Троице Святая, слава Тебе!

11 июня 2003, 15:44

Надо же! В такую рань и уже так пьяны:" - услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно. Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста). На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители Святого града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими - еще и двух месяцев не прошло, как убили их Учителя, а вместе с Ним все их надежды)!.. И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями...
Но как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть. Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей Горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться - и тогда рождаются стихи Есенина и музыка Рахманинова... Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, - рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в "постоянное чувство, что наши здешние дни - это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал", с коего можно уже при жизни "получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор" (Владимир Набоков).
Но происшедшее с апостолами в тот день было больше чем "обыкновенное чудо". Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: "Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23). И вот теперь, после того как Сын Божий вырвал человека из-под власти смерти, после того как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.
Собственно, это и есть День рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь, - вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета, - вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не "рабами", но "братьями", - и, однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес, - и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот, в День сошествия Святого Духа они стали Церковью. Отныне - один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами - Тело Христово... Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели они знают тайну Сына Божия. Теперь это их собственная тайна, точнее, теперь - это уже таинство их собственной жизни.
Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнце и светила. Христос оставил после Себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после Себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на Небеса. Он Дух Свой оставил в мире человеков. Он оставил - Церковь.
Итак, сегодня - наш День рождения.
В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся. И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили - просто на человеческом языке.
Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? "Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины", - так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула князя Шаховского приобрел имя монаха Иоанна. Он верно разобрался в грамматике бытия.
Мы же ошибки в духовном правописании делаем и видим слишком часто. Например, когда духовные дары желаем поставить на обслугу наших житейских интересов. Когда заходим в храм, чтобы испросить экзаменационную оценку повыше, пенсию побольше, болезней чуть-чуть поменьше. Любое молитвенное прошение - благо. Но Дух-то не может сойти на зачетную ведомость или пенсионную книжку. Он может войти только в сердце. Вот это сердце и просит Творец у Человека: Сыне, дай Мне твое сердце! Это не от ревности или суровости Бога. Просто у Него есть только один Дар, который Он может подарить нам: Самого Себя. Сможем ли мы вместить?
И если, вспомнив о Боге, мы попросим: "Да, конечно, Ты нам нужен и когда-нибудь я попробую полюбить Тебя, но сейчас мне очень срочно требуется только во-о-от это", - мы сделаем ошибку. Ту ошибку, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы.
По материалам статьи диакона Андрея Кураева "Духов день".

В храме берёзовой рощи
Дух обитает Святой...
Веток белеющих мощи,
Купол листвы золотой...
Тихо, как в Троицын
праздник
Утренней ранней порой!
Запах берёзовый дразнит
Свежей душистой корой...
Божья великая милость -
В этой прозрачной тиши
Мне на мгновенье явилась
Троица в храме души!

3.133.109.30

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
19
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи