Социальное служение Церкви

16 июля 2003, 15:53

В августе 2002 года на Архиерейском соборе был принят документ, обозревающий современную жизнь общества глазами церкви, "Основы социальной концепции РПЦ". В нем отражены планы и взгляды, а также предпринимаемые труды в сотрудничестве с госучреждениями.
РПЦ служит по своей природе и смыслу. Она служит Богу. Вместе с тем она служит человеку и через нее всем людям и обществу.
Что же сегодня составляет главную заботу церкви? Она заботится о человеке как личности - господине природы, существе разумном, свободном, творческом и нравственном. Церковь заботится о душе и сердце человеческом, выбирающим между добром и злом. Нравственный смысл выбора находим уже у пророка Моисея за 1500 лет до Рождества Христова: "Если будешь слушать заповедь Господа Бога твоего:, то будешь жить и размножаться. Если же отвратится сердце твое:, то я возвещаю, что вы погибнете и не пробудете долго на Земле".
РПЦ в этих условиях полагает, что для нормальной человеческой жизни необходимо соединить профессиональные знания, служебный успех с нравственными и духовными ценностями.
Церковь не считает проблему здоровья чисто социальной и готова в сотрудничестве с государственном обществом охранять здоровье нации.
Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - искони является заботой Церкви. "Поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью".
Болезнь раскрывает в человеке нечто важное и необходимое для него, что никогда не проявилось бы в иных обстоятельствах. И болезнь не является безусловным злом. Болезнь, по вере церкви, отнюдь не нелепая случайность. Болезнь и лечение способны вызвать глубинные, благотворные перемены в сознании. Врач и пастырь могут повлиять на нравственный выбор больного, помочь приспособиться к новой социальной роли, усвоить урок судьбы, понять смысл происходящего при старении, утрате сил, потери прежних возможностей. Вера и пастырь помогут примириться с неизбежными переменами, приобрести внутреннюю гармонию.
Чтобы примириться с действительностью, пожилому человеку нужно раскрыть перспективу неистребимости личности. Больной должен выздоравливать, прежде всего, внутренне, душой. При истинном врачевании в человеке восстанавливается нарушенная грехом иерархия ценностей. Церковь утверждает: "Тело, свободное от греховных страстей и их следствия - болезней, должно служить душе". Об этом писал Апостол Павел: ": Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется: ибо видимое временно, а невидимое вечно" (2 Кор, ч. 16-18).
Тело живет душой, душа питается и дышит высшей силой - духом. Они не существуют и не врачуются друг без друга. Только их правильное единство дает человеку полноценное бытие.
По материалам выступления протоиерея Павла Карташева на III Международной конференции по восстановительной медицине.

3.144.12.205

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
48
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи