В Голицыне нашли клад!

05 июня 2004, 17:19

Его основу составляют произведения русского средневекового художественного литья.
Такие известия приходят нечасто, поэтому нашу реакцию на телефонный звонок археолога Алексея Алексеева — одного из первооткрывателей удивительного поселения в районе деревни Хотяжи — легко можно представить. В трубке раздалось: «Мы клад нашли. Приезжайте посмотреть». Через полчаса наша машина с корреспондентом и фотографом была уже в Больших Вяземах. Часть клада, не требующую реставрационных работ, Алексей Алексеев показал нам в кабинете директора Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина Александра Михайловича Рязанова.
Находка, уже получившая в научных кругах название голицынского клада, уникальна. Ничего подобного в истории России ещё не было. В состав клада вошли четыре десятка старинных православных крестов, в их числе несколько невероятно редких, известных на всю страну буквально в двух-трех экземплярах. Такие кресты были обнаружены на Куликовом поле. Они принадлежали русским воинам и были призваны охранять витязя в бою и обеспечивать покровительство небесных сил. Подобные кресты есть разве что в Эрмитаже, а теперь после реставрации редкость можно будет лицезреть и в музее в Больших Вязёмах.

Подробнее о сенсационной находке рассказывает специалист, обнаруживший клад, – старший научный сотрудник Государственного историко-литературного музея- заповедника А. С. Пушкина Алексей Алексеев:

Сотрудниками Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина (с. Большие Вязёмы) в окрестностях поселка Голицыно найден клад высокохудожественных предметов XIII-XVI веков. Клад был обнаружен при обследовании древнего поселения, которое ученым посчастливилось найти весной этого года. Открытое археологами селище расположено в глухом труднопроходимом лесу, поэтому раньше обнаружить его не удавалось. Лишь глубокий научный анализ корпуса архивных документов и старинных карт генерального межевания позволил определить, что здесь с XIV по первую половину XVI веков располагалось крупное и богатое село, где жили числяки - сборщики княжеских налогов. В те времена здесь стоял храм, было кладбище, небольшой ручей перегораживала мельничная плотина... Жизнь здесь когда-то кипела, но в лихую годину опричнины Ивана Грозного цветущее поселение было превращено в пустошь — безлюдное вымороченное место. Несколько позже, уже при Борисе Годунове, народ здесь снова стал обживаться, взамен сгоревшей церкви возвели во имя святителя Николая новый храм, сведения о котором дошли до нас в ряде писцовых книг. Но последовавшие вскоре драматические события, связанные со смутным временем, привели уже к окончательному разорению села, местонахождение которого постепенно заросло лесом и забылось на целых четыре столетия. Редкие охотники и грибники, забиравшиеся в эту глушь, не догадывались, что спотыкались не о простой замшелый камень, а о древнюю надгробную плиту, лежащую среди обширного погоста. И вряд ли подозревали, что оплывшие ямы среди вековых елей — это не воронки времен войны, а следы погребов и колодцев, которые копались ни много ни мало - полтысячи лет назад. Придя сюда, учёные были поражены и размерами памятника, и сохранностью культурного слоя, и обилием древней керамики (фрагменты горшков и кувшинов десятками торчали буквально из каждой кротовины). Но настоящую оторопь у них вызвал вид старого поваленного дерева, у вывернутых корней которого лежало сразу несколько изумительных по красоте и сохранности литых крестов XV века. Присмотревшись внимательней и немного расчистив место находки, исследователи поняли, что судьба преподнесла им настоящий царский подарок. По счастливому стечению обстоятельств упавшая ель обнажила место сокрытия уникального клада, состоящего из нескольких десятков древних предметов. В начале XVI столетия здесь был спрятан деревянный ларец, в котором находились крупные створчатые кресты-энколпионы, образки, массивные литые наперсные кресты, поддон церковного богослужебного сосуда и два миниатюрных ювелирных молоточка. Некоторые из предметов, особенно те, которые находились сверху, пострадали от огня. Нет сомнения, что помещение, в котором эти вещи когда-то хранились, сгорело во время пожара. Но все же значительная часть крестов дошла до нас в первозданном виде и даже не требует реставрации. Их поверхность покрыта благородной патиной, и её лёгкий изумрудный налёт лишь подчеркивает почтенный возраст найденных раритетов.
Проведя исследования на месте обнаружения клада, учёные поняли — здесь находится церковное кладбище. Кругом лежали белокаменные могильные плиты и крупные необработанные валуны, которые в древности также являлись надгробными памятниками. Это значит, что каких-либо жилых построек здесь в то время не было. Единственное строение, которое могло стоять среди погоста, — это деревянный храм. Подтверждения тому вскоре нашлись — в виде бронзовой застёжки от книжного переплёта и фрагментов половых керамических плиток, которые были обнаружены рядом со скоплением крестов. Именно такие плитки чаще всего находят археологи при раскопках ранних деревянных церквей XV-XVI веков. Стало ясно, что клад скорее всего является частью содержимого церковной ризницы. Ризница (диаконник) — это хранилище ладана, вина, священных сосудов, богослужебных одежд, книг и других ценных предметов. Здесь десятилетиями могли накапливаться различные вещевые вклады благочестивых прихожан — полотенца, скатерти, украшения, небольшие образки, кресты. Последние чаще всего подвешивались к особо чтимым иконам, которые были в каждом храме. Когда подвесов-прикладов становилось слишком много, то часть из них снималась и переносилась в диаконник. Некоторые из старых вкладных вещей затем могли быть проданы либо переплавлены на необходимую в церкви утварь. Вклады расшитых полотенец или литых бронзовых крестов едва ли могли умножить церковное достояние, но наряду с иконами, книгами, сосудами, подсвечниками они украшали интерьер храма.
По всей видимости, найденные археологами предметы были специально отобраны и подготовлены для дальнейшей переплавки. Кресты не новые (на некоторых из них имеются потёртости и следы починок), более того — они разновременные. В коллекции есть и экземпляры XIII века, есть качественные отливки XIV столетия, широко представлены кресты, относящиеся к XV и началу XVI веков. Это позволяет считать голицынский клад комплексом длительного накопления. Уникальность его заключается в том, что ученым он дает картину синхронного бытования и взаимовстречаемости крестов различных форм и типов, которые бытовали в конкретном регионе и на конкретном поселении.
Прежде чем коснуться вопроса социальной принадлежности владельцев крестов, читателю следует объяснить, что же они собой представляют. Нагрудные двустворчатые кресты-энколпионы являются наиболее интересной категорией русской средневековой металлопластики. Эти довольно крупные и массивные складные кресты носились поверх одежды и были предназначены для хранения частиц мощей и прочих святынь. Известны случаи нахождения энколпионов с сохранившимися внутри реликвиями, залитыми воском. Энколпионы-реликварии нескольких типов хорошо известны археологам среди древностей домонгольского времени. Центром их производства во второй половине XI-XII веков был Киев, а основной территорией распространения — Среднее Поднепровье. При археологических раскопках энколпионы встречаются гораздо реже, чем обычные нательные кресты. Крайне редко их находили в древнерусских курганах и в погребениях на рядовых сельских некрополях XIV-XVI веков. По всей видимости эти предметы были в личном пользовании лиц, имевших высокий культурный уровень и социальный статус. На селе такие кресты могли принадлежать в первую очередь представителям церковного причта — священникам, дьяконам, пономарям, а также церковным старостам и грамотным людям из приходского актива...
Голицынский клад — удивительный по богатству и красоте набор предметов средневековой христианской металлопластики. Его характеризуют как разнообразие входящих в него типов крестов, так и серийность некоторых из них. На сегодняшний день это самое крупное в России собрание произведений русского художественного литья XIII-XVI веков в одном комплексе. Голицынская находка войдёт в золотой фонд культурного наследия Подмосковья и займёт достойное место в исторической экспозиции музея.
Осенью 2004 года в стенах Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина в селе Большие Вязёмы на очередных Троицких чтениях планируется провести презентацию уникального голицынского клада.
А. Алексеев.
с. Большие Вязёмы.

44.197.116.176

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
211
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи