Благовест

26 февраля 2003, 15:37

ХI Рождественские образовательные чтения
Последнюю неделю января в Москве проходили XI Международные Рождественские образовательные чтения. Этот просветительский форум охватил многие стороны культурной и общественной жизни - шесть тематических направлений, более 50 секций и "круглых столов", около тысячи выступлений.
В центре внимания оказался предмет "Основы православной культуры" в системе образования.
Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Чтений
Уважаемые представители государственной власти, Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, дорогие братья и сестры!
С духовной радостью приветствую всех вас, собравшихся на ХI Международные Рождественские образовательные чтения.
Нынешние чтения посвящены вопросам культуры и образования. Это глубоко не случайно. Наша культура получила всемирное признание благодаря одухотворяющим ее духовно-нравственным идеалам. Сегодня мы встали на путь возрождения Святой Руси. Однако нам нужно преодолеть тяжкое достояние, оставленное ХХ веком. Отторжение человека от Бога и веры усилило нетерпимость и вражду, привело к господству безбожной тоталитарной идеологии, превознесло материальные ценности над нравственными основами бытия. Можно ли избавиться от всего этого без возрождения подлинной культуры, без обращения к духовным первоистокам? Конечно, нет. Вот почему нашему обществу, особенно детям и молодежи, так необходимо сегодня знакомство с православной культурой. Люди - включая школьников и учителей, студентов и профессоров, - все больше осознают, что Православие имеет неоценимое значение для понимания нашего прошлого, для устроения нынешней жизни и для созидания лучшего будущего.
Не нужно излишне сердиться на тех, кто пока этого в должной мере не понял, кто не может избавиться от навязчивой боязни попасть под власть некоей новой идеологии. Большинство наших сограждан уже видит, что истинная свобода - свобода от греха, вражды, страданий - обретается на пути спасения и нравственного совершенствования, по которому ведет нас Господь Иисус Христос. При всей сложности и противоречивости современного мира, именно этот путь ведет человека к победе над окружающими обстоятельствами и над самим собой. Не идя по этому пути, невозможно преодолеть зло. Отметим, что и терроризм, грозящий стать чумой ХХ века, есть симптом отхода людей от подлинной религиозности, от свойственного ей благовестия мира, добра, любви к каждому человеку. За терроризмом кроется все та же духовная опустошенность, порожденная безбожием.
Эпоха, в которую мы вступаем, обращает к Церкви свои вызовы. Любой из нас, особенно православный педагог, призван терпеливо, с отеческой и материнской любовью ожидать всякую заблудшую душу, приходящую с покаянием и готовую переменить жизнь. "Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам, - возвещает в послании к Римлянам апостол Павел. - Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему (Рим. 1.14,16)".
За нами стоит великая духовная и культурная традиция, о чем никогда не следует забывать. Учебные пособия и весь образовательный процесс, посвященный вероучительным дисциплинам и православной культуре, должны быть выдержаны на уровне, достойном этой традиции. Великое благоговение, любовь к Церкви, бережное отношение к ее наследию, доставшемуся нам не по нашей заслуге, - вот что должно отличать каждого автора учебника, каждого, кто берется за преподавание духовной культуры школьнику или студенту.
Судьба России, ее будущее - в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а труд ее безотрадным, если она будет лишь передавать некую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству.
Хочется пожелать всем, подвизающимся на поприще образования, успехов в этом многотрудном, но благородном деле. Свет веры и свет знания, которые вы несете, пусть восполняют друг друга.
Участникам Рождественских чтений желаю плодотворно потрудиться на этом важнейшем форуме, употребить его для общения, для обмена опытом, идеями, планами на будущее. Бог вам на помощь в великих и святых трудах просвещения. Благословение Господне да пребудет на всех вас.

Мы в ответе за будущее России
С каждым годом Международные Рождественские чтения приобретают все больший размах. На них собираются представители почти всех регионов России, всех слоев нашего общества - не только педагоги и духовенство, но и ученые, государственные мужи, предприниматели, деятели литературы и искусства, студенческая молодежь.
Участники XI Международных Рождественских образовательных чтений единодушны в своем мнении о необходимости государственной и общественной поддержки активно развивающейся в нашей стране практики изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях... Православная традиция занимает исключительное место в жизни нашего народа и государства. Ее изучение должно стать неотъемлемым элементом государственного образования.
Православие веками формировало культуру России, нравственность общества, созидало духовные основы российской семьи, оказывало огромное воздействие на развитие всех сфер жизни Российского государства.
И сегодня преобладающее большинство населения России признает себя православным. И это не случайно. В смутные времена, в пору тяжелых испытаний народ наш всегда прибегал под спасительный омофор Церкви, признавая приоритет духовного начала жизни. Без Бога существование человека теряет смысл, размываются нравственные устои, разрушается семья, деградирует общество, ослабевает государство.
Удручающее неблагополучие Российского общества почти во всех сферах его бытия вызывает все большее беспокойство. Невозможно далее откладывать решение таких насущных проблем, как беспризорность детей, алкоголизм и наркомания подростков и молодежи, вопиющая нищета и выброшенность из жизни пожилых и старых людей, катастрофический рост преступности, ничем не ограниченная пропаганда насилия, жестокости и разврата, культ цинизма и безнравственности как нормы повседневной жизни. Не может устоять общество, превозносящее грех в ущерб добродетели. Оно обречено на погибель, подобно древним городам Содому и Гоморре. Об этом свидетельствует как Священное Писание, так и вся история человечества.
Только совместными усилиями Церкви, общества и государства можно справиться с негативными тенденциями нынешнего развития нашей страны. Мы обращаемся ко всем ответственным людям, облеченным властью и призываем их исполнить свой долг перед Богом, Отечеством и народом...
Канонизация новомучеников российских, состоявшаяся на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года, стала величайшим событием, подведшим итог двадцатого века. Она определила кардинальный поворот общественного сознания, помогла духовно уяснить смысл трагических событий Российской истории, стала предпосылкой возрождения нашего Отечества. Сонм новомучеников перед Престолом Господним молится за Россию.
Несмотря на закон о свободе совести, Российская школа в целом продолжает оставаться атеистической. Идеологическая инерция системы образования очень сильна. Вместе с тем потребность религиозного просвещения нашего общества, на протяжении почти целого века отлученного от общечеловеческих ценностей, сегодня чрезвычайно высока.
Утрата юными поколениями россиян духовно-нравственных основ национальной и мировой культуры, потеря ими исторической и культурной преемственности крайне опасна. В обстановке кризиса общественной и социальной жизни это прямой путь к нигилизму и экстремизму. Несомненно, отрыв российской светской школы от духовно-нравственных традиций Православия продолжает оставаться одной из основных причин, препятствующих возрождению национальной экономики и культуры, преодолению демографического кризиса нашего общества, решению многих других социально значимых проблем - роста преступности, наркомании, распада семей.
Духовно-нравственные ценности православной культуры за последние годы стали основой или ориентиром в жизни большинства россиян. Все это дает нам основания утверждать, что изучение православной культуры должно стать свободным, согласно выбору учащихся и их родителей, должно составлять неотъемлемую часть в образовательной деятельности современной российской школы.
Запрещение изучения православной культуры в некоторых регионах России незаконно, это является грубым нарушением основных гражданских прав миллионов людей. Отдельные выступления в средствах массовой информации против изучения православной культуры в светской школе нельзя оценить иначе как провокационные, направленные на возбуждение в обществе национальной и межконфессиональной вражды, как попытку ограничения прав граждан России по признаку их отношения к религии.
Еще раз хотим напомнить о личной ответственности каждого из нас, граждан России, за судьбу подрастающих поколений и будущее нашей Родины перед нашими предками и потомками. Должно быть сделано все возможное, чтобы развитие практики изучения православной культуры в российской школе осуществлялось свободно, без нарушения прав ребенка, с учетом законных прав и интересов родителей, учащихся, педагогов на благо всего нашего общества и государства.
Участники Рождественских чтений с горечью констатируют удручающее состояние, в котором продолжает пребывать современная Российская культура. Неужели страна, давшая миру Пушкина, Достоевского и Толстого, ничего не может предложить своему народу кроме омерзительной смеси пошлости, насилия, разврата, которую непрестанно извергают на нас СМИ - телевидение, бульварные журналы и газеты, распространяющиеся безо всякого ограничения, которые невозможно взять в руки любому приличному человеку, а не только ребенку. Безответственные люди, одержимые греховными страстями, ради наживы сеют вокруг себя ядовитые семена зла и разрушения, пытаясь убить в неокрепших детских душах стремление к подлинной духовной культуре, искоренить стремление к нерушимому семейному укладу, к нравственной ответственности перед близкими, родными, выкорчевать любовь к своей родной земле. Все эти люди - противники человечества: они страшнее любых террористов, ибо последние убивают детей только физически, а они убивают детей духовно.
Всем людям, которым небезразлично будущее России, необходимо активизировать свои усилия по защите духовного и нравственного благополучия наших детей, поддержать усилия здоровых сил нашего общества по обновлению деятельности современной российской школы на незыблемом фундаменте традиционной культуры, духовности и нравственности народов России.

Из Решения XI Рождественских чтений
Решающая встреча со Христом
Много праздников в течение года совершает Святая Церковь. Но величайший из них - праздник Святой Пасхи. Много постных дней в течение года, но Великий пост - один. Во многих обстоятельствах нашей жизни скорбь растворяется с радостью, печаль - с утешением, так и подвиг Великого поста растворяется ожиданием Пасхи. Святые Отцы называли Великий пост весной души. Весной оживают почки на деревьях, небо становится чистым. Когда с души спадают оковы греха, духовное небо очищается.
Позаботимся о том, чтобы очистилась наша душа, чтобы каждая седмица Великого поста была для нас шагом к Светлому Христову Воскресению.
В неделю о Страшном Суде евангельское чтение (Мф. 25, 31-46) говорит о той последней, решающей встрече со Христом, которая ждет каждого из нас, когда мы перейдем из жизни земной в жизнь будущего века.
Господь не спросит нас на Суде, соблюдали ли мы посты, совершали ли поклоны, вычитывали ли молитвенное правило - хотя именно в этом многие видят главную цель христианской жизни. Господь спросит, как мы доказали свою веру в Него на деле, то есть как отнеслись к Нему в лице Его меньших братьев - наших ближних: сделали ли мы добро или прошли мимо, не заметив Христа, стоявшего на нашем пути? Евангельское благовестие говорит нам что Бог есть Любовь. Бог возлюбил человека, Сам стал Человеком и умер на Кресте ради спасения людей. И именно перед лицом любви Божией, любви Христовой, любви крестной мы окажемся на Страшном Суде.
Из Евангелия мы знаем, что Бог хочет не судить людей, но помиловать и спасти. Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, - свидетельствует Христос об Отце (Ин. 5, 22). О Себе же Он говорит: Я пришел не судить мир, но спасти мир (Ин. 12,42). Итак, ни Отец, ни Сын не хотят судить человека. Кто же будет судить человека на Страшном Суде? Судить нас будет тот Человек, Который стучался в нашу дверь, а мы не пустили Его к себе, Который просил у нас пищи, а мы не дали Ему, был болен, а мы не посетили Его. Судить нас будут наши ближние, которых мы не заметили, когда они стояли на нашем пути голодные, жаждущие, не имеющие одежды или крыши над головой. Судить нас будет сострадательная любовь Божия, которой мы оказались неверны. В конечном итоге мы сами осудим себя, когда поймем, что нам нет места там, где любви Божией причащаются дети Божии, которые своей любовью и милосердием уподобились Христу.
Каждый день мы встречаем Христа, Который взывает к нам о помощи. На улицах, в метро, в подземных переходах, возле дверей храмов - всюду видим мы нищих, в лице которых обращается к нам Христос. Подать нищему - значит послужить Самому Христу, поделиться с Ним, нуждающимся в нашем участии. И наоборот, пройти мимо нищего - значит пройти мимо Христа, упустить свой шанс сделать добро Господу. Разумеется, мы не сможем подавать милостыню всем встречающимся нам нищим, так как их сегодня слишком много, но хотя бы некоторым помочь необходимо. А о тех, на кого у нас не хватило денег, надо помолиться с состраданием попросить Господа, чтобы Он Сам помог им. Самое страшное - пройти мимо нищего, не заметив его. Не за то ли был осужден богач, что, когда выносили его на носилках из дома и вносили обратно, не замечал он нищего Лазаря, лежавшего у ворот? Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: "Кто дал по одному оболу девяноста девяти бедным, а одного бедного оскорбил, или ударил, или выгнал ни с чем - кому он это сделал, если, конечно, не Тому, Кто сказал и всегда говорит, и будет говорить: То, что вы сделали одному из этих меньших, Мне сделали (Мф. 25, 40)? Кто дал милостыню сотне бедных, но, имея возможность и другим дать всем все необходимое, но, имея возможность и завтра сделать то же, пренебрежет кем-либо из братьев и оставит его погибать от голода, жажды и холода, тот оставил умирать и презрел Самого, сказавшего: То, что вы сделали одному из этих меньших, Мне сделали".
Повторю: мы не можем накормить всех голодных, одеть всех нагих, посетить всех больных и находящихся в заключении. Но мы можем сделать добро хотя бы кому-то, особенно тем нуждающимся, которых Господь посылает непосредственно к нам. У каждого из нас есть такие люди - в семье, на работе, в храме: мы знаем об их нужде, и мы можем помочь им, или - не помочь. Если твой друг попал в больницу, посети его. Если твой родственник, сосед по дому, сотрудник по работе оказался в нужде, дай ему денег. Не можешь помочь деньгами, поделись пищей, одеждой. "Ничего не имеешь? Утешь слезою", - говорит святитель Григорий Богослов. Утешь ближнего твоего теплым словом, состраданием и сочувствием, поделись с ним хоть чем-нибудь, только не будь безучастен к его горю, не пройди мимо.
Страшный Суд начинается здесь, на земле. Он происходит всякий раз, когда мы остаемся один на один с бедным, нуждающимся, страдающим. И мы бываем осуждены не только когда не откликаемся на просьбу о помощи, но и когда, погруженные в себя и свои заботы, не замечаем человеческого горя и нужды рядом с собой. Не надо ждать, пока нас попросят о помощи. Если поблизости от тебя живет старик, за которым некому ухаживать, зайди сам к нему и предложи помощь. Если ты узнал, что кто-то из знакомых остался без крова, без средств к существованию, приди на помощь прежде, чем тебя позовут.
Встреча с человеком, находящимся в нужде или в бедствии, - это встреча со Христом, это Страшный Суд, который мы переживаем до того, как он совершится над всем человечеством и над каждым из нас. От того, что мы сделаем или не сделаем для нуждающегося, зависит наша судьба в вечности. Если мы здесь пройдем экзамен на сострадание и любовь, нам не страшно будет там предстать перед Христом. Если мы в жизни окажемся верны Христовой любви, суд этой Любви не станет для нас катастрофой. Если мы кому-то помогли в земной жизни, этот человек будет стоять рядом с нами на Суде и ходатайствовать о нас перед Богом. Если мы накормили и напитали Христа в лице нуждающихся и страдающих, то, представ на Суд, мы узнаем Его, ибо уже прежде, в земной жизни, многократно Его встречали. Тогда и Он узнает нас и назовет нас своими: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).
Игумен ИЛАРИОН (Алфеев).

Великий канон
В самом начале Великого Поста, как тот исходный "тон", которым определяется вся великопостная "мелодия", мы находим Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С исключительным искусством св. Андрей переплетает великие библейские образы - Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и Потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь - с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории явлены, как события моей жизни, дела Божии в прошлом, как дела касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены, как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.
В течение четырех вечеров девять песен Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время - история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа - единственная и неповторимая - проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью.
Значение и цель Великого Канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных "мотиваций". Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.
Прот. Александр Шмеман.

В сердце - Пушкин
Воскресная школа храма Преображения в селе Большие Вяземы, центр детского творчества "Пушкинская школа" и музей-заповедник А. С.Пушкина собрали ребят из разных школ района, чтобы почтить память, вспомнить и помянуть добрым словом нашего незабвенного поэта Александра Сергеевича Пушкина в день годовщины его смерти.
Немногие знают, что Пушкин не хотел дуэли и не посылал противнику вызова на дуэль, а лишь написал и послал письмо, действительно очень резкое. Это уже Дантес в ответ на письмо решился и послал свой вызов на дуэль, и это он выстрелил первым и нанес Пушкину смертельную рану.
Не забудем, что умирал Пушкин в окружении семьи и близких ему людей со всею христианской кротостью и ясностью, мужественно перенося физическую боль. Он простил своему противнику, просил не мстить ему за зло. Он успокаивал жену и просил не беспокоиться, так как она ни в чем не виновата. Он попрощался с детьми, перекрестив их на прощание, простился с друзьями. По желанию Александра Сергеевича священник исповедовал и причастил его. "И еще мы любим и постоянно оплакиваем Пушкина, - пишет Дмитрий Сергеевич Лихачев, - потому, что он погиб за честь свою и честь своей поэзии, за любовь. Погиб в бою, с оружием в руках, хотя уверен - убить человека ему было не суждено".
День памяти поэта начался с панихиды в храме Преображения, на которой часть из собравшихся ребят была впервые. В своем слове перед панихидой о. Вадим обстоятельно рассказал о непростом пути поэта к вере и призвал всех к взаимному прощению обид и большей любви друг к другу. Потом были возложены цветы к могиле Николеньки Пушкина у храма и к памятнику поэту в парке усадьбы. Затем состоялась творческая часть памятного дня в зале Воскресной школы. Учащиеся Захаровской школы, школы им. А. С. Попова, Большевяземской гимназии читали стихи, и пушкинские, и собственные. Большая группа ребят из Одинцовской школы № 1 показала очень содержательную композицию о болдинской осени, удивительной поре пушкинского вдохновения. Девочки из "Пушкинской школы" в старинных платьях очень мило сыграли литературную сценку, а совсем юные артисты Большевяземской школы искусств вместе с учителями исполнили на разных инструментах классическую музыку.
Завершением общей встречи стала трапеза в Воскресной школе - чай и поминальные блины с медом и сметаной. Большая благодарность тем женщинам церковного притча, которые готовили детям это вкусное угощение.
Низкий поклон священнослужителям храма - протоиерею Владимиру и иерею Вадиму, гостеприимно принявших ребят и давших им пастырское наставление. Поклон также директору Воскресной школы Евгении Анатольевне Гусевой, радушно встретившей и все устроившей для гостей.
Думается, одно из чувств, которое было в наших душах в этот день, что все мы не чужие друг другу на своей родной земле, и хотим, и можем быть вместе не только в День памяти великого русского Поэта, но и в другие дни общей радости или скорби. Дай Бог нам и впредь сохранить единение душ наших, общую в сердце Веру и чувство любви к нашей Родине - России.
М. С. Гладилин, Л. Ф. Савченко,
педагоги "Пушкинской школы".

Священномученик Василий Горбачев
Священномученик Василий родился в 1885 году в селе Нарышкино Сердобского района Саратовской губернии (ныне Пензенская область) в семье крестьянина Григория Горбачева.
Василий окончил церковноприходскую школу, полюбил пение в церковном хоре и охотно прислуживал в храме. Он обладал музыкальными способностями: имел хороший слух и голос.
Когда скончалась мать, Василий покинул родной дом и ушел в Иверский Страстной монастырь города Саратова, а оттуда попал в Москву - в Свято-Данилов монастырь, где был сначала певчим, а потом послушником.
В 1908 году в саратовской обители иеромонах Таврион подарил ему небольшое Евангелие и надписал: "Читать каждый день по главе или по десять стихов". Это Евангелие отец Василий всю жизнь носил с собой.
В 1913 году епископ Верненский Иннокентий (Пустынский) взял Василия к себе в город Верный (ныне Алма-Ата) в качестве эконома архиерейского дома. Здесь он в совершенстве овладел церковным пением и стал руководителем большого церковного хора.
Во время Первой мировой войны Василий Горбачев служил в армии, был псаломщиком в полковой церкви, а также выполнял хозяйственные поручения.
Однажды, в 1917 году, он ехал по церковным делам в поезде, который был остановлен какими-то военными, по-видимому, местными бандитами, и его, как служителя Церкви, повели на расстрел, но вдруг налетел отряд регулярной армии, и он остался жив. Отец Василий вспоминал: "Я помолился Богу, и ничего со мной не случилось". Видимо, не настал еще час Василию пострадать за Христа. Бог сохранил его для служения в священном сане.
В 1918 году Василий женился на Вере Афанасьевне Трофимовой и был рукоположен во диакона.
Жизнь в большом городе была тяжелой, поэтому супруги приняли решение уехать в село Ванновское Черняевского района Сыр-Дарьинской области. Здесь у них родилось трое детей.
В 1923 году отец Василий переехал с семьей в Саратов, где служил диаконом - сначала в соборе Петра и Павла, а затем в храме Рождества Христова.
А в стране полным ходом шло строительство советского государства, ломались все старые устои. Служащие Церкви лишались права голоса, объявлялись "лишенцами". Многим служителям Церкви предлагали публично отречься от Христа, но это было немыслимо для отца Василия.
Вскоре началась коллективизация, в Поволжье наступил голод. Вводились хлебные карточки, которых "лишенцы" не получали. Семью из пяти человек нужно было кормить. Доходы в церкви становились мизерными, зато налоги с "церковников" брали большие.
По воспоминанию дочерей, отец Василий брался за любую работу: клал печи, чинил часы, крыл крыши - благо с детства руки были приучены к труду, да и смекалки хватало.
Однажды налоговый агент, пришедший с бумагами по оформлению, застал отца Василия за перетягиванием пружинного матраса. Это его удивило, ведь "церковники" преподносились обществу как лодыри и тунеядцы. Чиновник спросил, почему он не бросит Церковь в такое-то тяжелое время при таких-то золотых руках. На это отец ответил, что посвятил себя служению Богу по глубокому убеждению и никогда не отступит: "Пока будет открыт хотя бы один храм, я буду в нем служить".
Детей своих он воспитывал согласно Закону Божию, радовался, когда они приходили в храм на службу и участвовали в таинствах.
Сам отец Василий показывал детям пример христианской любви к ближним. По воспоминанию дочерей, где бы они ни жили, куда бы ни переезжали, у него везде находились друзья. Все его любили.
Однажды в Саратове он как-то привел в дом одного незнакомого человека. Покушали они, поговорили. Проводил он гостя, а супруга ему заметила, что он ее без обеда оставил. Отец ответил:
"Ну, ты знаешь, это такой человек! У него никого здесь нет знакомых. Ты бы мне сказала потихоньку, я б не стал обедать".
Никто не слышал от отца Василия ни одного бранного слова, а когда, бывало, обидит кто его или раздражит, он скажет только: "Ах, искушение!"
В 1930-е годы голод вынудил семью покинуть Саратов и переехать в Московскую область.
Его назначили в церковь села Ильинский Погост Куровского района. Рядом была деревня Беззубово с семилетней школой. Там и обосновалась семья. В этой деревне они прожили полтора года. В 1936 году отца Василия перевели в Никольскую церковь села Парфентьево рядом с Коломной.
Отец Василий с юности любил рисовать, и в Парфентьеве он не только служил диаконом, но и занимался реставрацией настенных росписей в храме.
Осенью 1936 года арестовали священника в Парфентьеве и под этим предлогом хотели закрыть храм. Тогда по просьбе прихожан диакон Василий решил стать священником. Он знал, на что шел. Его рукоположили, и церковь открыли на короткое время. Но затем храм был вновь закрыт: священника Василия Горбачева перевели в церковь села Большие Вяземы под Звенигородом.
15 февраля 1938 года вечером за ним пришли уполномоченные НКВД. День был праздничный - Сретение Господне.
Священник сразу понял, зачем к нему пришли. В доме затеяли обыск. У него было только несколько богослужебных книг, ноты церковных песнопений и акварельный автопортрет.
В то время священнослужители вне храма обычно ходили в гражданской одежде. Но перед выходом из дома отец Василий надел скуфью, зимнюю рясу и сказал матушке, чтобы нигде его не искала - если жив будет, даст о себе весточку.
О причине ареста жена спросила сотрудников НКВД. Ей ответили, что обвинение пришло из Коломны.
На самом деле все было не так. В 1938 году уже почти не оставалось священнослужителей на приходах, и все, отказавшиеся сотрудничать с безбожной властью, подвергались репрессиям. В обвинении по "делу" отца Василия нет упоминания о Коломне. Нашлась одна лжесвидетельница в Звенигородском районе, которая согласилась оклеветать священника. По ее словам, 26 января 1938 года на поминках по случаю годовщины смерти местного священника его вдова Антонина Соловьева стала плакать и обижаться на жизнь, говоря: "Это не власть, а грабители, жить невозможно". На это отец Василий якобы ответил: "Вы будьте осторожны и не называйте в других местах их грабителями, а то ведь знаете, как сейчас: моментально заберут. Я вполне согласен с вами, что это грабители. Но нам надо терпеть".
Лжесвидетельница также утверждала, что прихожане восхищались новым священником Василием Горбачевым, считали его одним из лучших среди тех, кто служил в их храме, говорили, что он хорошо читал проповеди и часто со слезами на глазах призывал верующих к терпению.
На допросах волю его не сломили. Он не признал несправедливого обвинения в контрреволюционной агитации.
19 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Горбачев был расстрелян 26 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Семья ничего не знала о судьбе отца Василия. Дети, ожидая его возвращения, часто смотрели на дорогу. Иногда им казалось, что идущий по ней старичок - их папа. Они подбегали ближе, но видели, что это не он. О его судьбе они узнали лишь в 1989 году.
Печатается в сокращении.

Мы ведь родные
Я заметил, что подыскивая аргументы для разговора на важные актуальные темы с людьми, которые поступают, на мой взгляд, недостаточно дальновидно, или даже удручающе ошибочно, я, во-первых, часто оказываюсь вынужденным подлаживаться под их стиль аргументации, порой весьма простой и жесткий и слишком для меня тяжелый, но что делать, на что только ни пойдёшь, чтобы быть услышанным. (А услышит всё равно тот, и только тот, кто и без всяких моих ухищрений меня бы услышал). Во-вторых, я всё задаю себе вопрос - а чего, собственно, я желаю от собеседников или оппонентов? Их раскаянья и согласия с моими убеждениями? Трезвость и опыт, не совсем мои - мною используемые, требуют от меня признания, что это невозможно. И неправильно. Требовать можно только от себя. Зачем же говорить? Молчать нельзя.
Очевидными сравнениями и зримыми доводами я часто пытаюсь защищать то, что мне дорого. Я люблю Россию, то есть её книги, её речки, её весну и осень, её засушливое или, наоборот, мокрое лето и немного морозную, ещё немного снежную зиму, люблю её тёмно-синие церковные главы-луковицы в звёздах, несущие над собой кружевные Кресты. "Её лесов безбрежных колыханье..." Простите, Михаил Юрьевич, и спасибо. Я как тот композитор, что спустя сорок лет вдохновенно "сочинял" популярные мелодии своего детства. Люблю готовыми словами и выученными чувствами, как все. И вот ещё мне бывает больно - да и многим многим - за оплёванную и покалеченную, но неисчерпаемо богатую, переливающуюся нежными оттенками и разбегающуюся далёкими, как ночное небо, смыслами - родную речь.
Люблю отчизну... её солдатские бравые канты и могучие гимны, её гудящие ектении "о свышнем мире и о спасении душ наших..." в благоухающем тумане фимиама перед внимательными ликами икон. И гул, и клики, и стройные порывы колоколов, поднимающие над землёй. И, вообще, всё своё.
Почему не чужое? Своё мы привыкли считать каким? Кривым, большим, блестящим, в нос не влезающим. Советское устройство для влезания в нос. Анекдот с бородой, но по-прежнему молодой. Извините за шутку, я не выдерживаю тона, занижаю.
Я в конце концов люблю, конечно же, не звон и не дым, который "сладок и приятен", а дым и звон потому, что они здесь сочетаются с тысячами других примет, но и не в мимолётной их гармонии всё дело, а в том, что они все вместе составляют "землю", из которой произрастает результат, который есть радость.
Результат вырастает из "земли" и возвышается над ней. Так образ мира, и слава его проходят. Остаётся чувство, что мы любимы, что и мы можем любить Христа независимо от каких-либо условий и обстоятельств. Под землёй и летя над облаками, в бурном море и в разгорячённых городах. Где ни Крестов, ни колоколов, где только сердце и Создавший его. В какие ладони мне принять эту радость? В детские. Вы знаете, что у африканцев розовые ладони: они не темнеют, тысячелетиями не меняются. И у нас ладошки в серединке детские, хотя рука вокруг может и огрубеть со временем. Скажи мне, что ты слушал, вдыхал, о чём волновался в детстве, и я... никому не скажу, но ты сам поймёшь, чего тебе не хватает.
Голубенький василёк сквозь века и тысячелетия остаётся самим собой, в нём это заложено и передаётся по роду его. Нужно ли, чтобы на земле все люди были красивы? Красота восхищает, значит, она внезапна, она - подарок. Если все красивые, значит все - разные, но если мы радуемся красоте, способны на это, значит мы... нет, не одинаковые, но - родные. Мир подлинной культуры населён вещами и явлениями, близкими по духу, но бесконечно разнообразными. Консервативными, упрямыми в своей непохожести на других. Красивыми, значит, отдельными, неподдельными. В животном мире мутанты не жизнеспособны, виды не сливаются в общую животную массу. По стайке туристов в русском кремле или у египетской пирамиды, в разноцветных трусах, тёмных очках с цифровыми камерами невозможно сказать, откуда они и с трудом - каков их пол и возраст.
Культура - это опыт самосохранения человека в остывающем, пошлеющем, жестоком мире. И великая сила взаимопонимания.
Любить - это отдавать себя, хотя бы мысленно. Делиться своим сердцем, передавать его тепло вверх, вокруг себя. Сохранять, продолжать, передавать можно только при условии серьёзной приобщенности к своей собственной, впитанной с молоком матери, традиции. Традиция и есть передача.
А мудрое требование жизни есть разнообразие. Цветы и деревья взаимно опыляются в дни цветения, ради будущих плодов. Уютный колорит патриархальной Америки и строгая пышность средневековой Венеции нуждаются друг в друге. И в том, чтобы стоял Афон, и не исчезали с лица земли "Старая Англия" и "Святая Русь". Стало общим местом, постулатом утверждение, что Православие явилось государствообразующей и культуроформирующей силой русского народа.
Сказанного, может быть, достаточно, чтобы признать, что введение любой формы (факультативной, дополнительной) преподавания в школе Основ православной культуры станет средством наведения порядка в умах и сердцах будущих граждан нашей страны. И, конечно, средством воспитания терпимости и взаимного уважения между людьми разных национальностей и религиозных традиций, "лекарством от экстремизма", - по слову отца Андрея Кураева. Культура - ещё раз - это взаимное признание права на мирную непохожесть.
Чтобы понимать, как нам быть и дальше жить, надо знать, почему мы такие, а не иные, и какие богатства культуры и сокровища духа мы беспечно готовы обменять на мимолётное чувство животной сытости. Речь идёт, в общем, о том, чтобы подвести, наконец, под нашу школу, под наших ходуном ходящих детей - основы нашей многовековой культуры. В Российской Федерации, между прочим, 82 % проживающих - русские!
И основы культуры здесь никак не сиро-вавилонские, не романо-германские, а именно отечественные, христианские, не позднее и не в недавние безначальные годы прилепившиеся, а изначально и неиссякаемо нам присущие. Нет, мы ещё не растворились в общечеловеческой среднетемпературной биомассе. Перед наступлением всемирного опошления и продажности могучим бастионом встаёт национальная и религиозная жизнь в тёплых и ласковых ладонях культурной традиции.
Протоиерей Павел Карташев.

Будущее страны рождается за школьной партой
Рождественские чтения собрали в Москве православную общественность из всех регионов России. Как-то заново открылось нам, участникам, что Россия - это не только Москва и ее окрестности. Это огромные пространства, по которым до столицы нужно неделю поездом ехать. Это пограничные территории, вдоль которых живут полмиллиарда китайцев. Это земля, где активно действуют сектанты всех мастей, и бродит еще "призрак коммунизма".
Участники форума - подвижники - ученые и учителя, священство и прихожане - заполнили шеститысячный зал Кремлевского Дворца съездов.
Мир вокруг нас жесток, как никогда, но в нем живут наши дети. Поэтому школа сегодня выглядит кораблем в бушующем море порока. А учитель, как никто другой, понимает, как устарела атеистическая система образования, ее содержание. Необходимо создать новое духовное пространство для воспитания детей, вернуться к традициям, чтобы не потерять самобытность, не раствориться среди других народов, нравственно не озвереть. Всем собравшимся было понятно, что пора припасть к русской культуре, как к молоку матери, вновь напитаться ею.
Известно, что легко рушить - труднее созидать. Начать можно с малого. Например, изгнать из школы повелительный окрик, вернуть вразумляющее слово. Ввести новый предмет "Основы православной культуры". Начать переподготовку учителей. Воспитать нового учителя, способного одухотворить свой предмет (дисциплину). В это непростое для школы время ей выпадает особая миссия. На помощь учительству приходят региональные власти, крупные предприятия, бизнесмены-меценаты. Подписываются протоколы о намерениях светских и религиозных учреждений по воспитанию, по объединению усилий для совместного окормления детей.
Такой обнадеживающий опыт есть в г. Тольятти, Курской области, на Псковщине, в Ногинском районе. В этих регионах проводятся православные чтения, обучаются педагоги (Кемеровская епархия подготовила 2000 учителей), создаются музеи русской культуры, возрождаются школы народных ремесел, создаются православные краеведческие движения, ведутся поисковые работы и летопись уцелевших памятников, создаются духовные библиотеки, патриотические клубы и движения.
Показателен опыт наших соседей в городе Балашихе. Этот подмосковный город ориентируется на православную традицию воспитания, начиная с детского сада. Состоялось всерайонное родительское собрание, вылившееся в движение "Родительская забота", организован постоянно действующий семинар по подготовке учителей православной культуры. Все школы (35) ввели этот предмет для изучения. При Управлении образования создан Православный медико-психологический центр, сопровождающий ребенка и учителя. Изменился стиль общения с учеником, возродился диалог, началось сотрудничество.
Кубань только послала своих представителей для сбора информации о нововведениях. Из трех школ города Алушты ни один директор не пускает на порог предмет, связанный с религиозным обучением. Мы, одинцовцы, оказались не на последнем месте. Нам было чем порадовать и удивить общественность:
- 25 школ из 45 существующих ввели предмет "Основы православной культуры";
- 120 учителей и воспитателей детских садов района обучаются на курсах по изучению православной культуры;
- 31 января, в день закрытия Рождественских чтений, был торжественно подписан договор о сотрудничестве между Одинцовской администрацией, управлением образования и благочинием.
Педагогическое сообщество выглядит неоднородно. Подвижники и энтузиасты уже начали служение, вопреки сопротивлению меньшинства. Большая часть учителей заняла выжидательную позицию. Но и колеблющиеся понимают, что учить по-прежнему нельзя. Будущее России сегодня сидит за партой. Мы все осознали, наконец, что счастливое будущее нужно связывать не столько с политикой, экономикой, сколько - с воспитанием.
В. Ильина, школа № 8. г. Одинцово.

Вести благочиния
* * *
9 февраля 2003 года в поселке Заречье во временном храме Новомучеников и Исповедников Российских праздновался первый престольный праздник. Божественную Литургию возглавил благочинный церквей Одинцовского округа архимандрит Нестор в сослужении исполняющего обязанности настоятеля храма священника Григория Базанова. После Литургии был совершен крестный ход. Затем отслужена лития на могиле основателя совхоза "Заречье" Кушнарева Сергея Алексеевича. На богослужении присутствовали жители поселка и труженики хозяйства, его директор Елена Никитична Овсянникова и глава администрации Ново-Ивановского округа Михаил Олегович Зимовец, гости и друзья храма.
После службы состоялась праздничная трапеза, на которой присутствующие смогли послушать церковные песнопения в исполнении хора Гребневского храма и хора малышей храма Новомучеников и Исповедников Российских.
* * *
23 февраля 2003 года в КСЦ "Мечта" г. Одинцово состоялась ежегодная встреча "Церковь и молодежь". Участники встречи тепло приняли гостя - руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А. С. Хомякова при храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" иерея Олега Стеняева.
Затем состоялось концертное выступление молодежи Одинцовского района.

Объединим усилия
Современным обществом всё в большей степени осознаётся необходимость возвращения к своим историческим корням, восстановления традиционного для большей части России православного миропонимания и христианской нравственности.
Восполнение знаний в области православной культуры, а также приобщения детей к нравственным ценностям христианства делают введение факультативного курса "Основы православной культуры" необходимейшим условием в целостной системе образования и воспитания личности.
31января 2003 года в городском методическом кабинете в присутствии директоров всех общеобразовательных школ Одинцовского района между администрацией Одинцовского района в лице заместителя главы администрации Л. С. Гуриной, Управлением образования администрации Одинцовского района Московской области в лице начальника Управления Г. А. Ботт и Одинцовским благочинием Московской епархии Русской Православной Церкви в лице благочинного церквей Одинцовского округа архимандрита Нестора (Жиляева) был заключён договор о сотрудничестве.
Основными направлениями сотрудничества являются: организация научно-методической работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, организация разработки учебных и методических материалов для методического обеспечения, проведение курсов повышения квалификации и совершенствования подготовки различных категорий специалистов по духовно-нравственному воспитанию и просвещению детей и молодежи, осуществление совместных изданий литературы, подготовка специальных выпусков местных газет, организация совместных телевизионных и радиовещательных программ по вопросам просвещения, воспитания и образования и др.
В целях координации деятельности был создан постоянно действующий Координационный совет по взаимодействию между благочинием и Управлением образования. Сопредседателями Координационного совета являются благочинный архимандрит Нестор (Жиляев) и начальник Управления образования Г. А. Ботт.
Членами Координационного совета являются протоиерей Павел Карташов, священник Николай Комаров, О. Г. Лимарова, О. Н. Бояринова, В. В. Ильина.
Выражаем надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество в деле образования и просвещения подрастающего поколения.

Детям
Милосердие
Дима шёл по улице, крепко держась за руку мамы. Был солнечный, морозный день. Деревья словно в сказке - пушистые, невесомые! Снежок поскрипывал под ногами. Правда, мороз слегка пощипывал за нос и щёки, но Диме было уютно и тепло в меховой курточке и сапожках. Алая полоса на куртке и тёмный шарфик придавали ему вид снегиря. К тому же и шёл он, подпрыгивая от радости. Диме было весело - то ли от того, что было воскресенье, а уроки он сделал ещё вчера, то ли от того, что папа подарил ему новую игрушку.
В общем, настроение у него было прекраснейшее. Мама на минуту остановилась. Дима невольно залюбовался молодой серебряной берёзкой на голубом фоне, а когда оторвал от неё взгляд, то словно окунулся в лето. Перед ним светились красные, оранжевые, жёлтые пятна - лотки с фруктами. Краснощёкие тёти развешивали эти маленькие кусочки лета в шелестящие и звенящие от мороза пакеты.
Красные яблоки, словно натёртые воском, ароматные апельсины и мандарины, коварный лимон! У Димы даже слюнки текли. Мама, словно прочитав его мысли, уверенно направилась к лотку. Через несколько минут мальчик уже радостно наблюдал, как фрукты перемещаются из ящиков в шелестящий пакетик. Он уже представлял, как дома сделает из апельсина цветок, как красиво будут смотреться яблоки в вазочке на столе.
Внезапно Димины грёзы нарушил старческий голос. Какая-то старушка, задев его, протянула руку к продавщице и попросила:
- Милая, дай мне, пожалуйста, яблочко. Я очень хочу есть. Я ещё ничего не ела сегодня, и мне кажется, что я вот-вот упаду. Плохо мне...
Дима не слышал, что ответила тётя. Он не отрываясь смотрел на старушку, на иссохшую, дрожащую руку, на старенькое поношенное пальто, на то, что даже в его детском понятии нельзя было назвать обувью. Голова старушки была повязана серым платком, из-под которого выглядывал ещё один - белый.
Невольно Дима вспомнил свою бабу Настю. Она тоже всегда зимой носила два платка. Он представил её добрые, лучистые глаза, тепло её рук, жарко натопленную печку, угощавшую их пышными блинами.
По щеке старушки пробежала слеза и затерялась в морщинах, густо изрезавших её лицо.
На мгновение Диме показалось, что это баба Настя - продрогшая, в лохмотьях, голодная и одинокая. Мальчик ещё смотрел на старушку, которая решила попытать счастья у другого продавца, а рука его уже потянулась к пакету и нащупывала там яблоко, апельсины. Ага, вот, кажется, лимон, или нет - мандарин.
Дима вытянул всё, сколько поместилось в его детских ручонках, и протянул ей. Их глаза встретились. Он почти прошептал:
- Вот, возьмите, пожалуйста!
Слезы заблестели в его глазах. Мальчик бросился к матери, прижался к ней, затем потянул за руку:
- Пойдём скорее!
Отойдя немного, мальчик обернулся. Старушка всё ещё стояла на том же месте. Она спрятала фрукты в карман, в руке её осталось только красное пузатое яблоко. Дима видел, как она перекрестилась и чему-то улыбнулась. Мальчик вздохнул и медленно пошёл с мамой.
Он теперь знал, что рядом живут люди, которые нуждаются не только в солнечном свете, но и в тепле ближних. И как всё-таки здорово, что он, Дима, может им хоть чем-то помочь.
Борис Ганаго.

3.133.142.231

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
94
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи