Цитадель истории

20 декабря 2005, 11:56

Барвихинскому замку — 120 лет

Рассказывая об окрестностях Одинцова, о Барвихинском замке не упоминает только ленивый. Действительно, это нетипичное для подмосковной архитектуры строение всегда было гордостью местного поселка и как магнитом притягивало туристов.

Известно, что строить замок в конце 1870-х годов начала владелица местной усадьбы Надежда Александровна Казакова, нанявшая архитектора Петра Самойловича Бойцова. Для строительства был необходим кирпич, который привозили из соседнего поселка Одинцово, — Казакова стала владелицей кирпичного завода. Позже из кирпича этого же завода был построен дом купца Сорокоумова, где сегодня находятся музыкальная школа и комитет по делам молодежи, культуре и спорту района. В 1885 году замок был готов, а еще через год Казакова становится Веригиной, выйдя замуж за полковника Генерального штаба Е. А. Веригина. Семейное счастье длилось недолго. В 1891 году Евгений Александрович сильно простудился и умер, найдя упокоение на кладбище возле местной церкви. В память о нем нынешнее Подушкинское шоссе еще долго называлось Веригинским. В 1904-м Казакова-Веригина выходит замуж за барона Богдана Егоровича Мейендорфа, российского посланника в Дании. Супружеская пара владела имением вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Сам замок не раз привлекал внимание высшего света и государей-императоров. Построенный в стиле поздней готики, он был чрезвычайно богат внутренним убранством. Здесь побывали русские императоры Александр III и Николай II с августейшими семействами, о чем свидетельствовали мемориальные доски на южной стене (интересно, сохранились ли?)

В нижнем холле на кессонном потолке укреплен огромный гобелен «Великий потоп». В советское время хотели его забрать в «Третьяковку», но вовремя его поняли, что тот разрушится при демонтаже.

В подвалах замка были винные склады, покои украшали картины старинных мастеров и фигуры рыцарей в сверкающих латах. Над парадным входом красовался герб баронов Мейендорфов.

Огибал замок парк, который спускался по крутому склону к пруду, где переходил в английский пейзажный сад. Пруд был украшен живописным островом и трехпролетным «Розовым мостом».

Замок состоит из двух частей: господского дома и гостевого флигеля, соединенных переходом. Некоторые краеведы считают, что отсюда уходил подземный ход на самый берег Москвы-реки. По преданию, хозяйка замка любила пользоваться этим ходом, отправляясь к своей купальне, устроенной на реке. Впрочем, все это, скорее всего, байки. Князь Феликс Юсупов, последний владелец усадьбы Архангельское, расположившейся в пяти километрах на другом берегу Москвы-реки, писал в своей книге «Перед изгнанием»: «Неподалеку от Архангельского на холме громоздилось подобие старонемецкого замка, словно перенесенного сюда с берегов Рейна. Хозяйка с фигурой богини, которую местные острословы называли affe popo, что в переводе означает «вертихвостка», хвасталась своим многочисленным гостям тем, что каждое утро она принимает ванну из лепестков роз».
Церковь Рождества Христова, что рядом с замком, связана с родословной Александра Сергеевича Пушкина. Храмоздатель, здешний помещик Александр Матвеевич Воейков, построивший ее в 1759 году, дружил с дедом великого поэта Львом Александровичем Пушкиным, который женился на сестре тогдашнего владельца Барвихи Марье Матвеевне и увез ее в свое родовое Болдино.

В 1914 году Мейендорфы уехали на лечение за границу. Разразившиеся вскоре Первая мировая война, а затем и революция закрыли им путь домой навсегда.

После революции от разграбления замок охраняли одинцовские комсомольцы во главе со Станиславом Маковским, в честь которого названа одна из улиц в восьмом микрорайоне города. А затем здесь разместился санаторий Совета Министров СССР, где в разные годы лечились М. А. Булгаков, И. Л. Андроников, Д. Д. Шостакович, С. П. Королев. И. В. Курчатов, А. Н. Толстой, С. Я. Маршак, многие государственные и партийные деятели, военачальники.

Во время войны в замке располагался госпиталь, а в парке обустроили мемориальное солдатское кладбище, где позднее была установлена скульптура известного мастера, народного художника СССР Е.В. Вучетича «Скорбящая мать» — авторская копия с мемориала «Сталинградская битва». Заметил замок и отдыхавший когда-то в местном санатории генсек Л.И. Брежнев. В его книге «Целина» есть упоминание на этот счет: «Под Москвой, в Барвихе, обратил я однажды внимание на великолепный кирпичный замок… Поинтересовался, что за постройка. Отвечают: имение какой-то баронессы. Как же строился замок? Говорят, очень просто. Построила барыня кирпичный завод, из кирпича соорудила себе этот загородный дом и все надворные службы, затем продала завод и полностью покрыла все расходы по строительству. Разумеется, не сама она все сообразила, а был у нее толковый управляющий».

Сегодня замок, бывший когда-то санаторским клубом, находится за внушительной оградой. Теперь это объект Управления делами Президента России, культурная и историческая ценность. Доступная лишь избранным.

Николай МИТРОНОВ

Фото из архива редакции

и Н. Бондаревой

18.118.200.197

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
8 051
GAVчик
лично#
помнится гуляли мы там, здорово было
chapai
лично#
А что там находится? Дом отдыха от трудов праведных?
F
лично#
chapai:
Дом отдыха от трудов праведных?

Дурдом там надо открыть...
- Для спокойной и красивой жизни окружающих, отдыхающих.
Митронов
#
Официально сейчас там находится одна из резиденций Управления делами Президента
Гость
#
Да, помнится и мы детьми гуляли возле замка, когда летом родители снимали «дачу» в деревне. В замке был кинотеатр. Очень впечатляло внутреннее убранство: камины, панели стен, отделанные деревянной резьбой. А теперь забор каменный…
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи