Королева гуляет по Солослову

16 ноября 2003, 16:24
При слове королева мы скорее всего подумаем о королевах красоты. Но это королевы молодости, новомодных, Бог весть откуда взявшихся стандартов. Их корона перелетает с головы на голову, и вряд ли кто когда-нибудь обратится к ним «Ваше величество». А если подумать повнимательнее, то каков же в нашем представлении образ настоящей королевы? Мне кажется, что она должна быть не обязательно молодая, но обязательно не дряхлая. Не обязательно журнально красивая, но обязательно элегантная, изысканно одетая, не обязательно высокая, но обязательно величественная, спокойно и достойно держащаяся при любых обстоятельствах. Если уж и богатая, то не кичащаяся своим богатством. И еще — королева для нас всегда недосягаема, и даже обняв и поцеловав ее, приблизиться к ней нельзя. Именно к такой королеве я и спешила. Жители нашей деревни не дадут соврать — она действительно такая.
Итак, королева живет в Солослове. Ей 92 года. Иногда она выходит прогуляться в ажурном свитере, брюках, с красиво уложенной прической. Зимой лопаткой она легонько отгребает снег от своих ворот, летом иногда подметает площадку у общественного телефона: королева любит чистоту. Ее зовут Галина Павловна Красильникова. Она старейший житель нашей деревни.

Мы немного знакомы. При встрече она буквально ласкает меня ясным взглядом, интересуется моими делами, сдержанно говорит о своих. Если в магазине очередь, кто-нибудь обязательно скажет: «Галина Павловна, пройдите вперед». «Ни в коем случае», — неизменно отвечает она и становится в хвосте. Мне очень интересно побольше узнать о нашей королеве. Напрашиваюсь в гости и — приглашена.

Галина Павловна встречает меня в спортивном домашнем костюме, зовет дочь и зятя принимать гостя. Осмотрев огород и садик, заходим в дом. Набираюсь духу и задаю первый вопрос: «Вы всегда так элегантно выглядите, прекрасно говорите. Вероятно, ваша жизнь была связана с искусством?» «Я действительно в молодости приехала в Москву поступать в музыкальное училище, но не прошла туда», — отвечает Галина Павловна. Я и ее дочь тут же предполагаем, что, видимо, «блата» не хватило. Но Галина Павловна твердо отвечает: «Нет, не хватило знаний. Потом я случайно устроилась на авиационный завод и там проработала — сначала у Ильюшина, потом у Антонова — около 60 лет». Восклицаю: «Кем же? 60 лет?!» Галина Павловна объясняет, что работала инженером-конструктором, но не сразу, а после окончания МАИ, куда ее послали учиться от предприятия. В разговоре выясняется, что Галина Павловна все 60 лет своей трудовой деятельности вставала в пять утра, чтобы никого не оскорбить своим небрежным видом…

Родилась Г. П. Красильникова в Мордовии, в богатой семье. У бабушки был свой завод. До революции семья Галины Павловны переехала в Омск. Ее отец был главным управляющим страхового общества «Саламандра». Мама работала учительницей в гимназии. Мама была польских кровей — ее дед после польского восстания был сослан в Сибирь с одним топором.

«Ну, в революцию мы потерпели…», — этой тихой фразой Галина Павловна обозначает те страдания и лишения, которые перенесла ее семья. Отца трижды водили на расстрел, но не расстреляли. В семье было пять детей, отец принял решение переехать в Симферополь, чтобы скрыть свое происхождение, чтобы дети могли учиться и после школы. Это удалось, и все они получили высшее образование. Лишения не нарушали уклада семьи — на фотографии дети — словно «прокипяченные» — сияют аккуратностью, ни малейшей небрежности ни в чем. Альбомы с фотографиями принесла сама Галина Павловна, легко поднявшись по винтовой лестнице на второй этаж дома. Замечаю, что старых снимков мало. Оказывается, в 1941 году, когда немцы были уже у Москвы-реки, Галина Павловна вместе со свекровью выбросили фотографии своих родных в офицерских погонах уже Красной Армии. Выбросили и барельефы Ленина и Маркса… Свекровь Галины Павловны была активным колхозным агитатором, и недоброжелатели открыто говорили, что на нее на первую донесут немцам…

В Солослово нашу королеву привез муж. Она познакомилась с ним в 18 лет на заводе. Он работал начальником отдела. «Красивый такой», — смотрит на фотографию Галина Павловна. Надо заметить, что Галина Павловна искренне восхищается и уважает мужчин своей семьи — отца, братьев, мужа, зятя. Ее последняя любовь — правнук Сенечка. Ехали в Солослово на телеге с деревянными колесами. До горы доехали — дальше — трясина. Пришли во двор — бедность. По двору бегает одна курочка-ряба. Ее тут же ради гостей и зарубили. «Есть ее я не могла, — вспоминает Галина Павловна, — я с тех пор вообще кур не ем…». Вместе с ней в Солослово приехал и ее брат. От всего увиденного он пришел в ужас и сказал, что здесь сестру не оставит, но она осталась…

Дочь Галины Павловны говорит, что мама трудилась всю жизнь, как вол, никогда не бюллетенила. Она разделила со своей страной, со своим народом все тяготы и беды, все труды и трудности. Но в любых испытаниях она умела держать себя выше суеты, она не позволяла никаким обстоятельствам растерзать себя. Легкий, высокий, поистине королевский дух. А чего он стоит — глубокая тайна. Но и в мелочах проявляется непоколебимое, поистине королевское достоинство. Чай Галина Павловна пьет строго по часам. Меня угощали, стол был накрыт, но королева ни к чему не притронулась: еще не время.
Да, со свитой, с подданными, со счетами в банках и высшим обществом легче быть королевой. Но, оказывается, и без всего этого можно ею стать. И — оставаться.

18.221.13.173

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
102
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи