Мифы единого учебника

05 мая 2013, 21:05

Уже не за горами то время, когда изучение истории пойдет по единому учебнику. В ходе подготовки учебника авторам наверняка придется решить ряд щекотливых исторических задач. Под «решением» я подразумеваю правильная интерпретация тех или иных исторических фактов. Единая интерпретация для единого учебника.

За последнее десятилетие в российском обществе утрачены практически все нравственные ориентиры. И для власти, и для большей части общества единственным спасительным маяком осталась победа в Великой Отечественной войны. Именно поэтому это грандиозное и трагическое событие вне подозрений. Абсолютная аксиома. В войне победил СССР, советский народ. И точка. Правда, надо понимать, что победа не была прямой дорогой из точки, А (1941) в точку Б (1945). Всякое было. Но победа сравняла все кочки и неровности на этом пути.

Если победа есть спасительный ориентир, то РПЦ — спасательный круг для власти. Говорил и говорю в очередной раз. Речь идет о РПЦ, как определенной бюрократической структуре. Поэтому РПЦ совсем не тождественно православию, а уж, тем более, вере.

За безоговорочную моральную поддержку власть расплачивается с РПЦ имуществом, землями, «своевременными» законами.

Связующим звеном между спасительным маяком и спасательным кругом является Сталин. В связи с интенсивным процессом дальнейшей позитивной мифологизации образа Сталина перед авторами учебника стоит вроде бы несложная задача. Сделать миф фактом единого учебника.

С одной стороны, Сталин — творец победы. С другой стороны, при нем же в годы и после войны РПЦ получила послабления от государства. Не исключено появление такого абзаца в едином учебнике: «Да и было за что Церкви благодарить Сталина — восстановление патриаршества, открытие тысяч храмов и монастырей, уничтожение униатского раскола».

Вполне в духе нашего времени.

История дама капризная. И ей глубоко параллельно, что «гарант» хочет видеть единый учебник. Она не преминет заметить, что, если храмы и открывались, но не благодаря Сталину, а благодаря его близнецу Гитлеру.

Но обо всем по порядку. Вскоре после начала войны появился циркуляр Главного управления имперской безопасности о религиозной политике на Востоке, в котором гитлеровское руководство определило одну из главных своих задач — поддержать религиозные движения как враждебные большевизму. Посыл верный. Вряд ли после массовых гонений и репрессий отечественное духовенство испытывало симпатии к советской власти. Симпатии-антипатии -материя тонкая. Другое дело факты.

Число открытых храмов на оккупированных территориях СССР составляло 7547. К 1947 году более 6000 были закрыты. Председатель Совета по делам РПЦ при Совете народных комиссаров пишет Сталину: «Со второй половины 1948 г. все без исключения ходатайства групп верующих об открытии церквей… категорически отклоняются».

Я понимаю, что политически невозможно связать фашистскую Германию и РПЦ. Наверное, лучше вообще из единого учебника убрать какое-либо упоминание о сталинской мудрости в деле открытия и восстановления церквей. А то найдется какой-нибудь любознательный школьник и будет задавать вопросы, не вписывающиеся в концепцию единого учебника. А Сталину найдем другое «доброе» дело.

54.243.2.41

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
1 737
tayfoon83
лично#
Очередная замечательная статья, спасибо. Только безысходностью все больше веет.
Гость
#
Чот Матеус вспомнился , к чему бы.
leader21
лично#
полная ахинея. сказать нечего. вы ещё найдите гомосексуальную связь между Лениным и Путиным.
fang
лично#
leader21: сказать нечего.
ну как это?
если учебник скромно промолчит о роли Иосифа Виссарионовича в укреплении пошатнувшихся ранее позиции РПЦ, то вроде и говорить не о чем.

Но вот если не промолчит и действительно появится фраза «Да и было за что Церкви благодарить Сталина — восстановление патриаршества, открытие тысяч храмов и монастырей, уничтожение униатского раскола», то Вы только представьте всю прозорливую мощь авторского интеллекта, которую он сконцентрирует во фразе:

Matthaus
лично#
Вот что пишет историк Михаил Шкаровский:

Предпринимая нападение на СССР, фашисты рассчитывали активно использовать религиозный фактор в своих целях. Они уже имели богатый опыт проведения подобной политики как в Германии, так и на захваченных ими территориях в Европе. Практически во всех странах Европы действовала разветвленная агентурная сеть отдела. Он также обеспечивал продвижение «своих» людей на различные иерархические должности, в церковные и общественные фонды, комитеты и т. п.
При этом, основной линией в решении «религиозного вопроса» была ориентация на разрушение (внутреннее и внешнее) сложившихся традиционных устойчивых церковных структур, «атомизацию» конфессий и церквей. В самой Германии во второй половине 1930-х гг. разрушались храмы, активно арестовывали и расстреливали священников, прежде всего католических. Лишь в июле 1941 г., на территории собственной страны, А. Гитлер секретным приказом запретил на время войны с СССР проведение каких-либо мероприятий против церкви без санкции свыше. Хотя, конечно, и в дальнейшем такие санкции неоднократно давались.

Следует отметить, что религиозными проблемами вплотную занимался и считал их одним из важнейших в деле «управления покоренными народами» А. Гитлер. 11 апреля 1942 г. в кругу приближенных он изложил свое видение религиозной политики: насильственное дробление церквей, принудительное изменение характера верований населения оккупированных районов, запрещение «устройства единых церквей для сколько-нибудь значительных русских территорий». «Нашим интересам, — говорил Гитлер, — соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы».

Чтобы не допустить возрождения сильной и единой Русской церкви были поддержаны некоторые православные иерархи на Украине, в Прибалтике и Белоруссии, которые выступили против Московской патриархии и объявили о своем намерении организовать автокефальные (независимые) церковные организации.
Большое внимание со стороны оккупационных властей уделялось использованию религиозной темы в своей идеологической работе. В прессе всячески подчеркивалось, что новый режим несет религиозную свободу. Настойчиво «рекомендовалось» в проповедях и во время церковных церемоний выражать верноподданнические чувства к А. Гитлеру и третьему рейху. Духовенство заставляли участвовать в «праздновании» годовщины начала войны и тому подобных дат. Активно распространялась соответствующая литература, к примеру такая листовка-молитва:

«Адольф Гитлер, ты наш вождь,
Имя твое наводит трепет на врагов,
Да приидет третья империя твоя
И да осуществится воля твоя на земле…».

Причем фашисты порой пытались изменить не только характер проповедей, но и сам процесс богослужения. Знаменателен неоднократно повторявшийся случай, когда бурный протест верующих вызывали незначительные, на взгляд немецких администраторов, перемены церковного порядка — введение нового (григорианского) стиля.

С 1943 г. в германских официальных документах уже ясно чувствовалось сомнение в правильности ряда аспектов выбранного курса церковной политики. Расчеты на поддержку «нового порядка» со стороны угнетаемых в СССР религиозных организаций являлись одним из начальных стереотипов идеологии оккупации. Поэтому идеологи рейха неоднократно выражали удивление, какое значительное место заняла Русская церковь в патриотическом движении в Советском Союзе. В бюллетене Полиции безопасности от 7 мая 1943 г. «Донесения из оккупированных восточных областей» указывалось: «Советская пропаганда сумела ловко использовать религиозные чувства населения в своих целях. Церкви и массы все в большей степени получают поощрения. Как стало известно из Москвы, наплыв жителей в церкви в пасхальных дни был значительным. Этот факт пропагандистски весьма сильно используется и находит распространение прежде всего у союзников».

Действия гитлеровцев перед отступлением из оккупированных областей — массовое сжигание и разграбление храмов, вплоть до снятия колоколов, депортация и убийства священнослужителей окончательно разоблачили их как врагов православия.

Бурное развитие церковной жизни на оккупированной территории СССР началось стихийно и сразу приняло массовый характер. Германское руководство рассчитывало использовать религиозный фактор и к началу войны уже, в основном, разработало политику по отношению к Русской церкви, принявшую окончательные формы в 1941-1942 гг. Эта политика сводилась к раздроблению церкви, использованию ее для помощи немецкой администрации, ликвидации православия после окончания войны и созданию новой религии, призванной воспитывать послушных подданных рейха. Стремление к «атомизации» религиозной жизни проявлялось в поддержке иерархов, выступавших против Московской патриархии. Однако фактически на всей оккупированной территории была восстановлена русская церковь, хотя в определенной степени и разъединенная на три части. Сепаратистских национальных церквей нигде, кроме Украины, создать не удалось, да и там за ней пошло меньшинство духовенства и верующих. Не только религиозность россиян, но и русская церковь как организация оказалась гораздо более сильной и живучей, чем полагали германские власти.
Открывшиеся храмы превратились в центры русского национального самосознания, проявления патриотических чувств. Вокруг них сплотилась значительная часть населения. Всего за три года оккупации в условиях голода, разрухи, отсутствия материальных возможностей было восстановлено более 40 % от дореволюционного количества церквей. Существуют разные цифры открытых на оккупированной территории СССР православных храмов. Современные историки, как правило, говорят о 7547, ссылаясь на отчет Совета по делам РПЦ о состоянии церкви на 1 января 1948 г. Но к тому времени было же закрыто в связи с нехваткой духовенства, изъятием у религиозных общин занятых ими общественных зданий, не менее 850 храмов в РСФСР, 600 на Украине, 300 в Белоруссии и 100 в Восточной Молдавии (Приднестровье). Так, в другом отчете Совета по делам РПЦ указывалось, что на 1 января 1947 г. в России оставалось действующими только 1300 церквей, открытых в период оккупации. Таким образом, общее количество равнялось, как минимум, 9400. Эта цифра примерно соответствует встречавшемуся в советской литературе упоминанию о 10 тыс. храмах. Кроме того, было воссоздано более 40 монастырей — 36 на Украине, 5 в Белоруссии и 2-3 в РСФСР (в Курске и Вырице). Несомненно, что при соответствующих условиях подобный религиозный подъем произошел бы во всей России.

Религиозная жизнь на оккупированной территории СССР сразу же стала сферой острой идеологической, пропагандистской борьбы между фашистской Германией, с одной стороны, и советским государством, Московской патриархией, с другой. Только сейчас с рассекречиванием архивных документов начала вырисовываться подлинная картина, выясняться, в какой степени церковная деятельность в период оккупации контролировалась из Москвы и Ульяновска (резиденции митр. Сергия (Страгородского) в октябре 1941 — августе 1943 гг.). На первом этапе указанной пропагандистской борьбы перевес имела Германия, но затем она стала все больше и больше проигрывать ее. Следует отметить, что до 1943 г. цели и интересы Московской патриархии и советского государства совпадали далеко не во всем. Патриархия отнюдь не отождествляла себя с советским строем и учитывала возможность его падения. На оккупированной территории для руководства там церковной жизнью были оставлены экзархи Прибалтики и Белоруссии — митр. Сергий (Воскресенский) и архиеп. Пантелеймон (Рожновский), который еще в 1920-е — 30-е гг. подвергался активным преследованием польских властей за свои промосковские симпатии. Существуют даже не подтвержденные документально свидетельства, что попытки оставаться на занятой германскими войсками территории якобы предпринимал и экзарх Западной Украины митр. Николай (Ярушевич). Выбор экзархов оказался правильным — Владыки Сергий и Пантелеймон в главном остались верны Московской патриархии до конца. Своими методами пыталось оказывать влияние на религиозную деятельность в оккупированных республиках и областях советское командование — через партизан, разведку, внедрение своих агентов и т. п. Первоначально с церковной политикой германских властей пытались бороться и с использованием физических методов. Так, в ряде населенных пунктов священники, — не взирая на степень их вины, были расстреляны партизанами. Но уже с 1942 г. тактика начала меняться. Постепенно он все больше координировалась с Московской патриархией.
С 1943 г. и советское командование и патриархия согласованно переходят к наступательным действиям. Резко активизируются попытки расширить влияние на религиозную жизнь оккупированной территории. И они отчасти удаются — вероятно, были установлены регулярные связи с митрополитами Александром (Иноземцевым), Сергием (Воскресенским) и рядом других иерархов. Значительно усиливаются и пропагандистские акции.
В результате, в 1943-44 гг. доля сторонников московской патриархии среди клира оккупированных областей постоянно росла. И после изгнания фашистских войск подавляющая часть украинских, белорусских, прибалтийских православных приходов относительно безболезненно вошла в ее состав. Еще легче обстояло дело с монастырями. Почти все они в период оккупации считали себя принадлежащими в каноническом отношении к Московской патриархии.
Последствия «религиозного возрождения» на оккупированной территории СССР были довольно велики. Эмигрантсткие историки В. И. Алексеев и Ф. Ставру склонны даже, несколько преувеличивая, придавать ему определяющее значение: «Германский фашизм был не менее враждебен христианству и особенно Русской православной церкви, чем советский коммунизм. Тем не менее, их столкновение, приведшее к оккупации германской армией значительной части территории СССР, приблизительно с одной третью населения страны, создало особые условия, сыгравшие решающую роль в судьбе Русской православной церкви…В целом, по размаху и интенсивности это религиозное возрождение может быть названо вторым крещением Руси». В любом случае несомненно, что оно оказало заметное влияние на изменение религиозной политики советского руководства в годы войны.
leader21: полная ахинея. сказать нечего. вы ещё найдите гомосексуальную связь между Лениным и Путиным.
Креаклы уже второй день фапают на фото Путина с Собяниным в храме.
fang
лично#
Matthaus: второй день фапают на фото Путина с Собяниным в храме.
Как грится, совсем не вижу, почему бы двум благородным донам не посетить божий храм на праздник светлой пасхи.
Гость
#
Matthaus: В самой Германии во второй половине 1930-х гг. разрушались храмы, активно арестовывали и расстреливали священников, прежде всего католических
Чушь какая. В Берлине до сих пор стоит храм, построенный Гитлером для православных. Тамошний митрополит Анастасий такую благодарность рейхсканцлеру написал…
«Ваше Высокопревосходительство! Высокочтимый Господин Рейхсканцлер!
Когда мы взираем на наш Берлинский соборный храм, ныне нами освящаемый и воздвигнутый благодаря готовности и щедрости Вашего Правительства после предоставления нашей Святой Церкви прав юридического лица, наша мысль обращается с искренней и сердечной благодарностью, прежде всего, к Вам, как к действительному его создателю.
Мы видим особое действие Божьего Промысла в том, что именно теперь, когда на нашей Родине храмы и народные святыни попираются и разрушаются, в деле Вашего строительства имеет место и создание сего храма. Наряду со многими другими предзнаменованиями этот храм укрепляет нашу надежду на то, что и для нашей многострадальной Родины еще не наступил конец истории, что Повелевающий историей пошлет и нам вождя, и этот вождь, воскресив нашу Родину, возвратит ей вновь национальное величие, подобно тому, как Он послал Вас германскому народу.»
И так далее. 1938 год.
Эта цитата из реального документа никогда не попадет в российский учебник истории. Не попадет и вот такое свидетельство заключенной концлагеря в Латвии Агафьи Дударевой:
«Для того, чтобы скрыть свои злодеяния по истреблению русских детей, немецкие фашисты и их пособники подняли целый вой, кричали, что они спасают русских детей от ужасов большевиков, оккупированные советские территории называли местами, освобожденными от большевиков, начали детей крестить и гонять строем в церковь, там их держали подолгу во время богослужения, так, что истощенные дети, пережившие ужасы концлагеря Саласпилс, потерявшие кровь, которую у них немецкие фашисты насильно забрали для своих нужд, падали в обморок, а маленькие дети под себя в церкви мочились, но это не удерживало некоторых ретивых немецких прислужников и они продолжали мучить детей. Я подчеркиваю русских детей, т. к. других детей тут не было. Как в Дубултах, так и в Булдури в церквях священники молились за победу Германского оружия, указывали, что немцы освободили Советский Союз от большевиков. Священники из Риги, Дубулты и Булдури приходили к детям в лагерь, где проповедовали, что немцы их освободили».
fang
лично#
Власти Москвы по причине неэффективности свернули программу «Музеи для мигрантов», с помощью которой планировалось донести до гастарбайтеров основные российские культурные ценности. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на начальника отдела музейно-выставочной работы городского департамента культуры Антона Горянова.

По словам Горянова, программу не поддержали ни представители Федеральной миграционной службы, ни сами трудовые мигранты. «Был проведен эксперимент: несколько таджиков пригласили в музей, но все сказали, что пойдут, только если им заплатят от 300 до 500 рублей», — рассказал представитель департамента культуры.
Гость
#
Статья — полная уйня, автор — необразованный чудак.
Matthaus
лично#
fang: «Был проведен эксперимент: несколько таджиков пригласили в музей, но все сказали, что пойдут, только если им заплатят от 300 до 500 рублей»

*с дрожью в голосе* Дикое нерукопожатное племя!
ac19411941
лично#
Она не преминет заметить, что, если храмы и открывались, но не благодаря Сталину, а благодаря его близнецу Гитлеру.

Подробнее: odintsovo.info/news/?id=36919
На одном из каналов на круглом столе признали — что те, ставят на одну карту Сталина и Гитлера. Откровенно Работают на Запад. Против России.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи