Платить будем больше.А станет ли лучше?

03 августа 2002, 14:35

Лето - пора дач и загородных поездок. В это время нам особенно часто приходится сталкиваться с работой общественного транспорта. И в очередной раз убеждаться, что он, мягко говоря, не совершенен. Есть ли у данной проблемы решение? Этот вопрос мы обсудили с депутатом Государственной Думы, лидером движения "Патриоты Подмосковья" Игорем Николаевичем ИГОШИНЫМ, общественная приемная которого работает в нашем городе.
- Экономический рост последних лет дал импульс к развитию ряда предприятий и отраслей. Ожидает ли та же судьба общественный транспорт, или здесь нужны какие-то особые меры?
- К сожалению, они необходимы. Просто уповать на экономический рост нельзя. Даже если доходы населения будут расти, это не решит проблему. Слишком уж в запущенном состоянии находится сегодня отрасль.
Судите сами. По данным Госкомстата, только за первые четыре месяца этого года услуги пассажирского транспорта подорожали в среднем более чем на 12 процентов. Если так пойдет и дальше, за год рост цен составит без малого 40 процентов. Но значит ли это, что автобусов и электричек будет на столько же больше и ходить они станут на столько же чаще?
- Ну, это вряд ли.
Вот и я тоже так думаю. А ведь 40 процентов - это намного больше, чем официальный рост доходов граждан. Получается, что оплачивать транспортные услуги будет куда сложнее, а вот их качество существенно не улучшится. Поэтому простой рост тарифов проблему не решит. Цена перевозок - это всего лишь одна из проблем отрасли, причем далеко не самая сложная.
- А что же самое сложное?
- Самое сложное - межбюджетные отношения. В отличие от советских времен, когда всем распоряжался Госплан, сейчас общественный транспорт передали в ведение региональных и муниципальных властей. А вот средств, достаточных хотя бы для поддержания отрасли в текущем состоянии, им не дали. Более того, федеральный центр забирает себе все большую часть налоговых доходов.
Большую сложность представляет вопрос об обеспечении льгот. Значительная часть пассажиров пользуется правом бесплатного, или частично оплачиваемого, проезда. Данные о числе "льготников" называют разные, но наиболее правдоподобно выглядит цифра 35 процентов. То есть примерно каждый третий. Льготы, в большинстве своем, предоставляются федеральными законами. При этом четкий механизм возмещения из средств бюджета расходов на перевозку таких пассажиров до сих пор не отлажен. В результате страдают все: транспортники - от нехватки средств, а пассажиры - от низкого уровня обслуживания.
- Каким должен быть такой механизм?
- Например, если сейчас сотрудник какого-либо ведомства пользуется льготой, то после реформы средства на оплату его транспортных расходов должны стать прибавкой к его зарплате. Или - как вариант - его ведомство будет предоставлять ему бесплатный проездной, который, в свою очередь, приобретет за его настоящую стоимость. В этом случае будет понятно, кто, кому и за что должен заплатить. А транспортные предприятия получат столь необходимые им деньги.
- Но хватит ли у государства денег на такую реформу?
- Да. Простой пример: железная дорога перевозит служащего, имеющего право бесплатного проезда. На первый взгляд, если поездку оплатит ведомство, то это - дополнительные государственные расходы. Но ведь если никто не компенсирует железнодорожникам их затраты на эту поездку, получается, что поездку оплатят они. То есть, опять же, государство. Так что с точки зрения общего объема госзатрат никакой разницы тут нет. А вот с точки зрения выживания и развития общественного транспорта разница огромная.
- Часто приходится слышать призывы и вовсе отменить большинство льгот.
- Я считаю, что льготы должны сохраниться. Механизм, о котором мы говорим, никак не ущемляет тех, кто ими сейчас обладает. Они по-прежнему будут пользоваться правом бесплатного проезда.

18.221.15.15

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
49
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи