Ракетно-космический генерал

07 мая 2005, 17:39


25 октября 2001 года одной из улиц тогда еще поселка Кубинка, называвшейся до этого Прожекторной, постановлением губернатора Московской области было присвоено имя Генерала Вотинцева.
Такой чести, чтобы при жизни человека его именем называли улицу, удостаиваются немногие. Кто он — генерал Вотинцев и какое отношение имеет к Одинцовскому району? О первом командующем войсками противоракетной и противокосмической обороны наш рассказ.
Юрий Всеволодович Вотинцев — потомок древней казачьей фамилии — родился 23 октября 1919 года в городе Ташкенте. Его прадед – Всеволод Вотинцев — в 1867 году из частей Донского и Сибирского казачьих войск организовал Семиреченское войско. Построил крепость Верный (ныне Алма-Ата), развернул десятки станиц, которые надежно защитили восточную границу Российской империи. Дед, Дмитрий Вотинцев, подполковник, также принял атаманскую булаву. Отец – Всеволод Дмитриевич — стал видным революционером-большевиком. Решением ЦК партии в 1917 году был направлен в Ташкент для оказания помощи в создании и становлении Советской Туркестанской республики. В январе 1919 года был убит в результате мятежа, организованного английской и американской агентурой. Мать Анастасия Александровна из-за угроз и попыток покушения была вынуждена уехать в Ленинград.
В 1936 году Юрий поступил в 1-е Ленинградское Краснознаменное артиллерийское училище имени Красного Октября, затем в Сумское артиллерийское училище. Лейтенантом командовал взводом Тбилисского горно-артиллерийского училища. В феврале 1941-го досрочно получает звание старший лейтенант. А в июле назначается командиром батареи вновь формируемого Пензенского артиллерийско-минометного училища. При всех ускоренных выпусках батарея держит первое место. Ее командир награжден орденом «Знак Почета». В ноябре, наконец-то, после многочисленных рапортов направлен на фронт. Назначен командиром дивизиона 295-го минометного полка, формирование которого началось в Рыбинске. На его комплектование поступили 150 выздоравливающих из госпиталей и 150 заключенных из Рыбинской тюрьмы. В марте 1943 года соединение прибыло на Воронежский фронт, участвовало в Курской битве, в боях на Левобережной Украине. В августе Вотинцева награждают орденом Красного Знамени и назначают начальником штаба полка. Шесть месяцев непрерывных боев дивизион поддерживал батальоны и роты 71-й гвардейской стрелковой дивизии, не выходя из боя. Последние залпы дали в районе Полтавы. Потери – 87 человек. При этом со всех 150-ти бывших заключенных — погибших, раненных, награжденных — сняли судимости. Прощаясь с дивизионом, Вотинцев обнял и расцеловал каждого воина. Он берег людей, но при этом сам всегда был впереди. Солдаты, старшие по возрасту, называли его, 23-летнего, батей. Уважали, любили, прикрывали. Затем минометчики были стремительно переброшены на Калининский, а с декабря 1943 года – на 1-й Прибалтийский фронт. Невель, озера Большой и Малый Иван – тяжелейшие бои «местного значения». Вотинцев награжден орденом Отечественной войны I-й степени. Стал майором, заместителем командира 151-го гвардейского артиллерийского полка 71-й гвардейской стрелковой дивизии, затем начальником штаба артиллерии 90-й гвардейской стрелковой дивизии, командующим артиллерией этой же дивизии. Брал Витебск, Полоцк, Двинск, Биржай, Мажейкяй, Вайноде…
По неоднократному ходатайству начальника Пензенского артиллерийско-минометного училища в декабре 1944 года Юрий Всеволодович был возвращен в училище и назначен командирам дивизиона.
Затем учеба в академии им. М.В. Фрунзе, которую Вотинцев окончил с золотой медалью и в звании подполковника отправился на Дальний Восток. Здесь его ждала должность начальника оперативного отделения штаба артиллерии 5-й армии в Спасске-Дальнем. И вновь война. На этот раз — в Корее. Юрий Всеволодович участвует в передаче артустановок и боеприпасов Вооруженным силам КНДР.
В 1953 году в звании полковника Вотинцев возвращается в Дальневосточный военный округ, а затем поступает в Академию Генштаба, которую также оканчивает с золотой медалью. По требованию главкома войск ПВО С.С. Бирюзова в 1955 году его назначили заместителем командующего 1-й зенитной ракетной армией по боевой подготовке. Здесь Юрий Всеволодович становится генерал-майором.
• Генерал-полковник Ю.В. Вотинцев (в центре) во время проверки 12-го учебного центра РКО в Кубинке.
С мая 1959 года на долгие восемь лет Юрий Всеволодович вступил в должность командира Туркестанского отдельного корпуса ПВО. Он лично разработал необходимые меры для надежной защиты 5000 километров южной воздушной границы СССР. Однако безнаказанный полет американского У-2 9 апреля 1960 года изменил отношение высшего командования к корпусу. Всем было понятно, что средств для уничтожения нарушителя на высоте 20 тысяч метров не было. Но «неполное служебное соответствие» Вотинцев получил. С.С. Бирюзов ему позвонил и сказал: «Вы строго наказаны. Продолжайте уверенно работать. У нас в ПВО за одного битого не двух, а двенадцать небитых дают».
После нарушения воздушного пространства еще одним У-2 1 мая 1960 года корпус усиливается и переименовывается в 30-й отдельный. Несмотря на хрущевское сокращение Вооруженных сил, сюда прибывают 5000 офицеров и 20000 солдат из разных родов войск. Поступают 100 комплексов ракет С-75, формируются 11 бригад и два полка. Из 73-й воздушной армии передают четыре истребительных авиационных полка. В мае 1963-го корпус развертывается в 12-ю отдельную армию ПВО. Вотинцеву присваивается звание генерал-лейтенанта и тут же опять — «неполное служебное соответствие» за уничтожение американско-иранского разведывательного самолета типа «Кондор», сгоревшего и упавшего на территории Ирана во время выступления Л. И. Брежнева в иранском меджлисе. На этот раз от главкома В. А. Судца Юрий Всеволодович услышал только грубую брань и угрозы.
В 1964 году такой же самолет-нарушитель был посажен в районе населенного пункта Мары. Действия войск армии были поставлены в пример. Все взыскания с командующего были сняты. За восемь лет службы в Туркестане своей профессиональной подготовкой, организаторскими способностями, требовательностью, внимательным отношением к подчиненным, честностью и скромностью Юрий Всеволодович снискал глубокое уважение, его просто любили.
В мае 1967 года Вотинцева назначают командующим войсками противоракетной и противокосмической обороны (ПРО и ПКО) — новой, совершенно секретной структуры Вооруженных сил СССР.
— Главнокомандующий войсками ПВО дал мне 15 суток для ознакомления с состоянием дел в НИИ ПВО, институтах и конструкторских бюро промышленности, с создаваемыми головными объектами, по формированию Управления командующего, — вспоминает Юрий Всеволодович. — Лично объездил все объекты, все крупные организации и предприятия, работающие на создание ПРО, ПКО, СПРН (система предупреждения о ракетном нападении), ЦККП (центр контроля космического пространства)… Как-то мне показали американский военный журнал. В нем были приведены схемы организации главкоматов всех видов советских Вооруженных Сил с весьма точным указанием фамилий, званий, должностей руководящего состава. Были там, естественно, и сведения о заместителях главкома ПВО страны, куда входили тогда наши части. Лишь напротив моей фамилии стоял вопросительный знак...
За 19-летний период командования войсками ПРО и ПКО при Вотинцеве были созданы войска Ракетно-космической обороны с системами предупреждения о ракетном нападении, противоракетной и противокосмической обороны. Была решена задача подготовки высокопрофессиональных кадров. Из зенитных ракетных войск были переведены на новый профиль два училища: Пушкинское и Житомирское. Выпускники академий и училищ по профилю РКО имели высокий авторитет. Они назначались не только в войска, но и в части, подчиненные Генеральному штабу и Главному управлению космических средств. Тогда же Вотинцеву было присвоено звание генерал-полковника и Героя Социалистического Труда.
За те годы, когда мир жил на грани ядерной войны, было, по меньшей мере четыре серьезнейших случая «ложной тревоги»: в 1979 и 1980 годах — в системах ПРО США, в 1983 и 1995 годах — в системах ПРО нашей страны. О драматичной истории начала 1980-х стало известно лишь после публикации воспоминаний Вотинцева в 1993 году.
После развала СССР часть преподавателей и курсантов из Житомира были переведены в Кубинку, где на базе 12-го учебного центра, готовившего младших специалистов, создали филиал Пушкинского высшего училища, ставшего потом самостоятельным Московским военным институтом радиоэлектроники Космических войск. Вотинцев всегда уделял большое внимание этому центру. Учебный процесс здесь был на очень высоком уровне. Кубинка была своеобразным полигоном всех новаций, которые командующий хотел претворить в жизнь. В 1999 году начальник филиала Военной академии имени Петра Великого (так назывался современный институт Космических войск) генерал-майор И. В. Ювченко предложил в знак признания заслуг командующего РКО Ю. В. Вотинцева переименовать улицу Прожекторную в Кубинке — в улицу Генерала Вотинцева. Совет депутатов Одинцовского района поддержал это решение.
В Кубинке же находились объекты Ракетно-космической обороны, которым Вотинцев уделял особое внимание. Это был «мозг» противоракетной системы «А-35», контролировавшей воздушное пространство над Москвой и ее окрестностями. С помощью этой системы можно было обнаружить и уничтожить любую ракету на подлете к столице. Вблизи разместился Главный командно-вычислительный центр, почти примыкавший к антенне радиолокационного узла станций (РЛС). Эта РЛС «видела» все, что творится в воздушном и безвоздушном пространстве на несколько сот километров. На боевом дежурстве система могла находиться до 2004 года. Однако 8 мая 1987-го в Кубинке произошел пожар, в результате которого полностью выгорел командный центр станции. Некоторое время она еще работала на передачу, чтобы «ввести противника в заблуждение», но вскоре была демонтирована.
А годом раньше подобный пожар произошел на узле РКО в Печоре. Вотинцев всегда и за все ответственность брал на себя. Ни на кого не сваливал, никого не подставлял. После трагедии написал рапорт об увольнении. В августе 1986-го последовала отставка.
— Как ни тяжело, но необходимо признать, — сетует сегодня Юрий Всеволодович Вотинцев, — что политический и экономический развал Советского Союза привел к существенному нарушению группировки войск РКО, понизились их боевые возможности, в том числе и по защите России. Нам удалось сохранить узлы СПРН в Азербайджане, Казахстане и на Украине. В Латвии сооружения новой РЛС взорваны. Работы продолжаются по строительству РЛС «Волга» только в Белоруссии, да и то при ограниченном финансировании…

Фото автора и из семейного архива

18.226.166.214

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
1 182 (+1)
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи