Они-то поняли, а мы когда поймём?

10 августа 2005, 18:12


Размышления после посещения Петелинской птицефабрики
Агропромышленный комплекс «Михайловский», куда входит Петелинская птицефабрика, занимает достойное место среди производителей сельскохозяйственных продуктов в России. Доля его мясопродуктов в продовольственной корзине россиян превышает 22 процента, а товарооборот составляет порядка одного миллиарда 250 тысяч рублей. Более 16 тысяч
тружеников комплекса поставляют в сутки до трех тысяч тонн продуктов питания, ассортимент которых составляет свыше 1,5 тысячи наименований. Петелинская
птицефабрика, можно сказать, является краеугольным камнем АПК «Михайловский».
Директора птицефабрики — доктора сельскохозяйственных наук, академика Международной академии аграрного образования, заместителя генерального директора по производству АПК «Михайловский» Владимира Александровича Седых на месте застать очень трудно. Например, сейчас, только вернувшись с Поволжья, Владимир Александрович уже собирается в Красноярский край. Это и понятно, ведь предприятия, занятые в производстве продуктов питания, производимых АПК, разбросаны по всей территории страны.
Во времена Советского Союза вся цепочка от производства зерна до готовой продукции находилась в едином ведомстве — в Госплане СССР. Перестройка эту цепь разорвала. Предприятия, входившие в единую систему, были разделены, и у каждого появился свой хозяин. Естественно, прекратил свое существование и Госплан. Это был серьезный удар по продовольственной безопасности страны. После того, как мы выкачаем из своих недр весь газ и всю нефть, останется только земля. Иностранцы через подставных лиц ее приватизируют. Они вряд ли будут заниматься сельским хозяйством, выполнять продовольственную программу России. Даже сейчас, когда мы войдем в ВТО, они найдут тысячу причин, чтобы внедрить свои программы, предусматривающие, какие продукты надо производить и по какой технологии. Хотя сегодня с удовольствием покупают наше зерно с большим чем у них процентом белка, которое новые хозяева полей за бесценок гонят в Европу. Героями дня становятся механизаторы. Все бы было, возможно, и хорошо, если бы не одно но! Люди (а их большинство) в этой цепочке, занятые производством, остались без работы. Хорошо хоть губернаторов теперь назначают, потому что к власти должны приходить люди, которые хотя бы немного понимают в цикле управления тем или иным процессом.
Петелинская птицефабрика одерживает верх в конкурентной борьбе. Владимир Александрович просто и убедительно, конкретными цифрами и вычерченными на доске схемами и диаграммами доказывает преимущество нашей продукции как для желудка россиян, так и для наших кошельков.
Правда, птицу прежде чем доставить на прилавок магазина надо вырастить и выкормить. Необходимо зерно и комбикорм. Кстати, в цене мяса птицы заложено почти 70 процентов цены комбикормов. Что делать, если производство зерна и комбикормов уже в частных руках? На предприятии встал вопрос о приобретении собственных таких мощностей. В Московской области зерна нет и рабочая сила дорогая. Пошли в регионы. Сегодня предприятие имеет 300 тысяч гектаров пашни, свои комбикормовые заводы, перерабатывающие предприятия, огромную торговую сеть. И хотя предприятия разбросаны по всей России, все налоги с прибыли оседают в Одинцовском районе. Кстати, убойный цех на Петелинской птицефабрике построен с таким расчетом, что вполне может перерабатывать сырье со всей Московской области.
Однажды Седых пригласили на заседание, посвященное программе Одинцовского Экополиса. Он слушал-слушал и задал собравшимся вопрос: «Скажите, от чего зависит здоровье человека?» Перечисляли множество причин, он же привел всего три фактора – среда обитания, то есть экология, генетика и питание. От экологии зависит 10 процентов, от генетики — 50 и от питания — 40. Так что благоустроенная песочница решает проблему на 10 процентов, а питание — на 40. Если мы хотим вырастить здоровых детей, надо прежде всего думать не просто о питании, а о питании качественном.
Простой пример: годовая норма мясных продуктов на человека должна составлять 25 килограммов. В Одинцовском районе проживают порядка 300 тысяч плюс 700 тысяч — приезжие. Перемножаем эти цифры и получаем 25 тысяч тонн мяса. Петелинская птицефабрика вырабатывает 12 тысяч тонн, а в районе продает всего три. Остальное идет в Москву. И заметьте, это не заморозка, а качественное охлажденное мясо по цене в два раза ниже рыночной. Почему фабрика должна разницу в цене отдавать в чей-то карман? Ведь она может обеспечить качественным мясом весь район. Возрастет его производство, возрастут и отчисления в районный бюджет. Но у нас буквально разогнали выездную торговлю птицефабрики. А ведь если выделить им место, то, безусловно, будут построены и стационарные торговые точки. Там, где это наиболее удобно и горожанам, и селянам. Нужны только конкретное задание, архитектурный проект и кусочек земли. Однако фабрике говорят, что земли для этой цели нет. Однако, как грибы после дождя, кругом вырастают все новые ларьки и палатки. Предприятие же стремится внести свой вклад в обеспечение здоровыми продуктами питания населения нашего региона.
Относительно экологии. Раньше птицу выращивали в клетках. Помет от птицы в чистом виде использоваться как удобрение не может. С 2002 года на Петелинской птицефабрике стали переводить птицу на напольное содержание. Из 57 уже 34 птичника переведены. Что это означает? На пол настилается десятисантиметровый слой опилок. Цыплята здесь обитают 40 дней. Опилки мало того, что хорошо держат тепло, в результате получается горючий материал. Плюс из этой смеси можно делать практически любое удобрение. Стоит только подсушить и добавить необходимые компоненты. Тепло для просушки может дать Часцовский мусороперерабатывающий завод. Если его построят, фабрика готова туда вывозить эту смесь. Это будет еще один шаг к нашей кооперации. Обособленное существование дает меньше результатов.
Сегодня стране физически не хватает рабочих рук. производственно-технические училища порушены. Здесь же с 9-го класса обучают школьников профессиям птичниц и операторов. И, придя на работу, они получают достойную заработанную плату, которая вполне может достигнуть планки 60 тысяч рублей. Именно заработную плату, а не оклад или жалование.
Виктор РОГОВИК.
Фото автора.
Когда я возвращался назад в Одинцово, понял, что мне не давало покоя во время визита на птицефабрику — это отсутствие специфического для такого предприятия запаха. И еще я пришел к выводу, что, как это ни парадоксально, сельское хозяйство — единственный источник продолжительности рода человеческого. На самом деле, если разобраться, то без газа или нефти я все же выжить смогу. А вот чтобы не кушать ежедневно — это уже, извините. Не зря на западе продовольственная программа является стратегической составной существования самого государства. Они-то поняли, а мы когда поймем?

3.129.247.196

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
132
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи