Медаль моего детства

06 апреля 2005, 17:27

Прочитал в вашей газете от 2 марта этого года письмо М. Борисенко из деревни Рыбушкино «Да кто нас будет слушать…» Она вспоминает, как ей и ее сверстникам пришлось перенести тяжкие труды в войну и после. А ведь они тогда были, считай, детьми. Мне и моей жене выпала такая же доля.
Сейчас мне 76 лет, а работать пришлось с восьми. Отец у нас помер в 1936 году, и осталось у мамы на руках семеро. Старшая сестра была замужем за военным и забрала меня к себе. Началась война, мы были вынуждены эвакуироваться. На одном из полустанков состав разбомбили, сестра погибла, а я сильно пострадал от взрывной волны. Чудом добрался домой — помогла подруга моей сестры, не бросила меня.
В 1942 году меня направили в ремесленное училище. Мы стали обслуживать локомотивы. Угля было очень мало, и паровозы топили дровами. Ох, сколько их надо было, ведь эшелоны на фронт шли круглосуточно. Мы, пацаны, не знали таких слов, как устал, не могу, заболел. Машинистами на паровозах были в основном женщины. И они были очень требовательными к дисциплине. Мы во всем были послушны и исполнительны. Хотя и кормили скудно, и одежонка была плохонькая, никакого сменного белья.
В конце 1943 года меня от работы отстранили врачи. Признали порок сердца и паховую грыжу: я сильно надорвался при погрузке дров. Поехал домой в свой колхоз. Там — полная разруха, лошадей нет. Какие с голоду околели, каких забрали в кавалерию. У людей пухли ноги, целыми семьями собирали колоски, перезимовавшие под снегом. Потом появились плакаты, предупреждающие, что зерно из-под снега весной — яд. Дрова таскали из леса, искали сухостой, чтобы хоть горел. С весны до осени ходили босыми…
Помню, как появились газогенераторные трактора и машины, работавшие на дровах. Для этого заготавливали дрова лиственных пород, в основном ольху. Разбивали на небольшие чурочки — это заменяло керосин, которого или не хватало, или вообще не было. Сейчас об этой технике нигде не упоминается. По-моему, ее даже в музеях нет. А в войну как же она выручала — пахали, сеяли, урожай вывозили. На машинах приходилось работать девчатам. Мужчины приходили с фронта калеками — кто без ноги, кто без руки. Многие болели туберкулезом в тяжелой форме. Были случаи, когда после госпиталя фронтовики приходили на некоторое время домой, а потом опять получали повестки на фронт. Каково было близким провожать на войну во второй раз…
Про нас, участников трудового фронта, в связи с 60-летием Победы стали писать. А вообще как-то мало вспоминали. Но я свою медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» берегу. Это медаль моего детства. Моя память…
А. Абрамов.
пос. Горки-10.

3.144.253.161

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
17
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи