О СУЕВЕРИИ

17 июля 2002, 14:16

Если вижу, что черная кошка хочет перебежать мне дорогу, я даю ей это сделать, а вдруг она суеверная... С таким чисто английским юмором митрополит Сурожский Антоний, живущий в Великобритании, ответил на вопрос о суеверии, которое он противопоставил истинной вере. Однако, если суеверие так далеко от истины, то почему сны, гадания и разные приметы часто сбываются? Преподобный Амвросий Оптинский отвечал просто: "Не надо верить приметам, и не будут исполняться". Темные силы не станут впустую показывать и исполнять сны, приметы и проч. Но если кому-то очень захочется отстоять реальность языческой колдовской мистики и всесилие бесов, - то в его жизни и опыте они станут таковыми. Евангелие же призывает нас верить в Христа и его Царство, чтобы мы стали чужими и недоступными для стихий "мира сего". Любым способом, ложью и лестью, бесы стараются заинтересовать, заинтриговать и увлечь человека за собой, отвлекая его таким образом от Бога. Для этого они располагают множеством приемов, а самый распространенный и верно действующий из них - суеверие, то есть, пустая, тщетная вера. Человек безумно доверяется тому, что воспринимает от темных сил. И начинается игра, в которой бесы охотно исполняют его прихоти, устраивают балаганные трюки типа вращения стрелок часов, перемещения "взглядом" предметов, мгновенного снятия боли и прочих "аномальных явлений. И эта игра, в которой дьявол изобретателен и беспощаден, нередко оканчивается для человека параноидальной шизофренией, демономанией, самоубийством.
Святое Писание дает нам решительный и полный запрет на всякое соприкосновение с суеверием, то есть, с лукавым: "Не обращайтесь к вызыванию мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них" (Лев. 19:26), или: "не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это..." (Втор. 18:9-12), а вот еще: "не слушайте снов ваших, которые вам снятся" (Иер. 29:18). Предельно ясно! Мы же "истинную живую веру смешали с суеверием, верим всяким снам, предчувствиям, гаданиям, колдовству. Все это наследие нашего языческого прошлого. Прошла уже тысяча лет после Крещения Руси. А мы никак не можем отложить суеверия и быть действительно православными христианами, - восклицает архимандрит Иоанн Крестьянкин. - Мало кто знает, что по церковным правилам за участие в волшебстве человек отлучается от Причастия на 20 лет, наравне с убийцами. А закостеневших в этом грехе Церковь совершенно изгоняет вон. Мы имеем такие таинства, как елеосвящение (или соборование), установленное Церковью для лечения недугов, мы имеем великую святыню - крещенскую воду, артос (пасхальный хлеб), наконец, мы в таинстве Причащения соединяемся с Самим Богом! И в это мы мало верим, а вот бежать к "бабке" - это нам кажется настоящим и верным средством. Господи, мы совершенно обезумели и запутались в понятиях, где свет, где тьма, где истина, где ложь!"
Больше всего мы боимся "порчи", забывая, что языческая магия не может влиять на жизнь христианина, если он сам к этой магии не обращается. Писание упоминает о чародействе как о тяжком грехе, который губит лишь самого чародея. Вслушаемся в наставления преподобного Антония Великого: "Где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство". "Диавол есть человекоубийца искони. Между тем мы живы еще и даже ведем образ жизни, противный диаволу. Итак, явно, что демоны не имеют никакой силы, Даже над свиньями не имеет власти диавол. Ибо, как написано в Евангелии, демоны просили Господа, говоря: "Если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде". (Мф. 8:31) Если же не имеют власти над свиньями, тем паче не имеют над человеком, созданным по образу Божию. Посему нам должно бояться только Бога, а демонов презирать и нимало не страшиться их". Действительно, нигде в Писании и в святоотеческом богословии не говорится о том, что язычник может навести колдовскую "порчу" на православного, крещеного человека, навредив ему с помощью "наговоренной" нитки, иголки или воды. Разве Промысел Божий и церковная благодать не защищают людей от колдовства? И разве забыли мы великие слова апостола Павла: "Если Бог за нас, кто против нас?" (Рим.8, 31)
Святые отцы предостерегают нас совсем от другого, - от того, чтобы мы считали "порчу" или "сглаз" главной причиной собственных несчастий. Не колдуны, а грехи привлекают к нам бесов. И большинство нервных и душевных болезней человека, по мнению преподобного Илариона Оптинского, возникает из-за непримиримой вражды, семейных раздоров и тяжких нераскаянных грехов, а вовсе не из-за зложелательства наших соседей.
"Когда человек уверен, что его "сглазили", "испортили" или "прокляли", - пишет священник Георгий Вахромеев, - и его не покидает мысль, что кто-то из людей причинил ему зло, - такому человеку важно понять, что зло ему причинил не человек, а диавол (попущением Божиим). Что делать? Стать членом Христовой Церкви, прекратить поиски "врага" среди людей, внимательнее присмотреться к своей жизни". "Уверовавших же, - по обетованию Спасителя, - будут сопровождать сии знамения: будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им" (Мк. 16, 17-18). Что уж говорить об иголках!
Однако и в храм мы приносим суеверия и порой держимся за них крепче, чем за истинное благочестие. Вот передают свечи - кто же придумал, что их надо передавать через правое плечо, а не наоборот? Свечи нужно передавать так, чтобы не толкать человека, не отвлекать его от молитвы, а в ответственные моменты богослужения немного придержать в руке, чтобы потом тихо передать без всяких предрассудков. А легенды о "чисточетверговой воде", якобы очищающей от всех недугов? Ясно, что прихожане спутали смысл "чистоты" Великого Четверга и превратили его в телесный "банный день" вместо дня всеобщего омовения предпричастной исповедью. В скольких церквях старушки, вряд ли способные объяснить, в чем смысл двунадесятых праздников, со строгим видом внушают, что пройти между подсвечником и иконой - это смертный грех? Другие пристают к батюшкам с просьбой "благословить их епитрахилькой", подменяя искреннее сердечное покаяние каким-то внешним атрибутом.
Отчего же суеверия проникают даже в церковную жизнь? Почему, отвергая приметы и гороскопы, христиане придумывают себе новые суеверия, связанные со свечами, поклонами, головными уборами и т.д? Дело в том, что стать подлинным христианином очень трудно. Для этого нужно вести постоянную борьбу с собственными грехами и страстями. От человека требуется коренное изменение его жизни и сердца. Но перестать думать о себе и начать думать о других, побеждая свой эгоизм, ненависть, зависть и всякое грешное желание - трудно. И тогда человек, не без помощи лукавых духов, изобретает более легкий путь: он подменяет подлинную христианскую жизнь чисто внешним исполнением правил. Любой обряд, деталь, мелочь - берется и возводится в ранг закона, слепое следование которому должно успокоить его совесть. Как сказал один московский проповедник, христианская жизнь - это мучительно-творческий процесс воспитания сердца. А жить по правилам - легко. Выполнил - и ты оправдался. Перед собой и, кажется, перед Богом.
Однажды зимой в Дивеево священник увидел женщину, которая двенадцать раз окуналась в святом источнике. Он спросил: "А почему именно двенадцать раз?" Она ответила: "В честь двенадцати апостолов. Так сказали старцы, чтобы очиститься от грехов". Конечно, окунаться в ледяную воду столько раз подряд - это трудно, но все равно легче, чем по-настоящему бороться с грехами. Эта явная подмена истинной веры ложной и есть одно из бесчисленных проявлений нашего суеверия. Кстати, батюшка в ответ пошутил, что если уж вспоминать всех апостолов, то окунаться придется не двенадцать раз, а семьдесят...

18.190.207.144

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
73
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи