Военные шептались: «Жуков, Жуков»…

09 июля 2005, 17:59

Александра Романовна Большакова больше тридцати лет живет в Одинцове. В наш город она переехала с мужем, военным летчиком. Он входил в состав экипажа, который обслуживал главкома РВСН Н.И. Крылова. А детство и юность Александры прошли в Мещевском районе Калужской области.
Они совпали с роковыми сороковыми. В год 60-летия Победы Александра Романовна поделилась своими впечатлениями о войне.
— Наше село Изъялово находилось на бойком месте, недалеко от города Юхнова. Через село проходила дорога, соединявшая Брест и Москву. Благодаря этому расположению изъяловцы часто становились невольными свидетелями исторических событий. Мимо нас отступали к Калуге советские войска, а вслед за ними в сентябре появились немцы. Первые прибыли на мотоциклах и тут же устроили грабеж: ловили кур и гусей, шарили по домам, хватали все, что под руку попадало. Колхозный скот еще до того увели в лес партизаны. Чуть позже по дороге загрохотали фашистские танки, воздух гудел от самолетов.
Село трижды переходило из рук в руки. Часто по ночам на конях верхом приезжала наша разведка. А немецкие разведчики появлялись в основном днем — на лошадях, запряженных в сани, с пулеметом. Бывали случаи, когда они сталкивались чуть ли не нос к носу. Люди боялись покидать свои дома, хотя уже начинался голод.
Четко врезалось в память, как поздним зимним вечером на лошадях в упряжках, замаскированных еловыми ветками, въехали бойцы в белых маскхалатах. Это были сибиряки. Высокие, подтянутые, одетые во все новое. Их расселили по домам. К нам пришли пять человек. Сели за стол, разложили продукты. Пригласили и нас, детей, с мамой. Мы уже отвыкли от хлеба и сахара. Радости не было предела. Так было жалко прощаться с нашими освободителями.
Вскоре началось наступление советских войск. Фашисты бомбили Козельск, Сухиничи, Мещевск. Во все небо полыхало зарево, кругом рвались снаряды. Казалось, что всему живому вот-вот придет конец. Потом наступило затишье, но еще слышались отдельные разрывы.
Вскоре в село привезли много раненых. Среди них был молодой политрук. Нам сказали, что у него семь тяжелых ранений. Парень стонал, просил перину и мед. Перину нашли, а меда ни у кого не было. Мы рвали простыни, стирали бинты, помогали, как могли.
Помню, как на дороге появилась большая группа военных. Сначала прошли несколько человек, следом за ними двигалось больше десяти офицеров, а в центре статный, крупный мужчина в бурке и папахе. Все взгляды были устремлены на него. Я, застыв у калитки, слышала, как военные возле дома шептались: «Жуков, Жуков…» Тогда эта фамилия ничего не говорила сельской девчонке. Гораздо позже, уже в конце войны, я поняла, что по дороге села Изъялово прошел великий полководец, сыгравший огромную роль в крупных битвах Великой Отечественной, — Георгий Константинович Жуков.
Наступление наших войск продолжалось. Война отодвигалась на запад. Мы, детишки, помогали армии в меру своих сил. Готовили посылки бойцам, работали на полях, чистили дороги, чтобы боевая техника быстрее двигалась на фронт. Было трудно, но постоянно жила надежда на лучшее.
Подготовила Лариса Родионова.

18.119.136.235

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
17
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи