не понял, а для чего было сваливать в одну кучу две совершенно разные проблемы? При чем тут ностальгия и гастарбайтеры? Надо разжечь страсти? И ещё вопрос? Как можно ставить рядом «лимитчиков» и «гастарбайтеров». Это разные социальные явления. Первые приехали, чтобы осесть на новом месте, вторые, что бы сделать что-либо с гарантией до дверей, да слинять пока всё не рухнуло. Исключений из правил касаться не будем. Автор! К ответу!
yans: [
dimmik: Лимитчик — человек не местной, приехавший по разнарядке и выполняющий общественно-полезную работу.
Гастарбайтер — человек движимый одной целью «срубить бабок в городе».
И те, и другие приехали по «квоте», движимый одной целью — одним прописку и квартуру, другим, возможно, только бабок, хотя и здесь возможны варианты.
От какой вы квоте говорите? Квоты на работу существуют, но их мало кто придерживается. Квоты на приезд вообще нет ни какой. Захотел — приехал.
dimmik: В пользу первых говорит их образование
Глубоко заблуждаетесь. В тяжкую годину жизни мне посчастливилось работать на предприятии, где москвичами были начальник цеха и я. Потолок образования — 8 классов.[/q]
Это скорее исключение, чем правило. На стройках работали — строители, а не пастухи.
dimmik: эти люди очень быстро ассимилировались и органично влились в московскую жизнь. Другое дело «гастарбайтеры».
То же самое, если согласиться с вашей трактовкой ассимиляции. Вы, наверное, о лимитчиках по фильму «Москва слезам не верит» судите?[/q]
Нет, это личные наблюдения + моя мама работала в крупной строительной организации в отделе кадров. Хотя разговор шел немного не об этом, а о том, что «лимитчиками» старались (!) стать москвичами, перенимая городскую культуру, сейчас я вижу обратное, начиная от метро, заканчивая засраными улицами.
В этой теме комментарии могут добавить только зарегистрированные пользователи