Кnijnitsa приглашает победителей викторины за новогодними призами

19 декабря 2012, 17:00

«Жизнь столько смеется, сколько и плачет…» — с этой фразы Тэффи (Н. А. ЛОХВИЦКОЙ) стартовала традиционная новогодняя литературная викторина на приз главы города Одинцово.

До 14 декабря получены: просто ответы, ответы с комментариями и грустные комментарии без ответов. «Грустным комментаторам» отвечаю цитатой из ГОРЬКОГО: «…и смешная же она, Русь-то, не глядя на весь трагизм ее жизни». А всех остальных благодарю за внимание к викторине.

49 участников перелистали страницы, пробороздили литературное интернет — пространство, включая электронные научные издания фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор», и прислали — принесли почти 700 ответов. Была бы рада наградить всех. Но конкурс есть конкурс.

Называю победителей 2012 года: Олег Александрович Лебедев, Алина Серебрянская, Виталий Даниленков, Филипп Грушин, Ольга Винтер, Наталья Владимировна Каткова, Екатерина Кучерова и Александр Абрамов (г. Тверь).

Просьба ко всем победителям: как можно быстрее авторизоваться и прислать на knijnitsa@ya.ru уточненную информацию о себе и координаты для связи. Вручение призов состоится в субботу, 22 декабря 2012 г., в Одинцовской городской библиотеке №4 (ул. Комсомольская, д.20).

Ниже — среднестатистический вариант ответов на викторину, присланный Натальей Катковой. Сверяйте, считайте баллы. И еще раз спасибо всем! За пытливость, за участие, за любовь к книге.

Ваша knijnitsa

 

Ответы на викторину

I.

1.1. Существует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи. Назовите их.

Первая версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но — что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился <…> один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался)», писательница «решила подписать пьеску свою «Тэффи»». После успешной премьеры этой пьесы в интервью журналисту на вопрос о псевдониме Тэффи ответила, что «это… имя одного дур… то есть такая фамилия». Журналист заметил, что ему «сказали, что это из Киплинга». Тэффи, вспомнившая песенку Киплинга «Taffy was a walshman / Taffy was a thief…» (рус. : Тэффи из Уэльса, Тэффи был вором), согласилась с этой версией…

Эту же версию озвучивают исследовательница творчества Тэффи Э. Нитраур, указывая имя знакомого писательницы как Стефан и уточняя название пьесы — «Женский вопрос», и группа авторов под общим руководством А. И. Смирновой, приписывающих имя Степан слуге в доме Лохвицких.

Другой вариант происхождения псевдонима предлагают исследователи творчества Тэффи Е. М. Трубилова и Д. Д. Николаев, по мнению которых псевдоним для Надежды Александровны, которая любила мистификации и шутки, а также являлась автором литературных пародий, фельетонов, стал частью литературной игры, направленной на создание соответствующего образа автора.

Также существует версия, что свой псевдоним Тэффи взяла потому, что под её настоящей фамилией печаталась её сестра — поэтесса Мирра Лохвицкая, которую называли «русской Сафо».

1.2. «Медуза Горгона», «Фальстаф», «Фома Опискин», — под такими псевдонимами он выступал с передовицами и злободневными фельетонами. Юмористическая «мелочь» подписывалась псевдонимом «Волк». «Аvе» и «Аvе, Аркадий» писал о театрах, вернисажах, музыкальных вечерах и остроумно вел «Почтовый ящик». И лишь рассказы он подписывал своей фамилией. О ком из писателей идет речь, назовите другие его псевдонимы.

Аркадий Тимофеевич АВЕРЧЕНКО (1881-1925), русский писатель. Псевдонимы «Аркадий А.», «Аз», «Аркадий Аз», «Альт», «Мимоза».

1.3. По воспоминаниям К. И. Чуковского, «получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нем стихов (….). Не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые не знали бы их наизусть». Чьи стихи искал читатель? Назовите фамилию и псевдонимы этого автора.

Саша Черный. Сашей Чёрным Александр Михайлович Гликберг назвал себя почти случайно. Были у него и другие псевдонимы, например: Сам по себе, Гейне из Житомира, Мечтатель и пр. А этот всплыл в памяти, когда вспомнилось, как называли его в семье, чтобы не путать с родственником, ещё одним Сашей Гликбергом, в отличие от него — блондином.

1.4. Для этого автора шахматы, а не поэзия были первой любовью. Хотя следов шахмат в его поэзии вы не найдете. Единственное исключение — «шахматная басня», подписанная псевдонимом Пи-куб. Назовите фамилию автора и название басни.

Петр Петрович Потемкин (1886-1926) — «Пешка, Король и Ферязь. Шахматная басня». Басня была подписана псевдонимом Пикуб («пи» в кубе — по инициалам автора).

 

II. Узнайте автора и произведение по отрывку:

2.1. «- Ваш брат помешался от несчастной любви? он меня прямо удивляет. Я бы ни за что не помешался. С какой стати? Были бы деньги!»

Надежда Александровна Тэффи(1872-1952), рассказ «Дураки».

2.2. «. … Исчезнут иррациональные понятия души, вдохновения, восторга и все подобные мешавшие вам жить вещи. Забыто будет то неосмысленное явление, какое вы называете смехом…»

Илья Маркович Василевский (псевдоним Не-Буква) (1882-1938), рассказ «Без смеха»

2.3. «На «нет» — ты отвечал: «не надо»,

На крик,- согнувшись в три дуги,

С улыбкой ласкового гада

Лизал послушно сапоги.

Любовь считал пустой затеей

И убежденья — пустяком,

Ища свой хлеб и лбом и шеей,

На четвереньках и ползком».

Бухов Аркадий Сергеевич (1889-1937), стихотворение «Что я написал бы, если бы он умер»

2.4. «… А счастье, очевидно, приходит к людям таким жалким и голодным зверем, что нужно его тотчас же хорошенько накормить тёплым человеческим мясом, чтобы он взыграл и запрыгал».

Надежда Александровна Тэффи (1872-1952), рассказ «Счастье»

2.5. «Отчего одни глупее,

А другие умнее?

Я тоже пью много чаю

И статьи иногда помещаю,

По разным газетам,

Но умен или глуп при этом,

Ей-ей, не знаю».

Петр Петрович Потемкин (1886-1926), стихотворение «Да или нет»

2.6. Наши предки лезли в клети

И шептались там не раз:

«Туго, братцы… видно, дети

Будут жить вольготней нас».

Саша Черный (псевдоним Александра Михайловича Гликберга; 1880-1932), стихотворение «Потомки»

III.

3.1.Назовите автора, название произведение и фразу, завершающую каждую из его частей:

Надежда Александровна Тэффи(1872-1952), рассказ «Легенда и жизнь»

а) «Легенда»

Подумала Кикимора и закрякала:

— Умер твой царевич оттого, что надышался у черного озера лебединой тоской. Если хочешь, чтобы он полюбил тебя, возьми золотой кувшинчик и плачь над ним три ночи. В первую ночь оплачь молодость свою, а во вторую — красоту, а в третью ночь оплачь свою жизнь; собери слезы в золотой кувшинчик и отнеси, своему мертвому.

На жертвенной крови вырастает любовь.

б) «Жизнь»

Подумала Кикимора и закрякала:

— Знаю я твоего Куликова. Это он в клубе доверительские деньги продул, оттого и сидит как сыч. Всё знаю. Он уже к Софье Павловне занимать подъезжал и мне тоже намёки закидывал. Ну, да с меня, знаешь, немного вытянешь, А если ты, действительно, такая дура, что он тебе нравится, так поправь ему делишки — он живо отмякнет.

На жертвенной крови вырастает любовь.

IV. Закончите фразу, назовите произведение и автора:

Все цитаты: Лохвицкая Н., Дымов О., Аверченко А., Оршер И. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»

4.1 .- Так жи­ ли на­ ро­ ды древности, пе­ реходя /от дешевой простоты к дорогостоящей пышности и, развиваясь, впадали в ничтожество/.

(«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Древняя история. Тэффи).

4.2. — На воротах римс­ ких до­ мов пест­ ре­ ли би­ ле­ ти­ ки /:«Сдаецца трон для одинокова. Спросить унтера Мардарьяна». /

(«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Древняя история. Тэффи).

4.3. — Они с детст­ ва при­ уча­ лись го­ ворить лако­ ни­ чес­ ки, то есть коротко и сильно. На длинную ви­ ти­ еватую ругань врага /спартанец отвечал только: «От дурака слышу»./

(«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Древняя история. Тэффи).

4.4. — Древние народы жили / бестолково, мотались из одного места в другое, из одной эпохи в другую, и все это без железных дорог, без порядку, причины и цели./

(«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Древняя история. Тэффи).

4.5. — А прежняя кровь, океанами пролитая в честь старых или, правильнее сказать, средних богов, давным-давно /высохла, и про нее вспоминали только в учебниках, составленных для лиц младшего возраста./

(«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Средние века. Осип Дымов).

4.6. — Человечество сделалось сразу таким культурным, что ни /Гутенберг, ни Колумб не были зажарены на костре: первый скончался просто от голодухи и бедности, второй — от тяжести тюремных оков, в которые заключил его удивленный его открытиями король Фердинанд./

(«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Новая история. Аркадий Аверченко).

4.7. — Министры плакали и не хотели учиться. Петр / колотил их дубинкой и в короткое время достиг неслыханных результатов — почти все министры всего в два-три года научились читать и писать./

(«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Россия. О. Л. Д’ Ор (И. Л. Оршер).

3.144.151.106

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
1 188
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи