Поезд нашей Памяти

13 августа 2003, 16:01

В Великой Отечественной войне участвовало около 400 дивизионов бронепоездов. Это было грозное, мощное оружие: около тысячи орудийных стволов от 76-мм до 120-мм калибра и приблизительно столько же зенитных. Когда выдыхалась войсковая артиллерия, поезда с внушительным запасом боеприпасов могли принять на себя главную тяжесть огневой поддержки наших войск в полосе железной дороги.
В Курской битве участвовало около десяти бронепоездов. Одни — на Белгородском направлении, другие — у Понырей. Старший лейтенант Геннадий Шагун и его будущая супруга, лейтенант медицинской службы, воевали на Мценском направлении, в бронепоезде «Илья Муромец».
В дни 60-летия Курского сражения Министерство путей сообщения, управление Московской железной дороги, Центральный совет ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта и Совет ветеранов МЖД организовали железнодорожный «пробег» поезда Памяти, посвященный юбилею битвы и скоростному сооружению в ходе боев стратегической линии Сараевка-Старый Оскол. Среди приглашенных были и супруги Шагуны. Вспоминает полковник в отставке, Геннадий Емельянович Шагун:
— Курская битва стала для нас первым серьезным боевым испытанием. До этого, в течение 42-го года, в составе Брянского фонта мы находились под городом Мценск на Орловском направлении и вместе со стоявшими в обороне войсками 3-й Армии участвовали в частных операциях против немцев. Служили в 31-м, ставшим к концу войны Варшавским и ордена Александра Невского дивизионом бронепоездов, дошедшим до Одера.
Железная дорога, подходившая к Мценску, была нашим боевым участком. Мы наносили удары по городу, станции, разведанным скоплениям прибывших вражеских войск. Потом нас перебросили в Белев (севернее орловской группировки немцев), где мы прикрывали станцию снабжения 61-й и 3-й наших армий, перешедших затем 12 июля в наступление. Здесь нашими бронепоездами было отражено 92 налета вражеской авиации, сбито 15 самолетов, под нашим прикрытием разгрузились 293 эшелона с войсками. Накануне 12 июля мы снова переместились в Мценск, где участвовали в прорыве немецкой обороны на реке Зуша. Считая себя участниками этого сражения, мы заинтересованно следили за всем, что происходит в связи с его 60-летием, и несказанно обрадовались приглашению участвовать в акции «Поезд Памяти». Во главе с локомотивом тех лет — паровозом — десять вагонов отправились в путь под звуки оркестра с Курского вокзала 17 июля. Среди нас были железнодорожники, служившие в годы войны танкистами, пехотинцами, саперами, железнодорожники, обслуживавшие тогда важнейшие горячие участки дороги. Ехали и отдыхали: вагоны «СВ», двухместные купе, кондиционеры, хорошее питание. По пути, в Орле и Курске, к поезду прицепили еще два вагона с местными ветеранами. Стало 170 пассажиров…
Первая остановка была сделана в Белгороде. Митинг на станции, экскурсия по городу. Для нас с супругой Белгород — веха личной жизни. Наша часть дислоцировалась здесь в 47-м году, здесь родилась наша дочь. Тогда Белгород был в руинах, а теперь — красивый современный город. Главная достопримечательность Белгородского района — Прохоровское поле. Наш поезд остановился на станции Прохоровка, и на автобусах нас подвезли к месту великого сражения. Постояли у Клыковской звонницы, каждый час отбивающей три удара в память о Куликовской, Бородинской и Прохоровской битвах. Поклонились святой земле, положили цветы. Недалеко от поля посетили комплекс памятных сооружений. Затем наш поезд свернул на ветку Сараевка-Старый Оскол. Это тоже знаменитый участок пути: его 100 километров были построены в ходе Курской битвы всего за 33 дня! На станции Кривецкая мы встретились с тремя женщинами, участвовавшими в возведении этой дороги, и зацеловали их. Затем был Старый Оскол с очень впечатляющей экскурсией на Старо-Оскольский разрез Курской магнитной аномалии, Курск (тоже родной для нашей семьи город, я служил в нем после Белгорода), Поныри (рубеж, дальше которого немцы не продвинулись на юг). В Понырях возложили цветы к одной из братских могил, где захоронены две тысячи наших павших воинов. Конечной станцией следования был Орел…
Знаете, что больше всего тронуло ветеранов? Вдоль маршрута поезда, даже там, где он не делал остановок, стояло огромное количество людей всех возрастов. Они махали нам руками, что-то кричали… Под стук колес я размышлял о памяти, о Великой Отечественной войне в целом. Там, подальше от Садового кольца, народная память не просто жива, а «переходит в контрнаступление»…

3.133.141.6

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
38
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи