Благовест

16 октября 2002, 15:05

Радость и свет Покрова Богоматери


Праздник Покрова Пресвятой Богородицы - один из излюбленных в нашем русском православном народе. Он был установлен в ХII веке Русской Церковью, хотя историческим основанием для него было поражение наших полудиких предков и спасение от них заступлением Богородицы византийского Царьграда.
Русская Церковь празднует событие, происшедшее в давние времена и не в Русской земле, а на далекой чужбине - в греческом Царьграде уже более 1000 лет назад, когда не было еще и Русской Церкви. Событие это совершилось во храме Влахернском, в присутствии многочисленного народа, но зримо оно было лишь двумя друзьями о Господе, блаженным Андреем, Христа ради юродивым, и юным Епифанием - его учеником. Оба зрели, как в сем храме присутствовала, молясь о мире и людях, Сама Небесе и земли Царица, и как осеняла Она молящихся пресвятым Своим омофором. Кроме них, никто во храме не удостоился дивного сего и страшного видения, и через них уведала Церковь о радостном явлении Богоматери, кое днесь, благовернии людие, светло празднуем.
Возлюбила Русская земля день Покрова Богородицы, явленный славянину в далеком Царьграде, и в далекой стране полунощной стали радостно петь и ублажать осенение мира Богоматерию. Приклонился душою народ наш к дивному сему явлению, воздвиглись храмы по всей земле Русской в честь Покрова Богоматери, и преклонил он колена сердца своего вкупе с молящейся Богородицею.
И ныне весь русский православный народ осенен Покровом Владычицы. Она являет любовь Свою к избранным народа сего. Она являла им зрак Свой. Ее стопы освятили землю нашу ради угодников Божиих. И ныне в бедах и скорбях разве не слышит Она стонов и воздыханий, разве не внемлет плачу и рыданию? Верим, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской неволе. Да ведает сердце русское, когда молитвенно склоняется перед Пречистой, что не оставит Она Русскую землю. Тихим гласом - в явлении чудотворной Державной иконы Своей - возвестила в начальную годину искушений Богородица, что ныне Она - Русской земли Госпожа и Царица и содержит ее в державе Своей. Она поведала верному сердцу, что спасена наша земля Ее Богородичной силой, хотя еще доселе не явлен путь сего спасения. Божия Матерь умудряет избранных Своих, в великой скорби сущих. Она утверждает мучеников и исповедников. Она вразумляет пастырей.
Да не смущается дух наш убожества пред высокоумием. Владычица избрала убогого явить Покров Свой честный, юродивому открыла славу Свою. Ныне, как и встарь, в сердце верных горит радость Покрова Богоматери, радость о Ее молитве о мире. Господь рек: "Просите и дастся вам", - всесильна молитва Матери Божией, которою молится Сам дух Святый, на Ней почивающий. И если верим, что и днесь Дева предстоят в молитве, то ведаем, что ко благу совершается все, происходящее с нами. Да умолит нам Богоматерь великое терпение во спасение душ наших. Да воссияет над нами и в нас, в сердцах наших, и в стране нашей радость и свет Покрова Богоматери!

Николай Смирнов

"Голубою ризою одета,
Благостно - лучистая лицом,
Ты века сияешь, Матерь Света,
Под Твоим торжественным
венцом.
Сколько позабытых поколений
Шли к Тебе с любовью и тоской,
Сколько душ в жару своих
молений
Обретали радость и покой..."

Максимилиан Волошин

...Кто разверз озера этих глаз?
Не святой Лука-иконописец,
Как поведал древний летописец,
Не печерский темный богомаз:
В раскаленных горнах Византии,
В злые дни гонения икон
Лик Ее из огненной стихии
Был в земные краски воплощен.
И с тех пор в часы народных бед
Образ Твой, над Русью вознесенный,
В тьме веков указывал нам след.
И в темнице - выход потаенный.
Ты напутствовала перед концом
Ратников в сверканье литургии...
Страшная история России
Вся прошла перед Твоим лицом.
православные новости

В Москве прошел первый фестиваль православной студенческой молодежи



По благословению Святейшего Патриарха Алексия Отдел Московского Патриархата по делам молодежи совместно с правительством Москвы 1-З сентября 2002 года был проведен Первый Московский межрегиональный фестиваль православной студенческой молодежи. В данной акции, проводимой в рамках Дня города Москвы, участвовали Московский государственный университет, Московский государственный социальный университет, Московская академия МВД, другие столичные вузы, а также представители молодежных общин высших учебных заведений из различных регионов России.
1 сентября участники фестиваля молились за праздничным богослужением, которое совершил Святейший Патриарх Алексий в Донском монастыре. В тот же день в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась церемония открытия Первого фестиваля православной студенческой молодежи. Открывая фестиваль, Святейший Патриарх Алексий обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Участников фестиваля также приветствовали председатель синодального Отдела по делам молодежи архиепископ Костромской и Галичский Александр, министр правительства Москвы по вопросам информации и общественно-политическим связям А.И.Музыкантский, ректор МГУ В.А. Садовничий. На церемонии присутствовали митрополит Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Миссионерского отдела, епископ Дмитровский Александр, руководители синодальных учреждений Русской Православной Церкви.
Затем состоялось вручение премий за успешные труды по духовно-нравственному воспитанию и просвещению молодежи "Обретенное поколение". Особую значимость событию придал тот факт, что лауреаты получили награды из рук Патриарха Алексия. Среди лауреатов - протоиерей Аркадий Шатов, духовник Свято-Димитриевского училища сестер милосердия при 1-й Градской больнице, на попечении которых находится три детских дома. Премией отмечена деятельность Братства во имя Всемилостивого Спаса, чей опыт по организации летних детских, семейных и молодежных лагерей получил распространение не только в России. Награда вручена настоятелю Крутицкого подворья в Москве священнику Роману Зайцеву, привлекшему молодых людей для работы с наркозависимыми и инвалидами, а также создавшему клуб православных бардов.
Выступая на открытии форума, Патриарх Алексий поддержал идею создания Ассоциации православных студенческих общин, с которой выступили участники фестиваля. По словам Предстоятеля Русской Церкви, опыт домовых храмов при российских вузах убеждает: "Они могут стать центрами духовного и нравственного просвещения не только в стенах вузов, но и во всем городе".
В программе молодежного фестиваля - конференция, концерт молодежных творческих коллективов, спортивные соревнования, "круглые столы" по актуальным проблемам современной жизни, а также выставка-представление социальных проектов.
Участники съезда - верующие студенты государственных светских вузов. По данным Отдела по делам молодежи, за последние десять лет более половины крупнейших высших учебных заведений России открыли свом домовые храмы и следовательно, в стране насчитывается более сотни православных студенческих общин.
Православие.RU

Из истории Покровских храмов Одинцовского благочиния

с. Акулово


Первое упоминание об Акулове ("Окулово на пруде") относится к 1627 году.
В 1676 году владелец Акулово Александр Севастьянович Хитрово завершает строительство деревянной церкви в честь Покрова Божией Матери, что дало селу еще одно название Покровское-Акулово.
В конце 18 века владелицей Акулова становится Варвара Петровна Разумовская-Шереметева. Графиня проводила много времени в своей усадьбе. Большую заботу проявляла она о храме, при ней богослужения совершались и в летнее и в зимнее время ежедневно.
В 1807 году "тщанием" Варвары Петровны была сооружена каменная церковь с двумя приделами - Казанской Божией Матери и Святителя Николая, сохранившаяся доныне. Храм стилистически близок московскому храму Косьмы и Дамиана архитектора М. Ф. Казакова. Это сходство в достаточно необычной круглой ротонде, венчающей основной куб церкви и завершенной островерхим шпилем, в двух круглых колокольнях, размещенных по углам западного фасада и обрамляющих портик из шести пилястр со свободным фронтоном. Портик повторяется в доме дл причта, также окруженном кирпичной с металлическими решетками оградой. К сожалению, только что построенный храм потерпел большой урон в результате наполеоновского нашествия, его постигла участь многих храмов, стоявших на старой Смоленской дороге. Было повреждено убранство храма, разломаны иконостасы, похищены иконы, "престолы и жертвенники из мест своих ископаны и сокрушены". Однако усилиями и усердием прихожан храм был восстановлен. В 1876 году при храме построено приходское училище, в котором занимались дети из Акулова и близлежащих деревень Братки, Юдино, Внуково и с. Яскино. В начале 20 века училище посещали 60 человек. Детей в школе учили пению, рукоделию. В 1894 году о. Василий Орлов, бывший в ту пору настоятелем храма, по желанию прихожан на собранные ими средства приобрел большой праздничный колокол весом 110 пудов. В советское время храм не закрывался, служба в Никольском приделе не прекращалась в условиях самых страшных гонений. Можно без преувеличения сказать, что в годы безбожия Покровский храм был духовным центром не только для жителей Одинцова, но для многих москвичей. Среди его прихожан - видные деятели науки, культуры, медицины.
Настоятель храма - протоиерей Валериан Кречетов отдал 30 лет служению в Акуловском храме.
При храме организована воскресная школа для детей и взрослых прихожан.

с. Покровское (Засекино)


Деревянный храм Покрова существовал в селе уже в XVI веке. Церковь была разорена в Смутное время. И в 1678 году был отстроен новый деревянный храм, тоже Покровский владельцем села Иваном Афанасьевичем Прончищевым на месте разрушенного. Ныне существующая церковь была построена на средства прихожан храма в 1874 годы.
В советское время церковное здание было перестроено и приспособлено под военную школу пожарных. Школа и ныне располагается в церковных стенах, но храм, уже живет, у него есть настоятель и прихожане. О них наш рассказ.
Возрождение
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.
Ф. И. Тютчев
Подмосковное село Покровское получило свое название от одноименного храма, бывшего когда-то средоточием духовной жизни местных жителей. Годы лихолетия и безбожия не обошли стороной и этого уголка России.
В каждом православном храме, даже если он разрушен и осквернен, у святого алтаря стоит неусыпный духовный страж - Ангел Хранитель. Здешнему храму повезло. Заступничество Пресвятой Богородицы и Ангела Хранителя было столь велико, что стены его устояли. Местные жители говорят, что страшная участь постигла всю семью человека, решившегося снять крест с храма.
Сейчас внутри храма размещается пожарная часть. Территория вокруг храма, где когда-то совершались крестные ходы с иконами и хоругвями, превратилась в плац, где перед большими зеркалами и плакатами маршируют солдаты. Немного в стороне трибуна для начальства.
Удивительно, но милостью Божией алтарь не был осквернен. Здесь располагается комната-музей пожарной охраны. На месте запрестольного образа находится "живописная" картина: экипированные пожарники тушат пожар.
Интересно, что среди экспонатов музея - древний, потемневший от времени колокол, по кругу которого видна надпись на церковно-славянском языке.
Удивительно, что в 50-е годы колокол был вывезен из музея, но чудесным образом возвращен. Говорят, что сам начальник пожарной охраны ходатайствовал о возврате "экспоната", так колокол вернулся на прежнее место. Несомненно, колокол ждет своего звонаря.
Вот уже несколько лет Покровский храм находится под попечительством священника Одинцовского благочиния иерея Вадима Аржаненко.
После батюшкиных проповедей стала возрождаться в селе православная община. Первые молебны проходили у стен храма при небольшом стечении народа. Батюшка кадил белый свет, молился у переносного аналоя, освящая воду в больших баках. После таких молебнов многие военнослужащие стали сознательно креститься. С разрешения начальства были освящены казармы, гаражи, спортзал и даже столовая. Теперь молебны совершаются в помещении музея, там, где раньше была алтарная часть. Местные жители особо готовятся к ним. Утром картина завешивается простыней, экспонаты убираются. Их место занимают иконы, которые от молебна до молебна хранятся по домам. Спасибо прихожанам и Бог им в помощь.
Радоница - еще один праздник, которого ждут всегда не только местные жители, но и их усопшие родственники. Невозможно передать словами, что испытывает душа, когда батюшка служит панихиды на кладбище. На деревьях молодые клейкие листочки, щебет птиц среди тишины могил, звон кадила, запах ладана и батюшкино пасхальное приветствие "Христос Воскресе из мертвых..." и ответ "Воистину Воскресе Христос". Хочется верить, что придет тот день, когда музейный колокол огласит пасхальным благовестом округу, и Христос воскреснет в каждом сердце, которое может Его вместить.
И заживет село Покровское церковной жизнью, окрепнет православная община, основанная на любви к Богу, друг к другу и послушании духовному отцу, ведь вместе легче не только спасаться, но и справляться со всеми житейскими невзгодами.
Пресвятая Богородица, помогай нам!
октябрь 2002 г.
с. Покровское


с. Перхушково


Первые достоверные упоминания о Покровском храме восходят к началу 17 века. Тогда он был еще деревянным, но уже в 1763 году при хозяине села генерал-майоре Михаиле Александровиче Яковлеве на его месте сооружен каменный храм, освященный в честь праздника Покрова и первоначально имевший приделы в честь Образа Спаса Нерукотворного, свт. Николая Чудотворца и свт. Дмитрия Ростовского. Во время Отечественной войны 1812 года храм сильно пострадал от французов, а в 1825 году был заново освящен уже с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери, свт. Николая Мирликийского и св. бл. князя Александра Невского, существующими и поныне. В 1879 году была надстроена колокольня по проекту архитектора Игнатия Семеновича Семенова.
Покровский храм имеет богатую и интересную судьбу. Церковь на старой Смоленской дороге повидала многое: через Перхушково направлялись в Европу путешественники и возвращались в Москву, через село проходили основные силы поляков в Смутное время, через него прошли французы в 1812 году, а в 1941 г - немцы. Покров Пресвятой Богородицы хранил Русь в годы испытаний. За долгую историю существования Покровский храм посещали А. И. Герцен, Н. В. Гоголь и многие известные в России писатели и общественные деятели. А главное, за все это время храм почти не закрывался.
Сейчас храм благоукрашается усилиями настоятеля о. Вадима Аржаненко, прихожан и многих людей, чьи сердца живут верой и любовью к Богу.

с. Локотня (Покровское)


Древнее с. Покровское на р. Локотенке известно с 1470 г., как вотчина Саввино-Сторожевского монастыря. В это время в селе уже стояла деревянная церковь Покрова Божией Матери. В Смутное время село и церковь были уничтожены. Образовавшаяся пустошь в начале ХVII в. была отдана на оброк княгине Ульяне Ивановне Голицыной "владеть по свой живот". Она поселила крестьян и в 1655 г. вновь выстроила деревянную церковь. В 1678 г. здесь двор боярский, в котором 9 человек, двор крестьянский - 4 человека и 5 дворов бобылей - 13 человек. После смерти княгини селом снова, до 1764 г., владел Саввино-Сторожевский монастырь, потом оно управлялось Ведомством экономии. В 1870-х гг. здесь стояла деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери с приделами равноапостольной Марии Магдалины и святителя Николая Мирликийского. Каменная церковь Покрова Божией Матери построена в конце ХIХ в. В советское время закрыта. С 1980-х гг. здание заброшено.
Сейчас в храме начала возрождаться церковная жизнь. Настоятель храма о. Андрей Чухнин совершает литургию в праздники, а в субботу-воскресенье всенощное бдение и литургию. В храме уже начались реставрационные работы. И мы надеемся, что под Покровом Пресвятой Богородицы храм скоро будет жить полноценной духовной жизнью и приобретет былое благолепие.

Новомученики Российские


Недавно увидела свет книга "Марфа или Мария?" протоиерея Валериана Кречетова, настоятеля храма Покрова в селе Акулово.
В ней о. Валериан рассказывает о своем жизненном пути и размышляет о явлениях и предметах, касающихся жизни каждого из нас. По благословению отца Валериана мы знакомим читателей с проповедью, произнесенной в праздник памяти Российских новомучеников и исповедников.
Наш храм сподобился особой милости Божией. У нас перед алтарем, в церковной ограде, покоятся мощи тех самых исповедников, память которых сегодня мы празднуем. Это митрополит Нафанаил, который многие годы был в заключении, в гонении, скрывался до самой своей праведной кончины, погребен сначала в селе Федоскине, потом перенесены были его мощи уже после войны сюда, в Отрадное. Они нетленны. Рядом с ним покоится праведный Сергий и еп. Стефан. Епископ Стефан в молодости был врачом-невропатологом. Он - духовный сын о. Сергия Мечева, был в близком духовном общении со старцем преп. Нектарием Оптинским. Отсидел 8 или 10 лет в лагерях и ему грозил еще десятилетний срок за то, что как врач он старался облегчить участь заключенных, неправедно осужденных, особенно священнослужителей. По совету медсестры, которая видела все его добрые дела, сочувствовала ему, он в молитве обратился за помощью к блаженной Матренушке. Имея возможность, как врач, выходить за зону, он трижды прокричал в лесу: "Матренушка! Помоги мне, я в беде!" И был освобожден. После того, как освободился, - он не домой поехал, а поехал поблагодарить Матренушку. И когда зашел в дом, который указали ему, - то, поскольку она, больная, лежала в ящичке, и некого было спросить, где она, он сказал: "Здравствуйте!" И услышал голос "Здравствуй, раб Божий Сергий!" Он в миру был Сергей Алексеевич Никитин. "Откуда ты, - говорит он, - меня знаешь?" - "Да ты ведь, - отвечает она, меня кликал, звал. Я и услышала".
Рядом с этими угодниками Божиими покоится и о. Дорофей, архимандрит Данилова монастыря. Он был в заключении 8 или 10 лет, а потом, когда освободился, 10 лет жил в сарае. И в холодное время приходили коты, вокруг него ложились и грели его. Это факт, я сам это видел, Господь сподобил меня бывать у него.
Здесь же, возле нашего храма, похоронен и о. Евфросин. Он 10 лет отбыл на Колыме. Когда срок окончился, его вызвали и сказали: "Подпиши еще 10 лет". Куда деваться - Колыма! Он подписал. Господь как бы испытывал его решимость. Неожиданно приехала комиссия, стали проверять списки заключенных и говорят: "Да ведь этот срок-то закончился". И он был освобожден. Заключенные собрали ему пожитки, какой-то чемоданчик, он сел на последний пароход, приплыл во Владивосток, и началась война. Если бы его тогда не освободили, он бы не выжил, во время войны там все погибли. И потом о. Евфросин еще скитался, было время, когда он каждую ночь ночевал в разных местах, потому что за ним по пятам ходили, хотели снова арестовать. Но иеросхимонах Иннокентий, он похоронен в с. Алексеевском, духовный отец о. Евфросина, которого он посещал, сказал ему: "Не бойся. Господь тебя сохранит, только ты не оставляй меня".
У о. Евфросина, как он мне лично рассказывал, было такое состояние, когда он не выдержал издевательств и решил бежать. Это решение было совершенно безумное, потому что куда бежать, если вокруг несколько тысяч километров тайги, да зимой еще. Просто на смерть. Но он ушел в тайгу, и шел, и терял силы уже, ел клюкву, какие-то еще ягоды, орехи. А потом, не знал куда идет, - карты не было, - в конце концов, вышел на трассу. Там его подобрали и привезли опять в лагерь. И когда его привезли, начальство пришло в ярость, и решили еще продолжить издевательства. Его три недели держали на морозе и через день хлеб и воду давали. И он остался жив. В то время, как апостол Павел говорил, умереть для него было бы только облегчением. Но он молился: "Господи! Сохрани меня, не ради меня, а ради славы имени Твоего". И Господь оставил его в живых. Начальник лагеря говорил: "Не может быть, чтобы он остался жив". Конец этого начальника лагеря, мучителя, был страшен. Его вскоре назначили начальником другого лагеря. Жестокость этого человека была известна, и там заключенные разорвали его на части. Так еще здесь, на земле, Господь покарал мучителя.
Когда о. Евфросина после трех недель пыток на морозе бросили умирать, его выкормили уголовники.
А кормить его не полагалось, потому что он не мог выработать норму. Уголовники его брали с собой, выполняли за него норму и кормили его за своим столом.
Уже после войны один врач, который посещал отца Евфросина, удивлялся его ощущениям. Он сказал: "Что с Вами сделали? У Вас проморожена нервная система". О. Евфросин в то время лежал в шерстяных носках, в валенках, и под ногами у него еще подушечка была, потому что он чувствовал холод от пола. Сзади у него тоже была подставочка и подушечка, когда он сидел, потому что от деревянной стены он тоже чувствовал холод.
Среди тех, кто стал исповедниками, были люди, которые по своей слепоте временной, иногда и потому, что поверили лжи, пошли даже против Церкви или отошли от Церкви. Но в лагерях многие пришли к вере. Отцу Евфросину (он в миру был Василий Адрианович) многие там говорили: "Василий Адрианович! Если бы мы все были такие, как ты, мы бы здесь не сидели". Всех поражала твердость, с которой он в лютых обстоятельствах исповедовал свою веру.
Об этом говорится в апостольском чтении: "Ни теснота, ни смерть, ни гонения, ни глубина, ни высота - ничто не может отлучить нас от любви Божией".
Все мы знаем и могилку о. Сергия, бывшего настоятеля нашего храма. Он стал священником только в 1946 г., уже после войны, хотя окончил семинарию в 1911 г. Он говорил: "Не рукоположили меня тогда, и вот, потерял венец". И с таким сожалением говорил. Но Господь его сохранил для другого. Он Владыку Нафанаила посещал. Если бы узнали, заключение ему бы тоже грозило за общение с еп. Нафанаилом, который тогда скрывался, и с еп. Арсением - последним настоятелем Чудова монастыря, и игуменьей Фамарью, которая о них заботилась, и с о. Дорофеем, которого по милости Божией и я посещал вместе с о. Сергием.
Не только священнослужители претерпели гонения в те годы. Когда я работал на Урале, был знаком с Галиной Александровной, уже пожилой тогда женщиной, муж которой был царским офицером. Он давал присягу на верность царю перед крестом и Евангелием и не мог изменить ему, пойти служить другой власти. Но солдаты его любили и защищали его. Но его постепенно отделили от своих солдат и в другое место перевели. А у него было шестеро детей. И вот повезли его в ссылку на санях, а она, жена офицерская, с кучей детишек за ним. И молила только, чтобы Господь, зная, как трудно детям в тех обстоятельствах, - все последнее у них отняли, - чтобы Господь хоть одного ребенка ей оставил. И она похоронила в дороге пятерых детей. Мужа ее в числе прочих офицеров в Сибири расстреляли. Они при этом пели:
"Христос воскресе..." и говорили своим палачам: "да простит вас Господь".
Все мученики и исповедники Российские имели великую силу любви. Отец Алексей Мечев - он сам это чувствовал, а сказал об ап. Иоанне Богослове, что тот один из всех апостолов не был умерщвлен, потому что Господь дал ему такую силу любви, что она растворяла злобу мучителей, и никто не решился его убить. А об отце Алексее Мечеве рассказывали, что однажды его вызвали на Лубянку (личность-то известная, и они понимали, что он не простой человек) и говорят: "Вы старенький уже, а Церковь умирает. Все. Уже нет никого. Ну, вы там еще немного поисцеляете, и все..." А он так улыбнулся и говорит: "Что вы! Церковь живет благодатью Божией. Ведь знаете, кто на мое место встанет? да вот вы и встанете. Господь коснется вашего сердца, и вы придете ко мне, а я вас буду рекомендовать Святейшему Тихону, и он вас рукоположит. Вот и будет продолжение". Они постарались отпустить его скорее. Как бы испугались, что вдруг "коснется", и они сейчас прямо с Лубянки побегут в Донской монастырь к Патриарху Тихону. А это, если будет воля Божия, вполне возможно. Потому что благодать Божия все может совершить.
Один раб Божий, который тоже был в заключении, он и сейчас жив, рассказывал, как у него спрашивали на допросах: "Вы что, против Советской власти?" Он говорит: "Нет, что Вы. Вся власть от Бога". - "А как Вы считаете, мы построим новое общество?" Он говорит: "Это бесполезная работа". - "Это почему же?" - "Да потому, что такой эксперимент был уже у первых христиан. У них было все общее. Но долго они так не продержались. Одни искренне все отдавали, а Анания с Сапфирой утаили. Так и у вас будет. Никуда не денешься. Но там-то какие были люди! Уж тем более у вас ничего не получится". И ничего ответить ему не смогли. Господь сказал, и то истина: "Я дам вам уста и премудрость, которой не смогут противиться все противляющиеся вам". И дал Господь мудрость такую мученикам и исповедникам Своим. Известно, что, когда был процесс над священномучеником митр. Вениамином, был разыгран спектакль судебный. Там были и защитник, и обвинители и свидетели, все, как подобает, как у Спасителя пред судом Синедриона. Все это было. Потом было и последнее слово обвиняемого. Он встал и сказал очень кратко: "Я выслушал все ваши речи. Я понял: здесь все разделяется за Христа и против Христа... Я за Христа и готов принять любой ваш приговор". И принял мученический венец. Он был митрополит и имел огромный духовный опыт.
Есть такой рассказ, как безбожники решили поиздеваться над одним ребенком. И устроили спектакль: "Суд над Христом". И роль Христа дали верующему мальчику, а все остальные были его обвинители, ни одного защитника не было. Разыграли спектакль, мальчику этому дали какую-то роль, что-то он должен был сказать очень коротко. А потом ему дали последнее слово. И этот мальчик стал говорить так, что весь зал замер. И говорил он с той силой любви, сострадания, которая была у мучеников, у исповедников: "Вы смеетесь надо мною, а мне вас жалко. Ведь вы, собственно, несчастные люди. Вы не знаете, что такое молитва. Вы не знаете, что такое благодать Божия". Взрослые кричали: "Пусть замолчит". Дети кричали: "Пусть говорит!" Он немного говорил. По ходу спектакля нужно было суду удалиться для вынесения приговора. Детишки удалились одни в комнату для совещания. Потом вышли и сказали: "Невиновен".
Все наши новомученики Российские, как и мученики первых веков христианства, - это пример высшей чистоты, высшей любви и святости. Любовь - это дар Божий. Об этой любви говорится в Евангелии: "Сие заповедую вам: да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Ин. 15, 17-19). Эти слова и поныне исполняются. И поэтому мы должны, прежде всего, стремиться стяжать любовь. Тогда все выдержишь. А стяжать любовь мы можем, только если постараемся терпеть немощи друг друга: "Тяготы друг друга носите и тако исполните закон Христов".
Наша задача - в том окружении, в которое мы поставлены Промыслом Божиим, стараться сохранить любовь, потому что это тот фундамент, который дает возможность человеку устоять и в более сложных испытаниях, в страданиях, особенно за веру. Не думайте, что человек, раздражающийся на ближнего, не могущий потерпеть немощи его, будет говорить своему убийце или мучителю: "Да простит тебе Господь!" Человек, не терпящий ближнего, не сможет перенести страданий. Какое-то время он, может быть, сможет продержаться на гордыне, но недолго. Это как дом на песке.
Прославляя подвиги новомучеников и исповедников Российских, их страдания, их труды, укрепляемые и напутствуемые их добротою и любовью, постараемся хоть в чем-то быть подобными им: в любви к ближнему, в терпении того, что нам приходится в жизни терпеть по Промыслу Божиему. Для святых - великие труды, подвиги, страдания и венцы. Для нас, грешных, слабых духом, телом, некие трудности. Но и они, как говорил прп. Серафим, "если ради Бога без ропота претерпеваются, вменяются человеку как страдания ради Христа". Потому что, как сказал новомученик митр. Вениамин, все наши жизненные спектакли разыгрываются по одному сценарию: за Христа или против Христа. В каждом малом деле (великие дела не для нас) надо стараться поступать так, чтобы можно было с чистой совестью ответить, как митр. Вениамин: "Я за Христа". А для этого необходимо трезвение, постоянное внимание, контроль над своей душой и мыслями.
Великий полководец и христианин А. Суворов говорил: "Если победишь себя, то будешь воистину непобедим". Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом и во многом неверен будет. Помолимся новомученикам Российским, чтобы Господь их молитвами укрепил нас быть верными хотя бы в малом, чтобы нам вместе с ними наследовать жизнь вечную. Аминь.
Протоиерей Валериан Кречетов.
с. Акулово.


Семейное чтение



Скародное
А ещё у нас яблок страсть. Выйдешь из Каменки на Знаменское и за лощинкой налево побежит дорожка петлять, слева кустики по ручью, а справа греча, греча, конца не видать. Бывало, весь воздух жужжит, от пчёл. А кто убирать будет? То-то поле - машет рукой - так и не убрали в запрошлый год.
Иди по ручью, не сворачивай. Слева ещё овраг большой откроется, и там березочки беленькие... Мы туда за грибами ходили, как ножки мои ещё не захворали, там и земляники в июне, весь красен косогор. Но ты иди, и вот так-то не быстро дойдёшь...
- Через сколько? - спрашиваю. - Через полчаса, час?
В избушке душновато, мы пьём чай со сладкими баранками. Муха гудит и бьётся в низенькое окошко. Десятый час, а стёкла уже горячие.
- Ой, я не знаю. Не подмечала. Кто как ходит. Я вот уже давно как есть матрёшка, переваливаюсь на месте, вперёд не ползу. Ну ты иди, тамо нет никого, поброшено всё, дома пустые стоят, сад-то колхозный бывший, всё теперь. Если только псы, а ты с палкой. И ты возьми это, ну, рузак свой, в Москву отвезёшь. Туды ещё телят гоняют. Пастух кнутом по яблоням стрельнет, а телята жрать. И яблоки всякие, и ранние, и поздние, малиновка, коричневые, барвиновка, шафран, налив уже не тот, антоновке рано, а так - полно.
Я иду уже минут двадцать, дорога петляет. Солнце печёт, коршун парит в стороне. Пытаюсь думать о несуетном. Но в пути это нелегко - всё развлекает ум. Осенней свежестью потянуло от ручья. Скоро осень.
Ни души. Все люди в Москве, немного в Орле, в Липецке. Все деньги - в Москве. Вся грязь и глупость там. И умность тоже. Немножко в Липецке, чуть-чуть в Орле. А здесь ни умничать, ни бредить некому. Если только какой не сгодившийся уж нигде мужичок налижется, да и забазарит.
Виноват! Зануда, - укоряю я себя, - подними голову, посмотри на белёсое чистое небо, такое безмятежное, подставь-ка свою брюзжащую физиономию душистому ветру, ведь как хорошо, а? Мир-тот ещё живёт, дышит и радуется. Но эти цветы, и гречиха, и ручей... они и не собирались существовать вечно.
Вот в Знаменском храм открыли, и в Злобино. Кто туда ходит-то? Да ходят немного. Ходят ли? Ходят. Врачи молодые приехали, муж с женой. Смирнова Людмила, вдова эта, многодетная. И я иду. Далеко ещё?
Какая огромная Россия. Там вот, на востоке, Волга, Кама, Великая. А там Урал, леса. А за ними - страшно подумать! А странники не боялись. Я представил себе эту ширь за горизонтом, грудь наполнилась простором и я вдруг запел: "Бродяга к Байкалу подхо -дит..." Никто не слышит? А ведь какие были люди! Плевать им было, слышит ли кто. Без мещанства. А это ещё сильнее: "Сибирское море, священный Байкал..." Как будто стяг безмерной величины гулко хлопнул и развернулся державно, тяжелой волной, на ветру.
Сколько ещё идти? Неважно. Надо ум привязать к Истине, чего он так просто болтается. Истина постоянна, время идёт. Китаец к Байкалу подходит...
Перед кем ты выступаешь? Хватит. Иди, куда шёл. Что, трудно думать о высоком? То-то. Жара. Вот представь себе Палестину времён Спасителя.
Дует хамсин, колючий и жаркий. Серые горы в отдалении сливаются с мутно-жёлтым небом. Солнце расплылось где-то высоко. Путники горсткой шагают по каменистой дороге, еле слышно постукивая по ней деревянными сандалиями и посохами, редко переговариваясь; ветер порывами обдаёт их пылью, перебирает широкие длинные платья, бросает волосы на глаза и властно откидывает их назад, обнажая загорелые спокойные лица. Скоро они войдут в ущелье, которое через несколько месяцев будет реветь и пениться дождевой водой с гор - там сейчас только сухой песок, мел и колючки - и, пробравшись через него змейкой, держа левую ладонь на плече друга, выйдут в другую долину, где растут финиковые пальмы, цветут розы и бальзам, и целые масличные рощи манят путешественников тенью, где живут люди, пасутся овцы и где можно, у колодца, отложить посох и снять мешок, омыть лицо, руки и стопы ног, и даже пойти купить плодов и лепёшек.
И Господь, когда шёл в Иерусалим, послал впереди себя вестников, и те вошли в селение Самарянское, а за ними уже и Сам Христос вошёл, желая отдохнуть с дороги, но там Его не приняли, сразу увидев, что за путники пришли и куда направляются. Не приняли, как говорится в Евангелии, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Ученики, конечно, то есть апостолы, сопутники Его, были и расстроены и раздосадованы и подумывали даже проучить тех людей, но Учитель их запретил им, сказав на все века всем горячим головам: не знаете, какого вы духа. Господь не мстить, не губить, не принуждать пришёл, а спасать. Не за волосы вытаскивать, а помогать человеку меняться изнутри.
Он имел вид путешествующего во Святой град. В те древние времена и одежда, и речь, и поступь, и лицо... красиво и ясно рассказывали о человеке. Бытие кипело многообразием и каждая клеточка его оказывалась по-своему единственной и бездонной. Всё имело свой непресный, неразбавленный и внятный голос, отчетливый вкус, запах, цвет и ... смысл.
Дорога повернула в очередной раз и мне открылась в полукилометре красивая тихая деревня. За ней стеной уходил вдаль чёрно-синий лес, необычный для этих степных мест. Оттуда не доносилось ни лая собак, ни петушиных перекличек.
Улица покрылась травкой. Наверное, та самая деревенька, где яблок страсть, и где же здесь бывший сад? Подойдя к полураскрытой калитке приличного с виду домика, я покричал хозяев. Нет, всё пусто. Разбухшая дверь со скрежетом отворилась. В сенях стоял сложный запах сырости и как будто прелых яблок. У дверей в тёплую избу что-то лежало. Скелет, прикрытый ветхой шкуркой - совсем истлевший труп собаки. Она легла здесь у порога, голодная, и сдохла.
Стены покрыты вздувшимися обоями, ходики без цепей, в углу напечатлелся на бумаге тёмный прямоугольник - не от иконы ли? На одной из стен фотографии в общей рамке, подретушированные, у женщин губы красней и брови черней, чем в жизни. Лица напряженные. Только одна крохотная карточка отличается от прочих - на ней весёлый солдатик в фуражке набекрень, а почему не в будёновке? Неужели от первой германской осталось, и ведь не побоялись вставить. И вот, узнаю его, он же, но потяжелевший, квадратный, настороженный, оторвался от своих неразгибных трудов и сидит в городе, перед фотографом, а рядом могучая жена с таким же каменным лицом, в узорчатом платке за уши, в ушах серьги; такая же, как мужик её, труженица. Это хозяева. А вокруг дети, дяди, свахи, внуки...
И подобна этой соседняя изба, и следующая. Сырость и гниль. Доски трещат под ногами. На столе алюминиевая вилка с одним зубцом и мутный граненый стакан, пуховое мокрое одеяло торчит из сундука. Зеркало в черных трещинах, кукла без ног сидит на распухшем диване. Чтобы не ушла? Лавок почти нет. Дожили здесь годов до восьмидесятых, судя по некоторой мебели. В одном доме я легко вытащил из стены несколько картонных иконок вместе с гвоздиками. Четверть века назад только такие и можно было приобрести в храме. Господь Вседержитель в розовом хитоне и тёмно-зелёном плаще со многими складками благословляет десницей, а на левой ладони держит раскрытой Книгу, слова которой обращены в оглохший мир, и в этот покинутый дом: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; якоже возлюбих вы, да и вы любите..."
Простая бумажка, наклеенная на картонку, и рисунок простой и реалистичный, но взгляд Христа Иисуса такой, как заметил один мой знакомый, что встретиться с Ним глазами и не отвести своих глаз от Его внимательных очей невозможно. Не выдерживаю, говорит, более трёх секунд - смотрит Христос в самую беззащитную долю мою, прямо в открытое сердце.
И Божия Матерь Казанская, в тёмно-красном мафории на некогда голубом, выцветшем фоне, вся слух и чистота, и тоже страшно смотреть на Неё из нашей будничной нечисти.
И Николай-угодник, непременный помощник, доступный сострадалец, сухой старичок c седой бородкой. Я завернул иконы и привязал к груди. Ну, теперь мне спокойно, пойду искать сад.
Сад я увидел тут же. Набрал полный "рузак", поднял, покряхтел, отсыпал половину. Попробовал ещё жарких слив с золотисто-серебряной мякотью и ароматных, прыскающих соком груш. И, выйдя на улицу из-под сени старых разросшихся яблонь, сразу приметил явно жилой дом с антенной, в конце деревни, у блестевшего на солнце пруда. Подходящего, меня учуяли собаки за глухим забором и подняли вой и оголтелый лай.
- Здесь есть кто? - закричал я во весь голос. Постоял. Уже решил возвращаться, как услышал:
- А вы кто будете?
Собаки угомонились. Говорил откуда-то женский голос, вроде немолодой.
- Я прохожий, из Каменки. А как ваша деревня называется?
- А вам зачем?
- Ну так просто. Я тут у Логачёвых в Каменке гощу, вот, зашёл яблок набрать, - решил я завоевать доверие подробностями и откровенностью. - Грустно у вас тут, пусто, - добавил я, помолчав.
Задел за больное.
- Ой, милый человек, да как же ещё невесело-о-то, - запричитала женщина. Хоть бы душа одна живая. Я вас первого человека за две недели вижу. У меня и пугач есть, - вдруг резко закричала она.
Я не ответил.
- Да я так, не бойтесь. Меня зять взаперти держит, два раза в месяц приезжает за яйцами, молоком и сыром, а внучат мне в июне дают, когда все вместе бывают.
- А что, и телевизора у вас нет? - посмотрел я на антенну.
- А что телевизор, я в ём ничего не понимаю. Стреляют, падают, бьются. Народу там у вас везде вон как много! А таких как я одиношек - и от тоски завоешь, от страха обомрёшь, Господи, помоги умом не тронуться - таких не показывают. Неужели я одна такая брошенная?
Я задумался.
- Да нет, не одна. И в городе есть одинокие, даже в самой бурлящей толпе. Люди друг другу чужие.
- Отчего это?
- Да вот, не любим никого, только себя, а выходит себе же хуже.
Тут она вдруг захлюпала. Мне стало совестно и жалко её.
- Ну что вы, может, вам помочь чем-нибудь?
- Да чем мне поможешь? Всё у меня есть, куры, козы, телевизор, холодильник с целый шкаф, и пугач этот. У меня просто нет никого. Никовошеньки-и. Сыну я совсем не нужна, - ревела уже бедная женщина, - дочь в сорока километрах по полгода не наведается. Зять слова не скажет, только слышишь: "тороплюсь, мама", "не скулите, мама, мне самому тошно". Внуки меня и знать забыли, как звать путаются.
- Может, сделать для вас что? Дочери позвонить или написать?
Она явно испугалась. Даже поднялась на крыльцо и тут я увидел полную женщину лет шестидесяти, со съехавшим назад платком, притихшую.
- Что вы! Ни-ни. Вы человек грамотный, знакомых имеете - сделайте доброе дело. На въезде в деревню нашу, я и родилась здесь, может, табличку вбить, с названием, всё-ж-таки память: "Скародное". А то живу одна, сама себя по имени иной раз покличу: Валентина Степанна, ты куда пошла? Это я чтоб себя не забыть. А вот деревня моя который год стоит без имени. Так хоть прохожий пройдёт, прочитает "Скародное" и скажет: "Ишь как её зовут". А значит, хоть и брошенная, но не без имени, деревня моя, значит у кого-то, хоть у прохожего, живым станет это место. Он его потом... помянет.
Я удивился её рассуждению. В одиночестве родились у неё такие чувства? Такие глубокие.
Протоиерей Павел Карташев.

Встреча друзей



5 сентября 2002 года в г. Подольске состоялся слет молодежи трех благочиний - Одинцовского, Подольского, Ногинского (Богородского). После долгой разлуки ребята должны были встретиться вновь, ведь эти встречи стали уже доброй традицией и проводятся третий год. Ровно в 7:30 утра Одинцовские ребята после молитвы перед долгой дорогой отправились в путь. Подольск нас встретил холодной и пасмурной погодой, потом, правда, в самый разгар встречи выглянуло солнце, и погода установилась по-настоящему летняя, что было воспринято всеми, как Божье благословение всем участникам. Когда мы въехали на территорию Троицкого собора, перед нами предстал величественный храм, который виден с многих окрестных мест. На Божественной Литургии присутствовали все участники слета - ребята и взрослые. После Евангельского чтения на амвон вышел протоиерей Александр Ганаба, настоятель Троицкого собора, секретарь Московской епархии, который обратился к гостям с приветственным словом и поведал об истории храма и его святынях. По окончании Божественной Литургии гостям слета был предложен скромный, но очень вкусный завтрак. Затем все снова тронулись в путь в оздоровительный молодежный лагерь "Мечта", где и состоялась основная программа праздника. Начало праздника было ознаменовано приветственными словами гостей и хозяев слета, после чего состоялось торжественное поднятие флага молодежной организации "Протос", которая ведет активную социальную и нравственно-воспитательную работу среди молодежи города Подольска. Здесь же в почетные члены этой организации были приняты благочинные Одинцовского и Ногинского районов - архимандрит Нестор (Жиляев) и протоиерей Михаил Ялов. Спортивная программа праздника состояла из трех матчей по футболу. В первом матче одинцовцы выиграли у подольцев со счетом 2:1, а в финале Подольск опередил одинцовскую команду со счетом 0:1. В эстафете, которая состояла из 16-ти этапов, одинцовская команда победила и заняла 1-е место и в старшей, и в младшей группах. Далее соревнования шли в интеллектуальной и творческой сферах (брэйн-игра и КВН), где одинцовцы также хорошо показали свои знания и сообразительность. Закончился слет ослепительным и разноцветным салютом, ну, и, конечно же, костром, который собрал вокруг себя всех гостей и хозяев слета вместе, здесь же было решено собраться вновь в мае следующего года в Одинцовском благочинии. Будем надеяться, что наша родная одинцовская земля примет своих гостей так же радушно, как это сделали подольчане. До новых встреч!
Священник Григорий Базанов.

3.145.143.239

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
233
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи