Большие Вяземы-Захарово глазами энтомолога

15 июня 2002, 13:50

Аммофила



Эту осу я помню с детства. Аммофилы прилетали к соседям по земельному участку. Ос часто можно было видеть бегающими по песчаной утоптанной дорожке. Тогда я не пробовал ловить их, потому что боялся жала. Но охотничий инстинкт все же волновал мое сердце. Позднее я несколько раз видел, как оса несет гусеницу, а иногда и роняет свою ношу. Подбирая этих гусениц, я замечал, что они мертвы.
Гусеницы Аммофиле нужны для того, чтобы кормить своих личинок. Оса выкапывает в песке норку, затем ищет гусеницу, которую парализует, делая уколы своим жалом в каждом из сегментов ее тела. Этими уколами оса разрушает нервные узлы сегментов тела гусеницы, поэтому она становится неподвижной и кажется мертвой. Но гусеница жива. Оса помещает жертву в норку, затем на гусеницу откладывает яичко. Из яичка появляется личинка и начинает питаться телом парализованной гусеницы. Причем питается ее тканями в определенной последовательности: сначала съедается жировое тело, затем мышцы, а в самую последнюю очередь - система дыхания и кровеносную система. Питание в такой последовательности позволяет личинке осы все время поедать не мертвые, а живые ткани. Поместив в вырытую норку гусеницу, оса закупоривает норку и летит дальше в поисках места для следующей норки. Во всем этом поражает прекрасное знание анатомии. Насколько надо быть хирургически точной, чтобы сделать жалом укол в самый центр нервного узла. А насколько надо быть сообразительной личинке осы, по сути дела не взрослому насекомому, а его "ребенку", чтобы знать в какой последовательности надо съедать предложенную ей пищу. И таких загадок в мире насекомых нескончаемое множество.
Давно хотел сфотографировать Аммофилу, но не знал, как подступиться к ней. Оса очень подвижна и фотографировать ее совершенно невозможно.
Публикуемый снимок - это одна из удач. Был обычный будний день. Поставив фотосумку на траву, решил пройтись по кромке леса. Возвратившись к сумке, я увидел, что на ней сидит Аммофила. У меня от волнения даже руки затряслись: Аммофила, о фотографии которой я уже даже не мечтал, сидит на моей сумке. Затаив дыхание, приблизился к осе, она по-прежнему сидела не шевелясь. Кадр, второй, третий... двадцатый, но тут кончилась пленка. Надо было открыть сумку, чтобы взять новую. Выбора у меня не было: аккуратно открыл сумку и достал кассету. Оса даже и не думала улетать.
Я отснял целую пленку. Оса улетела лишь тогда, когда я начал вынимать следующую кассету. Таких удач за пятнадцать лет фотографирования у меня набралось уже много. С надеждой жду новых и новых...
Добавлю, что встречается Аммофила у нас в России повсеместно.
А. Калуцкий, энтомолог.

18.218.38.125

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
203
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи