Обитель Милосердия

29 октября 2003, 16:19
Чуть более двенадцати лет назад в небольшой поселок Саракташ, что в 105-ти километрах к востоку от Оренбурга попал молодой выпускник Сергиево-Посадской духовной семинарии Николай Стремский со своей матушкой Галиной. В нищем Саракташе храма давно не было, и пришлось отцу Николаю начинать духовное возрождение поселка с нуля. И вот, как чудо, (хотя, конечно не вдруг) в этом живописном уголке появился настоящий православный городок, терема которого словно сошли с полотен Васнецова.

Это место знаменито не только стройностью, неподражаемостью и великолепием архитектурного ансамбля. Городок живет, дышит, излучает спасительное тепло — он создан трудами добрых рук и сердец. При православном храме действует, строится и растет обитель милосердия. Обитель (от славянского — обитать, жить в мире и угождать Богу) приютила 49 ребятишек, волей судьбы изведавших горькую чашу сиротства, и 25 одиноких, брошенных родными старушек. В городке открыты: православная гимназия, епархиально-духовное училище и современное православное сестричество.

Стремские скромно рассказывают, что начало всему — Божий промысел. Так в 1992 году как будто Бог послал в бездетную семью отца Николая и матушки Галины восьмилетнюю сироту Лену из соседнего поселка. Девочку привела пожилая соседка: «Возьми дитятко, батюшка! Отец сгинул, мать убили». Девочку взяли. А по всей округе молва пошла, – молодой священник ребенка усыновил. Следом за первой дочкой в семье Стремских стали появляться и другие дети. Соседи сирот приходили к отцу Николаю с мольбой о помощи, рассказывали о бедственном положении ребят. У каждого из этих детей, конечно, своя трагедия, но все они разыграны, словно по одному сценарию. Всех их связала одна беда — родители пьют. В новую семью ребятишки попадали истощенными, со следами побоев и шрамами, оборванными, немытыми, с педикулезом, дикими, затравленными. Одна из девочек от перенесенного удара оглохла. Некоторые дети, не слыша нормальной человеческой речи, не умели говорить. Ребятишки постарше, чтобы не умереть с голоду, побирались и воровали. Забирая в свой дом сирот, Стремские усыновляли их, вписывали в свои паспорта. Пока хватало места — полностью имя и фамилию, позже только имена — это не важно, это формальность. Главное, что каждому ребенку хватило места не на бумаге, а в сердцах их новых родителей. Отец Николай и матушка Галина между собой решили, что детей в семье будет много, увидев в том Божье волеизъявление. И вскоре не стало в Оренбуржье ни одного детского дома, который бы не посетили Стремские. Выбирая детей для усыновления, сильно не придирались, были рады тем, кого Бог послал. В Каргаиловском детском доме, например, когда отец Николай шел по коридорам, за ним бежали грязные, сопливые ребятишки, дергали его за рясу и, заглядывая в глаза, спрашивали: «Ты мой папа? Забери меня отсюда!» Решение пришло сразу — из этого детского дома забрали сразу десятерых детишек. Так в 1998 году в семье отца Николая и матушки Галины было уже 43 ребенка от полутора до 10 лет. От идеи создания семейного детского дома Стремские отказались, хотя местные власти предлагали коттедж и машину. Им хотелось подарить детям родительский дом, а не казенный. Дети-сироты — это совсем не обычные дети. Во всех детских домах, например, работают специалисты-психологи. Но даже им не всегда удается вылечить искалеченную, перевернутую душу сироты. Сколько же надо сердечной теплоты, чуткости, такта, терпения, чтобы из раковины, в которую забилось несчастное, загнанное существо, появились здоровые ростки добра?! Поэтому сказать, что Стремские, забирая детей к себе, мыли, одевали, кормили, лечили… — ничего не сказать. Они каким-то чудесным образом вернули детей к человеческой жизни. Природа ребят преображается через благословение и приобщение Святых Христовых Таин. Они все делают только по благословению родителей.

Уходит из памяти страшная изнанка жизни. Хотя и теперь еще видят дети во сне прежних своих отца и мать. Но спокойный, размеренный уклад в новой семье, добрые отношения, заботливые мама и папа, столько сестер и братьев, сердечное участие сестер милосердия, помогающих многодетным родителям поднимать молодую поросль, постепенно стирают страшные картинки прошлого, а с ними и кошмарные сны из детских головок. Наконец-то и к ним пришло чувство защищенности, вера, пора безмятежного детства. Среди детей Стремских не только русские, но и татары, и казахи. Теперь все они одна семья. Здесь и пролегла для них та граница, за которой остались прежние беды и несчастья.

Многодетная семья живет по правилам церкви. Утренние, вечерние молитвы, соблюдение постов, православные праздники и совместная подготовка к ним… Все это теперь неотъемлемая частица жизни ребят, включая и малышей. Детская душа изначально – христианка. Ни на минуту не забывая об этом, отец Николай и матушка Галина спешат развить все самое лучшее, что вложил Господь в эти души, и не дать греху завладеть ими. Никто из ребят в их «прошлой» жизни не был крещен, не переступал порога храма и уж конечно никогда не получал рождественских подарков.

Одна из девочек при крещении захотела стать христовой, взяла новое имя – Христина. Новое имя – новая судьба, жизнь с чистого листа. Этот поступок, отчасти, тоже подсознательное желание забыть о прошлом, но и желание быть отныне всегда с Ним – с Богом.

Дети откровенны с отцом Николаем, и на исповеди иногда ему приходится слышать из невинных детских уст такое, что дрожь прохватывает и сердце рвется от жалости к родным ему, едва начавшим жить существам. А покаются ли те, кто бросил их, предал кровь от крови, плоть от плоти?

Но время бежит, дети растут. Маленькие играют. За ними присматривают заботливые глаза мамы Галины и сестер милосердия. Старшие учатся. Для них и других детей поселка открыта православная гимназия, где кроме основных предметов они изучают Закон Божий, жития святых, православное пение, а также латынь, греческий, углубленно английский языки и компьютер. Кстати, все Стремские поют, и хор их славится в Оренбуржской области.

По инициативе отца Николая в 2000 году было открыто епархиально-духовное училище, а в нем пасторское, регентское, катехизаторское отделения и отделение сестер милосердия. Отец Николай как ректор строго следит за успеваемостью и дисциплиной. Вместе с матушкой Галиной радуются они успехам и пятеркам своих детей и тому, что ребятишки думают о будущем, мечтают, выбирают профессии. Дима хочет стать художником, Леша — военным, Паша — адвокатом, Настя — врачом и монахиней, каждый выбирает свой путь. Но не многие мальчики хотят, как отец Николай, стать священниками. Наверное, видят, как непрост этот труд, требующий самоотречения и определенного душевного героизма.

Летом Стремские много путешествуют. За последние годы они побывали в Греции и Америке, Иерусалиме и на Святой Земле Палестины. Ежегодно бывают в Троице-Сергиевой лавре (месте, где учился отец Николай). В этом году приезжали туда в полном составе. Ездят они и по детским домам. Недавно побывали и в том самом, в Каргале, из которого взяли десятерых ребят.

Покрестили с отцом Николаем некрещеных, раздали подарки, дали концерт, но домой возвращались притихшие, расстроенные.

Волей-неволей приучаются ребятишки и к труду. В больших семьях всегда много обязанностей. После августовского кризиса перед Стремскими особенно остро встал вопрос о том, как прокормить детей. Многие благодетели разорились, поэтому решили кормиться сами, и в первую голову добывать свой хлеб. Взяли земельный надел на окраине села, стали пахать и сеять. В трудовые будни вносят свою лепту и ребята. Старшие мальчики помогают возделывать хлеб, осваивают технику, девочки – на пекарне. Хлеб, пироги, печенье, пельмени, вареники – для будущих хозяек теперь не проблема. И это очень здорово, потому что не придут эти дети во взрослую жизнь неприспособленными неумейками. А какой вкусный пекут здесь хлеб! Ребятишки, не отъевшись еще поначалу, часто забегали на ароматный хлебный запах, брали кусочки, и, не доев, прятали про запас под матрасы. Теперь в обители не только хлеба, но и молока, и всего вдоволь. Завела семья своих коров, гусей, свиней. Ребята горды тем, что помогают прокормить не только себя. Их помощь необходима пожилым людям, живущим при храме в доме милосердия. Раньше детей появились в обители они – больные, выброшенные на улицу своими же детьми, старики. Сегодня под покровительством матушки Галины и отца Николая их 25. Здесь для них организованы постоянная медицинская помощь и профессиональный уход. Судьбы их вверены сестрам милосердия. Это их натруженные, ласковые руки, добрые, бескорыстные сердца дарят обездоленным старикам радость утраченного домашнего тепла. А для ребят – это еще один пример чуткого отношения к чужой беде.

Так под сияющими крестами Саракташских храмов живет в буднях, радостях и заботах самая многодетная семья России. И только они – батюшка Николай и матушка Галина — знают, какова она тяжесть ответственности, которую приняли на свои плечи. Вся жизнь их — подвиг самоотречения, пример всем нам.

Духовная, церковная семья тоже воспитывает. Но именно маму Галину любят дети больше всех. Ей посвящают они свои первые стихи. Это она нянчит малышей, лечит, стирает одежду, учит писать иконы. Маленькие Стремские любят рисовать, их глаза видят не тот поверхностный мир, но мир духовный. Может это и есть настоящее счастье? Они уже сейчас, в детском возрасте, приобщены Святым Дарам, они уже испытали, как в молитве замирает душа, и мир кажется таким чистым, светлым, что хочется быть добрым и всех любить.

Отец Николай и матушка Галина нарекли Василисой самую младшую свою дочь и теперь мечтают о 50-ом ребенке — сыне Василии. Чтобы с Божьей помощью, под покровом Святой Богородицы продолжать защищать, оборонять детей, самое дорогое, что доверил нам Господь от «звериного века сего». Подготовила Ирина Королек. Использованы видеоcюжеты: «49 Cтремских», «Обитель Милосердия».

Лжесвидетели нашего времени «…И, встав, первосвященник сказал ему: «Что же ничего не отвечаешь, что они против Тебя свидетельствуют»? Иисус молчал…» (Мф. 26, 62). Иисус молчал. Он шёл на вольные страдания, которые надлежало претерпеть ради нашего спасения. А мы? Можем ли молчать мы, слыша хулу на Сладчайшего Иисуса? Нет, никак не можем, если только Он не безразличен нам, если сердце наше не очерствело, увлекшись мирскими заботами. Если не безразличны нам наши близкие, которые по своему маловерию и излишней доверчивости приняли ложь за истину. Обманутые, они ходят по улицам, заходят в дома, предлагая изучать Библию, раздавая литературу, вступая в споры, то побеждая, то получая отпор. Мы не можем быть безразличны к ним и к тем, кто ещё не стал жертвой дьявольской лжи и ещё не утвердился в истине.

Хотя я не специализируюсь по вопросам современных лжеучений, мне все-таки приходится как священнику соприкасаться с этими проблемами. И вот попала мне в руки книга, которую распространяют представители религиозной организации «Свидетели Иеговы». Называется книга «Российские Свидетели Иеговы: история и современность». Автор книги – Н. С. Гордиенко. Он представлен как независимый эксперт, не разделяющий религиозных убеждений Свидетелей Иеговы. Однако книга мало напоминает экспертизу. В ней нет никаких критических оценок, (да и могло ли быть, чтобы иеговисты распространяли книгу с критикой о себе?). Я прочёл её. И, признаюсь, от этого чтива содрогнулся. Как будто вместо благоуханного воздуха вдохнул нестерпимого зловония. Как жаль, что иеговистам запрещают читать православную литературу, изучать само Православие, даже ради интереса, даже ради успеха в споре с православными. И, заметьте, иеговисты не агитируют среди православных и избегают их, а идут к неверующим или не утверждённым в православной вере. А сами знают о православии только то, что говорят им их руководители.

Вернёмся к книге. С самого начала в книге говорится о несправедливом отношении к «Свидетелям Иеговы». Их никто не понимает, и все гонят. Так давайте, предлагает автор, посмотрим на них без предвзятости. Давайте!

История неприятия иеговистов в России берёт своё начало с основоположника «Общества Сторожевой башни» (второе название «Свидетелей Иеговы») Ч. Т. Рассела, в 1891 году побывавшего в России. Ему принадлежат слова: «Мы не увидели в России открытости или готовности к принятию истины... В такой ситуации нет ничего удивительного, — комментирует Гордиенко, — ибо в России государственной религией являлось Православие, не поощрявшее самостоятельное освоение и толкование Библии». Эти даже не упрёки, а осуждения в адрес православия встречаются и далее: «Свидетели Иеговы решительно осуждают те христианские конфессии, которые либо вообще запрещают рядовым прихожанам своих храмов самостоятельно читать и комментировать Библию (католицизм), либо относятся к такому чтению и комментированию настороженно (православие)» В одном предложении и ложь и лукавство. Ложь в том утверждении, что в православии нет свободы в чтении и комментировании Библии. Напротив, мы то и дело призываем своих прихожан больше читать Священное Писание, издаём множество вспомогательной святоотеческой и богословской литературы. Эта литература представляет огромный диапазон комментариев и толкований, в которых одно и то же место Библии раскрывается весьма многогранно. Да и за богослужением, где ежегодно круг Евангельских чтений повторяется, и, возвращаясь к уже прочитанному, мы открываем для себя новые глубины Слова Божия, сохраняя при этом истинный дух Писания. Лукавство же иеговистских обвинений в том, что сами они пресекают в своих рядах всякое свободомыслие и строго следят за тем, чтобы никто не выходил за рамки их вероучения и нравоучения. Именно поэтому они так агрессивно отстаивают в полемике своё учение, почти не слушая и не пытаясь понять оппонента. Увы, совсем не свободный человеческий разум руководствует рядовых иеговистов в изучении Библии, а анонимный журнал «Сторожевая башня», являющийся их единственным и неоспоримым «пособием» . И если православная святоотеческая литература есть выражение опыта святых, явивших пример жизни по вере, то «Сторожевая башня» — анонимное произведение. Кто её автор и какова его жизнь – неизвестно. Однако журнал является главным вероучительным источником иеговистов, ради верности которому они готовы отречься от слов святого апостола Иоанна Богослова, но об этом чуть позже.

Так что же имеет в виду Гордиенко, говоря о «самостоятельном освоении и толковании Библии»? К какой самостоятельности призывают наших сограждан «Свидетели Иеговы»? Очевидно и ясно. Речь идёт о самостоятельности и свободе от своих корней, от веры отцов, от Православия и многовекового опыта Церкви, согласного со Священным Преданием, хранящимся в ней, по словам апостола Павла: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены…» (2 Фес. 2.15). Внутри же «Сторожевой башни» никакой свободы нет и, по природе подобных религиозных организаций, быть не может. Итак, иеговисты подпадают собственному осуждению, и, по словам апостола Петра, «обещают свободу, будучи сами рабы тления» (2 Петр. 2. 22). Теперь вернёмся к самому главному. Вернёмся к Тому с кого мы начали, — к Возлюбленному Христу, на Которого все лжесвидетельства, вся злоба мира сего. И сейчас Его личность – предмет хулы со стороны многих верований и религий. В первых рядах – «Свидетели Иеговы». «По мнению Свидетелей Иеговы, первым творением Иеговы являлся Иисус Христос…». «Господь мой и Бог мой»! — восклицает апостол Фома, прикоснувшись к ранам воскресшего Христа. Ему, когда-то не веровавшему в Воскресение Спасителя, открылось это чудо, и он исповедал Христа Богом. (Ин. 20. 28). Но это Евангельское событие не убеждает иеговистов и они отвергают Божественность Христа и называют Его «творением». Отвергают иеговисты и телесное Воскресение и Вознесение Спасителя, и поясняют, что «люди из плоти и крови не могут жить на небесах». Прости меня Господи, что приходится пересказывать эту хулу, которая даже не оставляет Тебе места на небе!

Так иеговистами попирается вера апостола Павла, который сказал отвергавшим телесное воскресение: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша». (1Кор. 15.13-14). Вслед за отвержением Божества Христова отвергают иеговисты и веру в Триединство Бога и всякое понятие о Троице. Следуя учению «Сторожевой башни», они попирают Священное Писание и отрицают подлинность слов апостола Иоанна Богослова: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино».(1Ин. 5.7). В этих словах апостола следует увидеть не только указание на троичность Бога («Отец, Слово и Святый Дух»), но и обличение самих иеговистов. Бог свидетельствует о Себе и о Своём Сыне, — утверждает апостол Иоанн. Человек способен познать Христа, лишь верою свидетельству Божию, Его откровению, а не пытливостью ограниченного и помрачённого грехом ума. Иеговисты же гордо именуют себя «Свидетелями», т.е. свидетельствующими о Христе истину и, подобно первосвященникам иудейским, не замечают, как в своей гордыне отвергают Христа. А апостол Иоанн продолжает: «Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни». (1Ин. 5. 9-12). Итак, принимая свидетельство Божие, мы познаём, что во Христе – жизнь вечная.

Теперь, я думаю, всем нам должно быть ясно, почему, искажая смысл Писания и толкуя его по-своему, иеговисты не смогли вынести этих слов апостола и просто вычеркнули их из своих Библий.

Кстати, слово Троица в иеговистских изданиях всегда пишется с маленькой буквы.
Но есть слова, которые у них всегда пишутся с большой буквы. Какие? Например «Диавол» и «Сатана». Почему с большой буквы? Попробуем понять.
Вспомним, от чего диавол перестал быть светлым ангелом, и за что был низвержен с неба. Возгордившись, он захотел стать, как Бог, похитить Его славу и власть, помыслил себя равным Богу. Он восстал на Бога. С тех пор, то, что угодно Богу, — противно диаволу. И истина невыносима диавольской лжи. И диавол — творец перевёртышей и обманов. Там, где дела Божии, он стремится поставить своё чёрное имя, чтобы очернить их. А там, где он сеет ложь — прикрывается именем Божиим, дабы прельстить и вовлечь людей в своё богоборчество под видом служения Богу. Итак, читаем у иеговистов: «Идея, что душа продолжает жить после смерти, является ложью, исходящей от Диавола». Теперь заменим слова «ложь» и «Диавол» на «истина» и «Бог». Получится совершенно православное высказывание. Итак, перед нами две пары противоположностей – ИСТИНА и ложь, БОГ и диавол. Бог замыслил и сотворил человека по образу и подобию Своему. И образ Божий в человеке заключается в бессмертии его души, в его причастности к вечному и духовному миру. Эта причастность человека к Богу и к вечности и противна диаволу, и потому идея о бессмертии человеческой души не может принадлежать диаволу по определению. Но устами иеговистов диавол снова приписывает себе то, что принадлежит Богу, и своим чёрным именем пытается чернить дело Божие. И ещё один пример. Древнееврейское слово «шеол» и древнегреческое «гадес» переводятся в Писании как «преисподняя», «ад», «могила». Иеговисты же отрицают существование вечных мук и христианское учение об аде и пишут: «Шеол или гадес являются для мертвых местом покоя и надежды. Туда отпадают хорошие и злые люди, чтобы ожидать там воскресения…Кроме того, несправедливо вечно мучить грешившего на земле немногие годы». Кто способен на такую подмену? И кто смеет говорить об аде, как о «месте покоя и надежды»? Ясно кто! Тот кто стремится увлечь нас в геенну, кому хочется, чтобы мы не думали об аде, не страшились вечных мук или не верили в их реальность. Ибо горе тому, кто не помнит о вечных муках. Об этом вечном огне говорил Господь в притче о богаче и Лазаре. Когда богач попал в ад, он захотел предупредить своих братьев, дабы они жили праведно и избежали его участи. Поэтому и святые отцы наши советуют держать ум свой во аде, чтобы страхом этим ограждать себя от греха. Но лукавый дух нашёптывает нам, что ад – это «место покоя и надежды» и что «несправедливо вечно мучить грешившего на земле немногие годы».

Много других, не менее ярких примеров можно привести в подтверждение лживости учения «Свидетелей Иеговы». Но главным свидетельством для меня стало их учение о самом диаволе, отце лжи, в котором диавол совершенно спокойно сопоставляется и сравнивается с Богом, как будто красуясь и меряясь с ним силою. «Сатана, Диавол – реальная личность. Он не просто зло во всех людях, как верят некоторые. Конечно, люди не могут видеть Диавола именно по той же причине, по которой они не могут видеть Бога. Бог и Диавол – личности духовные, их вид жизни выше человеческого, и он не видим для наших глаз» (Ин.4.24). Обратим внимание на эту ссылку. Какие же слова Евангелия от Иоанна приводят иеговисты в подтверждение того, что диавол «не видим для глаз наших»? Читаем 4 главу 24 стих от Иоанна: «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине». И опять устами иеговистов диавол приписывает себе слова Евангелия, написанные о Боге! Слова о Боге применяются иеговистами в описании диавола! Диавол рассматривается ими не как падший ангел, не как отпавшее от Бога творение, а существо равное Богу и вполне сопоставляемое с Ним!

Вот мы и подошли к самому важному, что нам необходимо было выявить в природе этого лжеучения. И мы должны понимать, кто лукаво прикрывается именем Иеговы и кто, хуля Бога, отвергая Христа и попирая всякую истину, свидетельствует о себе устами своих «Свидетелей».

18.216.60.13

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
70
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи