200 лет под Покровом Божией Матери

11 августа 2004, 17:04

7 августа храм в честь Гребневской иконы Божией Матери отмечает свой 200-летний юбилей.
Столько чудных храмов на Руси. К каждому из них ведет своя дорога, протоптанная множеством людей, для которых этот храм дорог. Он для них как дорогой дом, как пристань в житейских бурях.
Таким родным домом для многих верующих стала Гребневская церковь.
За два столетия храм вместе с городом перенес все его радости и горести. Он был участником двух военных компаний. Пережил социальные потрясения XX века, когда был приспособлен для хозяйственных нужд города. Служба в храме прекращалась на полвека. Но «Бог поругаем не бывает». Эта истина подтверждается в судьбе нашего храма. Он был возрожден для молитвы в 1991 году. От того времени осталось в памяти главное — «все горели единым духом, все стремились помочь храму, Церкви, мы желали видеть храм возрожденным домом молитвы».
Третий век жизни храм начинает новой страницей своего служения. На территории храма открывается крупнейший в России Православный социально-культурный центр, созданный совместными усилиями Церкви и Одинцовской администрации.
Одинцовский храм из прошлого протянул руку в XXI век и соединил нас общей памятью, общей культурой, новым служением Отечеству.

Век нынешний и век минувший

Самое красивое здание нашего города является и самой старинной постройкой. Ему два века. Вглядимся в его привычный облик. Церковное здание поставлено традиционно «кораблем», то есть вытянуто в одну линию вдоль дороги с запада на восток. На одной оси расположены колокольня-вход, двухпридельная трапезная и собственно храм-ротонда с четырехколокольным портиком, обращенным к Москве.
Строился храм в два приема с разницей во времени сто лет. Самая старая часть — купольная двусветная ротонда. Так называют круглую в плане церковь с окнами, расположенными в два этажа. Храм — образец классических строений. Жители города по праву гордятся его красотой. Вот что пишут о Гребневском храме в каталоге памятников архитектуры Московской области: «кирпичный храм в стиле зрелого классицизма имеет форму двусветной ротонды с прямоугольным алтарем. Фасады здания были первоначально украшены колонными портиками, из которых сохранился только восточный. Ордерная система продолжена и в обработке интерьера колоннами и пилястрами. Церковь Гребневская построена на средства владелицы села графини Е.В. Зубовой.»
Дворянский и графский род Зубовых по семейной легенде происходил от татарского баскака. На родовом гербе начертан девиз «Не для себя, но для империи».
Зубовы служили Отечеству на военном поприще. Давайте поближе познакомимся с семейством устроительницы Гребневского храма.
Супруг Елизаветы Васильевны уходит в отставку полковником. Александр Николаевич Зубов имеет крупное состояние, около 20 тысяч годового дохода, в конце жизни в 1793 году вместе с потомством возведен в графское достоинство, назначается сенатором.
Старший сын Зубовых — Николай Александрович обладал большой физической силой, отличался грубостью. Служил при дворе Екатерины II. Любопытно, что в 1794 году он женился на «суворочке», дочери знаменитого полководца Александра Суворова (своего первенца молодые назовут в честь обоих дедов — Александром, это будущий наследник Одинцовской вотчины — внук Суворова и Елизаветы Зубовой). Именно Николай Зубов ударит Павла I в висок золотой табакеркой в трагическую ночь дворцового переворота. В эту страшную ночь Павел I будет убит, а на престол в помощью Зубовых взойдет Александр I.
Двадцатидвухлетний Платон вытянул «счастливый» жребий. Семь последних лет своего царствования Екатерина II опирается на его плечо. «Милый друг Платоша» определяет внутреннюю и внешнюю политику России, дружит с Францией и грозит Англии, делит польские земли, заселяет Таврию, ведает одесским портом, руководит Черноморским флотом и армией, составляет новый устав для Сената, покровительствует отцу и братьям, обогащается сам, получает высокий титул Светлейшего князя. И, наконец, устраивает Персидский поход, который, после отказа Суворова, возглавляет Валериан Зубов.
Валериан младше екатерининского фаворита на четыре года. Императрица считает его одним из лучших полководцев Европы. Военному искусству он учился у самого Суворова, отличился уже при взятии Измаила. Служа государыне-матушке, он потерял ногу (раны и увечья приведут его к ранней смерти в 1804 году). Кончина государыни застала его во главе русской армии на пути к Персии. Новый император Павел I свернул персидскую кампанию, не предупредив главнокомандующего. Валериан жестоко обиделся и стал интриговать против Павла I в пользу внука матушки-царицы.
Так сложилась судьба детей Елизаветы Васильевны. Зубовы были приближены к императорскому двору в последние годы царствования Екатерины II. Братья Зубовы оказались активными участниками заговора против императора Павла I.
В начале 1895 года умирает глава семейства. В ноябре 1896 года заканчивается царствование Екатерины II, покровительницы Зубовых.
Придворная статс-дама и графиня строит вдали от двора, в одинцовской вотчине каменный храм. Может быть, это была ее покаянная молитва в камне за супруга и за детей? Для жителей Одинцова — это богатое наследство не только архитектурное, но и историческое. Мы называем его памятником не зря. Храм помнит многие события и знаком со многими персонами, которые отошли в небытие за два столетия его молитвенного предстояния. Иногда он приоткрывает нам свои тайны. Недавно горожане получили письмо от Елизаветы Зубовой из XVIII столетия. Дело в том, что в Гребневской церкви при устройстве в 2001 году подземной ризницы был найден закладной камень. На нем укреплена латунная табличка, на которой начертаны слова. Теперь камень-письмо хранится в алтаре. Копия текста помещена на стене у входа в храм. Давайте прочитаем это необычное послание.
Елизавета Васильевна указала нам дату начала строительства — 24 июня 1897 года; обозначила престол — во имя Гребневской Божьей Матери; подтвердила собственное финансирование; назвала свой титул и имя царствующего императора Павла I.
Мы располагаем еще одним документом. Это копия прошения Елизаветы Зубовой Члену Синода епископу Дмитровскому викарию Московскому от 28 октября, в котором она сообщает, что «вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена была вновь каменная, которая как наружным благолепием, так внутри достаточно изукрашена, ризницей и прочей утварью снабжена и к освящению готова». Тут изложена просьба о выдаче антиминса и освящении церкви.
22 ноября 1801 года церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном. Трехпредельную деревянную «Артемоновскую» церковь предписано было разобрать, материал употребить на печение просфор, а антиминс отослать в «Чудовскую ризницу».
Елизавета Васильевна наполнила «новосозданную церковь» утварью и священными предметами. Сохранился реестр имущества на 1801 год, где упомянуты: одежды парчовые «с золотыми бахромами» и атласные в серебряных крестах на престол и жертвенник; два потира, два дискоса, две звездицы, четыре блюдца, серебряные вызолоченные кресты. Одно из Евангелий в голубом бархатном переплете «на александрицкой бумаге», две дарохранительницы серебряные, дароносица вызолоченная; голубая тафтяная завеса к царским вратам; парчовые ризы, шелковые подризники, шелковые воздухи, из шелка орари и пелены. Кадила, тарели, ковшички, водосвятные чаши, блюдечки, венцы, паникадило, подсвечники», — все медное и высеребренное.
Щедрая устроительница умирает в 1813 году. Семейство Зубовых еще 40 лет до 1853 года заботится и о храме, и о людях, в нем служащих. Церковный причт состоял из священника, пономаря и дьячка, которые «содержание имели средственное» (достаточное). Земли при церкви значилась усадебной одна десятина, была также пашенная, сенокосная и лесная. Ею владел помещик, который платил ругу (арендную плату) — в год 500 рублей ассигнациями, пять четвертей ржи и часть лесного покоса. Дома для церковнослужителей были деревянные, выстроенные от помещика на церковной земле. Имелась деревянная часовня.
В 1853 году внук Елизаветы Васильевны Зубовой продает Одинцово.
Есть основания предположить, что последние годы Елизавета Зубова провела в Одинцове, молясь в нарядной, по-столичному устроенной Гребневской церкви. При ее жизни службы совершались исправно, и содержался церковный штат. С ее кончиной в 1813 году замирает и храм. «С 1813 по 1816 год при церкви священника не имелось» — свидетельствуют документы. Она была приписана к церкви Благовещения села Федосьино. Потом жизнь восстанавливается. В 1816 году появляется пономарь Григорий Крылов, а в 1820 году — дьячок Иван Бутуринский. И только на Покров 1824 года священником назначен Тимофей Степанович Загорский.
Отец Тимофей был дьяконский сын, закончил Перервинскую семинарию, имел шестерых детей, умер в 53 года вдовцом, отслужив в храме 28 лет.
Нужно сказать, что в те поры существовала малоизвестная нам теперь традиция передачи прихода в руки другого священника. Новый иерей женился на дочери состарившегося батюшки, занимал его место, окормлял не только приход, но и семью своего предшественника, покоил старость ушедшего за штат тестя или заботился о его вдове.
Эту традицию можно проследить по истории Гребневского храма в XIX веке.
На дочери Тимофея Загорского — Марии Тимофеевне — женится молодой священник Александр Павлович Пиуновский. В клировой ведомости два года спустя в разделе «заштатные и сиротствующие» значатся дети умершего священника Тимофея Степановича — Агрипина и Надежда, — которые живут теперь на пропитании зятя своего, нового иерея Александра Пиуновского. Отец Александр Пиуновский — замечательная фигура того времени. Нам, потомкам, следует вспомнить его добрым словом. Он был сыном священника, закончил Московскую семинарию, взял в жены дочь священнослужителя, воспитал сына-священника и выдал дочь свою за священнослужителя. Отец Александр Пиуновский служил в Гребневском храме 37 лет (с 1848 по 1885 год), уступив одинцовский приход своему зятю Петру Васильевичу Диаконову. Отец Петр умер 12 лет спустя, а вдову его, дочь Пиуновского, покоили за штатом до 1917 года.
В 1897 году, через сто лет после закладки Гребневского храма, мы находим священнослужителем Леонида Федоровича Воинова. Годом раньше причт и прихожане обратились с прошением к митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию о расширении храма. В прошении говорится, что здание «не может вместить всех богомольцев, особенно в двунадесятые праздники и в летнее время, когда дачники приезжают на жительство… В настоящее время находятся жертвователи, которые желают расширить трапезу устройством в ней двух приделов: с правой стороны во имя святителя и чудотворца Николая, в память о бракосочетании их императорских величеств и с левой стороны во имя преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского в память священного коронования их императорских величеств и устроить духовое отопление. Старую колокольню, препятствующую расширению, необходимо сломать и вместо нее предложено построить новую».
Жители Одинцова проявляют верноподданнические чувства. Престолы отстроенных приделов освящаются с учетом событий, происходящих в государстве и монархической семье.В октябре 1894 года умирает император Александр III. Через неделю после царских похорон, 14 ноября, в последний день перед Рождественским постом, устраивается свадьба Николая II и Гессенской принцессы (давняя традиция заставляла царя быть женатым человеком). По истечении годового траура по кончине императора Александра III, царская семья выезжает в Москву, где в мае месяце происходит церемония коронации нового самодержца. Торжества совпали с праздником перенесения мощей Николая Мирликийского, «Николы Летнего».
В память об этих событиях один из приделов трапезной освящается во имя Преподобных Чудотворцев Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского. Преподобный Савва чтился Домом Романовых. Это подтверждает сохранившаяся в Звенигородском монастыре лампада к мощам Преподобного. Этот вклад сделала Елизавета Федоровна Романова (владелица соседствующего с Одинцовым села Ильинского; устроительница новомученица Марфо-Мариинской обители). Лампада охвачена пояском, составленным из слов дарственной надписи. Из текста мы узнаем, что мощи Саввы всея Руси Чудотворца почитаются «как молитвенника о царях, Богом избранных».
Другой престол трапезы освящается во имя святителя Николая, тезоименитого вступившему на престол последнему императору России.

С любовью в сердце, с верой в душе

Случаются в жизни святые дни, к которым ведет нелегкая, но исполненная надежд дорога. Так бурная река времени, наконец, вливается в свой океан, гладкий и просторный.
В подмосковном Одинцове 7 августа 2004 года, в субботу, произошли события, которые можно назвать венцом больших трудов и любви. По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского, усердием и при неослабном внимании и помощи главы Одинцовского района Александра Георгиевича Гладышева, при деятельном участии благочинного церквей Одинцовского округа архимандрита Нестора (Жиляева) открылся Православный социально-культурный центр.
Рождением центра этот памятный день увенчался, а основание ему было положено не менее радостным торжеством — церковь Гребневской иконы Божией Матери отметила 200-летие со времени начала в ней молитв и служб. Божественную Литургию в храме-юбиляре совершил Правящий Архиерей Московской Епархии Митрополит Ювеналий в сослужении многочисленного духовенства при стечении молящихся не только из города, района и области, но и из отдаленных городов и весей России. На Литургии с благодарностью поминалась о упокоении основательница храма графиня Елисавета Зубова. А сразу по окончании ее Владыка митрополит за усердные труды во благо церкви отметил высокими церковными наградами главных устроителей и участников праздника. Настоятель храма Гребневской иконы Божией Матери архимандрит Нестор (Жиляев) удостоен награждения орденом Русской Православной Церкви преподобного Даниила Московского II степени. Орденом преподобного Даниила Московского III степени награжден помощник председателя приходского совета храма И. А. Новоселов, медалями прп. кн. Даниила награжден Е. А. Говоров., Н. С. Рябчиков. Патриаршии грамоты были вручены свящ. Николаю Комарову, диакону Леониду Савченко, старшему регенту храма Роману Имамутдинову и др. Благодарственными и благословенными грамотами митрополита Крутицкого и Коломенского были отмечены сотрудники храма, а также активные и старейшие прихожане церкви.
Особым образом Владыка Митрополит отметил в этот день деятельность молодых участников церковных торжеств, им были вручены благословенные грамоты митрополита Ювеналия. Можно сказать, что идею создания Православного социально-культурного центра отчасти подсказали дети Гребневского храма, у которых не было иного помещения для пения, рисования, духовного образования, кроме небольшой комнаты в подвале. А их собралось в приходе более ста человек разного школьного возраста: музыкантов и спортсменов, юных художников, резчиков и вышивальщиц, и просто любящих Церковь девочек и мальчиков. И вот ныне наступил их праздник — Центр гостеприимно распахивает перед детьми двери своих студий, компьютерных классов, спортивных залов.
И не только перед юными прихожанами Гребневского храма, но и перед сиротами, перед детьми из неблагополучных семей. Значительная часть построенного здания отдана детскому приюту. Церковь видит в помощи нуждающимся и в заботе о людях смысл своего служения в мире. Именно поэтому множество с душой обставленных и украшенных комнат в центре предназначено для престарелых людей и инвалидов. Мудрая старость и смелая, горячая юность вместе, под одной крышей и вокруг домового храма, посвященного преподобномученице Елисавете. Сложно не увидеть в этой встрече знак преемства и реальное выражение единства, к которому должны стремиться люди, живущие в России, ради своего настоящего и будущего.
По окончании Литургии, приветствий и награждений, многотысячный Крестный ход направился от Гребневского храма, под колокольный звон, по Можайскому шоссе к центру Одинцова. Впереди несли хоругви и иконы, шли священники и диаконы, возглавлял молитвенное шествие Владыка Митрополит. Крестный ход прибыл к месту возведения храма Великомученику и Победоносцу Георгию. Это посвящение исполнено глубокого значения: один из великих святых Православия промыслом Божиим явился покровителем государственного строительства и военной мощи России; это он, всадник на белом коне, на гербах Российского государства и первопрестольной Москвы, попирает копьем древнего исконного змия; это его имя носили с честью отцы отечества: Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Юрий, князь Владимирский, Юрий Данилович Московский и маршал Георгий Жуков. Верующими храма была заложена капсула для потомков с указанием имен всех ответственных лиц, причастных к строительству храма, и даты основания храма, а также камень со святой горы Афон. В своем слове на закладке храма Владыка Митрополит сказал: «Мы думаем, что пройдет немного времени и мы вновь соберемся к златоглавому собору, чтобы совершить его великое освящение. Это будет всенародный духовный подвиг, символизирующий духовное возрождение России и наших душ. Для нас это великий праздник и я горячо поздравляю всех вас и призываю на вас Божие благословение.
Новый православный храм в центре Одинцова, Православный центр милосердия и культуры в Одинцове, 200-летие храма в Одинцове — столько исторических начинаний и ярких вех соединились 7 августа 2004 года, в одном городе в один субботний день, который впишется яркой страницей в Одинцовскую летопись.

Послание Патриарха Алексия II митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, главе Одинцовского района Александру Гладышеву и жителям нашего города и района

Сердечно поздравляю всех вас со знаменательными событиями в жизни Одинцовского благочиния Московской епархии и г.Одинцова: празднованием 200-летнего юбилея храма в честь Гребневской иконы Божией Матери, освящением закладного камня будущего храма во имя св. вмч. Георгия Победоносца и открытием Одинцовского православного социально-культурного центра.
Два века тому назад в небольшом селе Одинцово на Старой Смоленской дороге трудами графини Елизаветы Зубовой была построена церковь в честь Гребневской иконы Божией Матери. Этот храм стал центром духовной жизни села, местом сугубых молитв о ниспослании победы над врагом. Именно здесь, близ храма, в ночь с 31 августа на 1 сентября 1812 года, после Бородинского сражения русские войска остановились на ночлег. Здесь поддерживался победоносный дух русских воинов. За минувшие двести лет храм пережил немало трудностей и испытаний. Оскверненный как наполеоновскими войсками, так и богоборческой властью, ныне он является видимым знамением всепобеждающей силы Божией.
Весьма отрадно сознавать, что в наше время город динамично развивается и строится, а его жители не забывают о своих духовных и исторических корнях, чтят исконные православные традиции. Открывающий сегодня свои двери Православный социально-культурный центр - убедительное тому свидетельство. Как Предстоятелю Русской Православной Церкви, мне хотелось бы выразить благодарность Главе Администрации Одинцовского района Александру Георгиевичу Гладышеву и благочинному Одинцовского благочиния, настоятелю храма во имя Гребневской иконы Божией Матери архимандриту Нестору за их совместные труды в деле созидания этого центра, а также всем жертвователям, благотворителям и благоукрасителям, помогающим Церкви в столь непростое время восстанавливать порушенные в прошлом святыни, осуществлять социальное служение, возрождать церковно-приходскую жизнь.
Надеюсь, что общими усилиями всех жителей Одинцова, при поддержке духовного и светского руководства, трудами и тщанием благотворителей храм во имя св. вмч. Георгия Победоносца, закладка которого совершена ныне, уже в скором времени вознесется своими, увенчанными крестами, куполами к небу, благодатно освящая и духовно утверждая град сей и всю его округу.
Поздравляя всех вас с этими памятными событиями, желаю светскому и духовному руководству, всем жителям города и района, многочисленным паломникам и гостям крепости сил, процветания и успехов в дальнейших трудах на благо родной земли и всей России.
Божие благословение и Покров Царицы Небесной да пребывают со всеми вами!
АЛЕКСИЙ, Патриарх Московский и Всея Руси.

О создателях храма сего...

За два века существования Гребневского храма вокруг него разросся погост. Хоронили вблизи церкви священнослужителей и членов их семей. Исключения составляли люди, потрудившиеся во славу Божью. Кладбище было разорено в годы безвременья. Безвозвратно уходит и память о тех, кто упокоился у церковных стен. Уцелел памятник из черного камня, надпись на нем открывает имя Николая Андреевича Патрикеева. «Жития ему было 52 года…» Архивные документы помогли установить что это был благотворитель, один из устроителей двухпредельной трапезы и колокольни.
Строительное отделение Московского губернского правления утвердило проект и в апреле того же года разрешило произвести строительные работы. Архитектор Веригин стилистически удачно соединяет новое здание с классической ротондой.
Горожане горячо откликнулись, выступили жертвователями и благотворителями. Возводить храмы на Руси всегда считалось делом благородным и душеспасительным. «О создателях храма сего» возносят молитвы на каждой литургии. Душеполезное дело должно оставаться тайной, ведомой только Богу. По случаю юбилея храма мы называем имена благотворителей не только, чтобы почтить их, но и чтобы отыскать их потомков. А вдруг в нашем городе сто лет спустя живут еще представители этих славных фамилий? Откликнитесь, дорогие читатели, принесите фотоархивы, расскажите семейные предания, давайте вместе писать духовную историю города Одинцово.
Итак, в числе первых жертвователей в документах названы священник Леонид Воинов, семья церковного старосты Гавриил и Параскева Дементьевы, Михаил и Надежда Черняевы, Андрей и Пелагея Авдеевы. Иван Медведев, семейство Карнеевых, Владимир Просин, Николай и Екатерина Патрикеевы, Дмитрий и Александра Шепелевы, Иосиф Балакин, Александр Агеев, Василий Сорокоумов, Игнатий и Мария Садовские, Василий Якунчиков.
Через два года потребовалось произвести ремонт потолков, так как в июле 1898 года внутри построенной трапезной отпала часть штукатурки. Церковный староста, звенигородский купец Гавриил Иванович Дементьев взялся за свой счет сделать вместо деревянных более прочные потолки из пустотелого кирпича с металлическими прокладками на портландском цементе. К октябрю 1899 года работы были закончены.
Накануне октябрьского переворота, в расширенном храме служит династия священников Парусниковых. Старший отец Симеон, через год его сменяет Валентин Семеонович Парусников. Отец Валентин предстоит у алтаря Божьей Матери с 1909 по 1916 годы. Одновременно сотоит заведующим и законоучителем в местной церковно-приходской школе, а затем — законоучителем в Одинцовской и Мамоновских земских школах. Через семь лет своего служения пожалован церковной наградой (набедренником) и, видимо, назначается на другое место.
А в архивных документах за роковой 1917 год сказано, что церковь «зданием каменная, покрыта железом, с такой же колокольней в одной связи, крепка. Престолов в ней три. Штат — священник, дьякон и псаломщик. Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 2 десятины, 1316 квадратных саженей, сенокосной 22 десятины 640 квадратных саженей, под большим Смоленским трактом 2 десятины 1416 квадратных саженей в расстоянии 100 саженей от церкви. Земля сия находится в бесспорном владении притча. Обрабатывается самими членами притча». Дома у священно и церковнослужителей деревянные на церковной усадебной земле. Церкви принадлежит здание церковно-приходской школы (учреждена в 1904 году) и сторожки. К церкви приписана одна каменная часовня. В приходе значится село Одинцово, деревни Акишево и Мамоново и сельцо Вырубово.
Николай Андреевич родился в крестьянской семье на Суздальском Ополье Владимирской губернии, земляк и родственник известного писателя Владимира Солоухина. Смолоду крестьянский сын отличался деловой хваткой, скупал сметану и творог у односельчан, возил товар к рабочим в Иваново. В Иванове Вознесенском его приметил знаменитый заводчик Савва Мамонтов, и дал ему денег на покупку земли в Одинцово, где строится мастерская по производству деревянных деталей-«погонялок», нужных для ткацкого производства. Николай Патрикеев нанимает рабочих, строит дом, который располагался в районе «Дубравы», поднимает свое дело — обзаводится ткацкой фабрикой, ему принадлежало несколько домов.
Женился Николай Андреевич на своей землячке, крестьянской дочери Екатерине Ивановне. Их родители дружили между собой, семейственно объединили свой крестьянский капитал. Старость обоих Николай Андреевич трогательно покоил, взял к себе в Одинцово разбитого параличом отца, а потом захоронил на Гребневском церковном погосте.
Екатерина Ивановна оказалась хорошей хозяйкой и супругой, родила восьмерых детей, четверо из которых остались живы, пережила безвременно скончавшегося супруга на 33 года.
Семья Патрикеевых была глубоко верующей. Как стучится вера в сердца людей? К каждому по-разному. У Патрикеевых первенец Мишанька не ходил до трех лет, ползал, как лошадка. Тогда огорченные родители отправились на богомолье в монастырь, молились горячо и искренне. Вернулись уставшие домой, сели пить чай, а сынишку спустили на пол. Видят, что он дополз до первого косяка, оперся на него, поднялся и… пошел! О глубокой вере свидетельствует еще одна семейная история, рассказанная нам Николаем Ивановичем Патрикеевым, внуком Николая Андреевича, жителем города Одинцова. Старшая дочь Николая Андреевича вошла в возраст. Отец выучил ее, крестьянскую дочь и внучку, в Институте благородных девиц. На иностранных языках заговорила Александра Патрикеева, отыскался ей жених армянин. Но глава семейства был прям и крут характером. Как только узнал, что жених принадлежит григорианской церкви, сказал, как отрезал: «Не бывать этому, ведь мы православные!»
Традиции церковной жизни чтил свято, молился и постился истово, последнюю неделю поста ел только ржаной хлеб и лук, запивая квасом.
Умирает Николай Андреевич рано, в 52 года, страдая сахарным диабетом. Смерть застала его в июне 1910 года в Иваново-Вознесенске. Благотворителя Гребнеского храма перевозят в Одинцово и торжественно покоят на церковной земле у окон построенного им Никольского придела. Прощаться с ним приезжает Савва Морозов.
Семейный архив Патрикеевых хранит церковную награду столетей давности.
Валентина Ильина, учитель школы № 8, краевед.

У озера далекого

Новое лето вступило в свои права. В глазах прихожан Гребневского храма главный вопрос: будет ли православный лагерь?.. А где?.. А когда?..
Места нашего отдыха и, прежде всего, служения Богу меняются. Новое место сначала нас немного насторожило. Это небольшая деревушка Еглино на берегу удаленного от городского шума озера Еглин. А насторожило нас то, что в округе мы увидели два-три ветхих домика да огромную военную палатку. Многие из нас даже и не видели таких. Но где бы человек ни оказался, нужна лишь горсточка желания и капелька терпения, чтобы полюбить этот кусочек земли, как свой дом.
Вокруг живописные места ласкают взгляд. Озеро, окаймленное островами и до краев переполненное монастырской тишиной (на другом берегу виден скит Варлаамо-Хутынского монастыря), стало самой краткой дорогой к местам наших послушаний: бескрайнему полю монастырской картошки и окрестным черничникам.
В первые дни, разделившись на отряды, задумали небольшое представление, чтобы поближе познакомиться. Выяснилось, что главный отрицательный персонаж нашего творчества — комар, и каждый в меру своего таланта постарался поточить зубы об эту тему. Многие шутки со слезами вспоминали до конца смены, например, недоуменный вопрос за трапезой: «Это мы ужинаем или нами ужинают?»
В пяти минутах ходьбы от нашего лагеря находился разрушенный храм Спаса Преображения, окруженный старым кладбищем и зарослями диких трав. Местные жители рассказали, что на месте нашего лагеря стояла прежде барская усадьба, за озером жил другой помещик. Они опекали церковь, в которую стекались прихожане трех окрестных сел. После 1917 года погибло все, и лишь немногие могилы выглядят заботливо ухоженными, а когда единственную дорогу к нам размывало, старые, полуразрушенные стены храма сурово внимали нашим молитвам.
А сколько праздников крупными бусинами было нанизано на нитку памяти об этих чудесных днях — именины и дни рождения, вечерние спортивные игры и театральные постановки… А чтение житий святых за трапезой, а купание, а рыбалка, а грибы-ягоды… Память хранит все. Вот экскурсия в военную часть, вот стрельбы под руководством военных инструкторов. А вот поездка в Новгород и его окрестности. Юрьев и Варлаамо-Хутынский монастыри, на источник св. Михаила Клопского…
Минули — не успели мы оглянуться — 17 дней нашего отдыха на маленьком клочке нашей земли-матушки России. Я думаю, мы намного повзрослели душой, а главное, научились трудиться во славу Божию.
Вера Горохова.

Как же так мы не углядели,
Как по небу в лучах заката
Божьи ангелы пролетели
И исчезли опять куда-то…
Как же так мы не уследили?
Крепко-накрепко мы заснули,
А с небес золотые крылья
Суетящихся душ коснулись.
Мы б забыли давно об этом,
Защищая грехи упрямо…
Но горят семь цветов Завета
Над расчищенным нами Храмом.
И крылатыми, будто птицы
Наши души живут сегодня,
Сохраняя в себе частицы
Беспредельной любви Господней.

Юлия Толок.

3.147.85.183

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
298
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи