Дарьинские театралы в воспоминаниях современников

01 марта 2005, 17:18


Село Дарьино примечательно не только своей красотой и целебными минеральными источниками. Его история занимает пусть небольшую, но интересную страницу в становлении русского самодеятельного театра.
В начале 1920-х годов молодежь Дарьина и окружающих деревень под впечатлением просмотренной в театре Вахтангова «Принцессы Турандот» решила своими силами поставить какую-нибудь пьесу Карло Гоцци. Инициатором постановки и одним из актеров был Григорий Кристи. Среди участников самодеятельного театра были известные впоследствии в театральном мире жители Дарьина: актер Петр Глебов, поэт и драматург Сергей Михалков, художники Наталья Ярославская и Федор Глебов.
Так совпало, что летние месяцы 1925-26 годов в Дарьине провел замечательный актер и режиссер, народный артист СССР Константин Сергеевич Станиславский, недавно вернувшийся из-за границы, где Художественный театр был на гастролях. Уединенность Дарьина и живописные окрестности располагали к хорошему отдыху, в котором Станиславский очень нуждался. Хотелось также закончить подготовку к изданию на русском языке книги «Моя жизнь в искусстве» и обобщить свой опыт артиста и режиссера в задуманной книге «Работа актера над ролью».
Как познакомились начинающие артисты с мэтром, вспоминает Г. В. Кристи, впоследствии известный режиссер, ближайший помощник Станиславского: «Константин Сергеевич приехал сюда с семьей и с маленькой внучкой ... Здесь он надеялся отдохнуть от двух осаждавших его театров и многочисленных московских посетителей. Но не тут-то было! С момента его приезда дети ходят за ним толпой, сперва незаметно, на почтительном расстоянии, потом все ближе и ближе. Во время прогулки он подходит к играющим детям, узнает о том, как они играют и как их зовут. Поэтому ребятишки с плакатами о спектакле, чувствуя себя знакомыми со Станиславским, зашли к нему без особых церемоний... На следующий день мы с волнением ждали Станиславского на репетицию и принесли в рощу соломенное кресло. Станиславский не обманул наших ожиданий: он явился, сияющий и строгий, без всякой тени иронии или снисхождения. Раз это для нас было настоящим театром — значит, и для него тоже».
О репетициях, знакомстве со Станиславским рассказывал своему режиссеру С. А. Герасимову во время съемок кинофильма «Тихий Дон» исполнитель роли Григория Мелехова П. П. Глебов: «Мой старший брат Григорий Кристи (он у мамы был от первого мужа) с малолетства был влюблен в театр, делал дома декорации и ставил с нами и детьми наших соседей спектакли. Я тоже принимал в них участие, играл комические роли и высмеивал в них разных жителей наших дач. На одну из таких репетиций в овраге, гуляя, забрел Станиславский и стал кое-что нам подсказывать. Моему брату Феде, игравшему в «Трех апельсинах» короля, он говорил: «Федя, что такое король? Ты вот сидишь какой-то горбатенький, жалкий. А в пяти километрах отсюда — станция Жаворонки: распрямись и постарайся — через лес, через овраги — ее увидеть». Федя так старался распрямиться, что опрокинулся вместе с креслом… Станиславский с актерами Вахтанговского театра к нам и домой приходил. Мама такие обеды тогда закатывала — из осенних грачей, которых мы с братом настреляем!.. Осенний грач зерно ест и червяков. У него мясо идеальное. Мы еще очень соек любили, специально их желудями откармливали. А вот сову однажды варили-варили, она так и не сварилась. Я понял, что сову есть нельзя… У Станиславского же я учился и потом, в оперной студии. Наш курс был его последним, он нас до конца не довел».
Следует добавить, что фамилия Глебовых в начале века была в Москве очень известной. Здесь покупали шерсть только глебовских мануфактур, французское вино пили только «от Глебова», а многие игравшие на бегах ставили только на глебовских рысаков. После революции, как вспоминал сам Петр Глебов, его со страшим братом отправили подальше от стрельбы и всех потрясений в одну из деревень вблизи Назарьева. Здесь будущий артист пел вечерами задушевные песни под гармонь, гонял с товарищами в ночное лошадей, в общем приобретал крестьянские навыки, пригодившиеся впоследствии во время киносъемок. И Петр Петрович не посрамил глебовых, прославившись ролями в фильмах «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Балтийское небо», «Мужики». Вот что значит опыт деревенской жизни, помноженный на школу Станиславского, да еще в таком юном возрасте.
В литературной автобиографии «Сам о себе», написанной в 1978 году, вспоминает о дарьинских днях и С. В. Михалков: «Театр я полюбил с детства. Еще в 1925 году в подмосковном поселке Дарьино группа детей решила своими силами поставить спектакль. Для постановки выбрали театральную сказку «Любовь к трем апельсинам» Карло Гоцци… В этом же дачном поселке отдыхал тогда величайший мастер русского театра Константин Сергеевич Станиславский. Его заинтересовал детский спектакль; он пришел на репетицию, дал нам много полезных советов. Спектакль получился веселый, интересный. Ставил спектакль старший из ребят Гриша Кристи. А злую ведьму в спектакле пришлось играть мне».
Спустя двадцать лет на тему сказки «Любовь к трем апельсинам» Михалков написал комедию для детей «Смех и слезы», известную также под названием «В стране игр, или Веселое сновидение».
В 1946 году в бывшей дачной усадьбе, где отдыхал Станиславский, расположился санаторий «Жаворонки» для детей работников завода «Серп и Молот». В Дарьино не раз приезжал и прославленный актер В. И. Качалов. А увлечение самодеятельным театром, как видно из многочисленных воспоминаний, дало свои результаты — с дарьинских подмостков на большую сцену шагнули будущие режиссеры, артисты, художники…
Подготовил Николай Митронов.
На снимках: Режиссер К.С. Станиславский, актер П.П. Глебов, драматург С.В. Михалков.
Станиславкий (Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938) - режиссер, актер, театральный деятель, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. В 1898 — с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр, деятельность которого ознаменовала важнейший этап развития сценического реализма, оказав огромное влияние на мировой театр. Важнейшее теоретическое значение имеет для развития сценического искусства «система Станиславского», исследующая процесс перевоплощения актера в образ.

3.137.172.68

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
184
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи