Под знаком беды

14 мая 2002, 13:21

В новый век Россия потянула за собой груз нерешенных проблем. Одним из больных вопросов общества остается детская и подростковая беспризорность и безнадзорность. Ее сегодняшние масштабы возросли настолько, что стали поистине устрашающими. В Одинцовском районе тоже есть дети, остающиеся без надзора. Ситуация осложняется тем, что мы находимся рядом с Москвой - огромным мегаполисом, где ситуация с детской беспризорностью и безнадзорностью просто критическая.
Сколько детей в Одинцовском районе ежегодно остаются без присмотра родных? Какие меры принимаются для профилактики безнадзорности и беспризорности юного поколения? Ответить на эти вопросы мы попросили начальника отдела по делам несовершеннолетних Одинцовского УВД, подполковника милиции Светлану Александровну Шипко и начальника управления образования администрации Одинцовского района Гильду Александровну Ботт.

Дети группы риска


С. А. Шипко: "В России такой статистики нет"
- Беспризорность и безнадзорность необходимо сразу же разделить. Раньше существовало понятие "неблагополучные семьи". Теперь появилось новое - "семьи, находящиеся в социально опасном положении". Безнадзорные дети, в основном, именно из таких семей. Необязательно, что у них пьющие родители. Они могут быть заняты на двух-трех работах или просто чрезмерно доверять своему чаду. В результате и допускают безнадзорность. Особенно часто остаются без надзора дети приезжих. Взрослые временно регистрируются, торгуют на рынках, а их дети без дела слоняются там же. Многие считают, что это и есть беспризорники. Понятие же "беспризорность" подразумевает совсем иное. Ребенок не имеет места жительства, родителей или кого-то, кто бы за него отвечал. Сколько беспризорных - статистики нет вообще по стране, не только по Одинцовскому району. Конечно, это огромная промашка, и на недавних парламентских слушаниях Федеральное собрание рекомендовало правительству рассмотреть этот вопрос. Как начальник отдела по делам несовершеннолетних, напрямую сталкивающийся с категорией так называемых сложных детей, не могу сказать, что у нас в районе вообще нет беспризорников. Да, есть, но немного и в основном "пришлые". В 1999 году Федеральный закон № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" запретил помещать таких детей в специальные приемники-распределители. Создали центр временной изоляции, но только для ребят-правонарушителей. Куда же деть остальных? В Одинцовском районе подумали и решили несколько изменить положение об Одинцовском приюте для детей и подростков. Мы получили разрешение размещать беспризорников в больницы на местах, а затем - отправлять в приют. Дальше уже он решает, как быть. Если ребенок не из нашего района, его отправляют по месту жительства. Это реально, так как механизм "этапирования" в стране отработан.
Конечно же, и беспризорники, и безнадзорные - это дети группы риска и для себя, и для окружающих. Они становятся объектами сексуального насилия, их вовлекают в преступные группы. В прошлом году 148 несовершеннолетних жителей района 165 раз преступили закон. Не было убийств, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, сократилось число вымогательств, но остается высоким уровень краж, угонов автотранспорта, преступлений, совершенных в состоянии опьянения (хулиганство, разбои, грабежи). 59 юных правонарушителей - школьники (из 12-ти городских и 20-ти сельских образовательных учреждений), в основном мальчишки.
На 1 января 2002 года на учете в нашем отделе числилось 839 подростков и 236 семей, находящихся в социально опасном положении. Кроме нас, с ними работают социальная защита, органы образования и другие субъекты профилактики правонарушений - целая система. Мы возлагаем большую надежду в решении проблемы безнадзорности на органы здравоохранения. Патронажная сестра - первая, кто входит в семью, где родился ребенок. (С семьей без детей, если необходимо, тоже следует проводить профилактическую работу, но не в том объеме и не в той форме - это другая категория.) Она видит условия, в которых он растет. Если в холоде, голоде, в избиениях - кем станет? Но, может быть, мама и трудится, а денег не хватает. В этом случае надо выбрать форму оказания социальной помощи семье. К сожалению, пока такой подход у нас не совсем разработан. А надо стремиться! Надо как можно больше взаимодействовать в выявлении вышеназванных семей на ранней стадии, то есть не дожидаясь, когда ребенку исполнится 12-14 лет.

Г. А. Ботт: "Детский дом - это плохо"
- Профилактикой борьбы с беспризорностью и безнадзорностью должны заниматься практически все службы. И это должна быть постоянная работа! У нас много выявляется безнадзорных, не имеющих к району никакого отношения. Тем не менее, сегодня Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" регламентирует: где ребенка задержали, там и должны заниматься его дальнейшей судьбой.
Но вообще как такового всплеска беспризорности и безнадзорности в Одинцовском районе не было. Эта проблема обсуждается на различных уровнях местной власти и на протяжении уже десяти лет ведется постоянная работа. Первое, что мы сделали - реорганизовали городской УПК в среднетехническую школу. В 1992 году вышел закон, согласно которому 14-летних подростков можно было исключать из школы. Дальнейшее означало прямую дорогу в подворотню. Чтобы не допустить такого, район и создал СТШ. Сегодня это школа № 15, с конкурсом на поступление. Вторым шагом к недопущению беспризорности, сокращению безнадзорности стало открытие пять-шесть лет назад классов компенсирующего обучения (классов здоровья). Сейчас их порядка ста по всему району. Занимаются в этих классах ослабленные дети, отставшие из-за болезни от ровесников. Когда в классе тридцать учеников и среди них один-два слабенькие, они, действительно, остаются без присмотра педагога. Не скажу, что сегодня никто не уходит из школ, но если бы не было таких классов, недоученных детей было бы гораздо больше.
Очень большую роль играет Одинцовский приют для детей и подростков, открытый в 1994 году (за это время через него прошло 436 детей). Если не удается решить конфликт в семье, если ребенку просто некуда, не к кому приткнуться, решается вопрос об опеке либо о направлении его в детский дом. Пока существуют только эти два варианта. Продумываем положение о приемных семьях. Об этом не один раз писали в "Новых рубежах". Опека или приемная семья, конечно же, лучше всего. Детский дом - все же это плохо, хоть золотые стены сделай. Например, в том же 1994 году открыли Зайцевский детский дом-школу. На данный момент он заполнен до отказа: 75 ребят (42 мальчика и 33 девочки), 46 из них - в возрасте от 14 до 18 лет. Нетрудно догадаться, какой это контингент. Прошлое сильно осложняет настоящее. Отсюда и побеги и, увы, преступления. Недавно одного 14-летнего подростка пришлось все же определить в детскую колонию. Долго с ним мучились, но так и не смогли перевоспитать. Имя ребенка не стоит называть, а вот имена родителей, бросающих своих сыновей, дочерей на произвол судьбы, я бы аршинными буквами выделяла. Особенно тех, кто пили и продолжают пить. Их детей оформляют к чужим людям, а они еще и радуются, что теперь снята обуза с плеч: ребенок сыт, одет, обут. И страшно еще то, что по зову крови сын или дочь спустя время могут вернуться к родным и втянуться в их пьяные оргии. Вдумайтесь в эти цифры: сегодня у нас 295 опекаемых, из них 218 - социальные сироты, то есть при живых родителях. За прошедший год суд лишил родительских прав 20 семей, и всего одна семья восстановлена в родительских правах! Так что приходится согласиться, что работа "с семьей" у нас пока не получается...
Что еще создали с точки зрения профилактики беспризорности и безнадзорности в районе? Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Раньше его отделения размещались в четырех разных местах, теперь в бывшем детском саду на Молодежной улице в Одинцове. Центр пользуется большим спросом, и если у ваших детей проблемы, позвоните по телефону 593-06-47. В сентябре этого года в пятом микрорайоне города должен открыться пансион семейного воспитания. Все делается ради того, чтобы как можно меньше ребят были предоставлены сами себе.
Говоря о данной проблеме, хотелось бы отметить следующее. 52 нынешних воспитанника Зайцевского детского дома-школы - жители сельских округов. Самое большое количество - из Новоивановского округа, немногим меньше - из Большевяземского, Голицынского, Барвихинского. Это нонсенс! Раньше на селе сирот всегда опекали. Перед главами поставлена задача более активно заниматься вопросами безнадзорности. Есть идея строить на территории округов небольшие муниципальные дома для приемных семей. Думаю, при желании можно решить эту проблему. И последнее. Пару месяцев назад УВД предупредило нас, управление образования, что в районе будет проводиться акция по выявлению - отлову безнадзорных и беспризорных. Мол, будьте, пожалуйста, готовы разместить, если такие обнаружатся. Провели. Никого не обнаружили. Но не потому, что их нет. Просто милиция еще только готовится "зачищать", а подростки-то информированы лучше, чем все остальные, и прячутся. Я против таких акций-мероприятий. Повторяю, необходимо постоянно устранять причины этой проблемы. И делать это везде: и в отдельно взятом районе, и в многомиллионной столице, и по всей стране.
Записала А. Митронова.Фото А. Зайцева.
От редакции: Если вы знаете семьи, где нарушаются права ребенка, где ребенку не уделяется должного внимания, позвоните в органы опеки района. Телефоны: 599-92-69, 599-97-31, 596-13-71.

3.238.198.167

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
84
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи