По закону или "в законе"?

03 ноября 2001, 12:36

Конфликт между Государственным таможенным комитетом России и группой компаний "Гранд" и "Три кита" у всех на устах. Наша газета решила подробнее информировать о нем своих читателей, так как торговый комплекс "Три кита" находится на территории нашего района.
Недавно в редакцию газеты обратился посетитель - пожилой человек. С первого взгляда заметно, что пришел с бедой. Голос осип от волнения, руки слегка дрожат. Долго рылся в карманах, вытаскивая какие-то бумажки. А потом поделился своими проблемами. Всю сознательную жизнь трудился на земле, работал трактористом - совсем недалеко от г. Одинцово. Сейчас - на инвалидности, живет в основном с огорода. Все бы ничего, да вот несчастье - поселился рядом богатый сосед. И смело отхватил кусок чужой земли. Ходил наш посетитель по инстанциям, предъявлял истертые от времени чертежи своего участка. Однако так и не добился справедливости. К тому же последнюю надежду потерял на лучший исход.
Естественно, у журналистов к нему первый вопрос: "А в суд обращались? Земельные споры суд разбирает..."
- А что суд? Туда идти бесполезно, - в голосе посетителя появились нотки безнадежности, но потом что-то дрогнуло, и взгляд просительно побежал от лица к лицу: - Вот если бы газета прищучила, может быть, в нем, соседе моем, совесть проснулась...
Редакционный коллектив с новой силой стал убеждать старого тракториста, что необходимо написать исковое заявление. Припомнилась к месту даже коронная фраза про "самый гуманный и справедливый в мире". Не убедили... Так и ушел человек без всякой веры в силу Закона. Закона, перед которым все должны быть равны.
А ВОТ СОВСЕМ ДРУГАЯ ИСТОРИЯ. О ней, наверное, не слышал только ленивый. Средства массовой информации приложили немало сил, чтобы она получила широкую огласку. Ничего удивительного в этом нет. Ведь речь идет о крупнейшем торговом центре "Три кита", занесенном из-за своих масштабов в Книгу рекордов Гиннесса.
Одинцовцам хорошо известен и сам центр, и тот вклад, который вносит его руководство в развитие района. Ежегодные налоговые отчисления в казну исчисляются в миллионах долларов. К месту вспомнить и замечательный праздник, который был устроен в День города при участии соседа-гиганта. Поэтому на фоне внешней успешности трудно поверить, что "Три кита" переживают трудные времена.
А начались они чуть больше года назад. В августе 2000 года в магазине "Три кита" появились сотрудники таможенного СОБРа. Торговым работникам и покупателям было велено покинуть помещения. Комплекс и два его склада были объявлены зоной таможенного контроля. Сошлемся здесь на Таможенный кодекс РФ, в статье 186 которого говорится о проведении проверочных мероприятий без причинения неправомерного вреда проверяемому. Что же было на самом деле?
Вот как изложил ход событий в своем Обращении к Генеральному прокурору РФ В. В. Устинову управляющий группой компаний МЦ "Гранд" и ТК "Три кита", доктор философии в области делового администрирования С. В. Зуев, опубликованном в "Московском комсомольце" (от 10.10.01 г.). Но прежде позволим себе небольшую ремарку.
Казалось, что жанр обращений через газету (см. "МК" от 10.10.01г.) канул в Лету. Но, как выясняется, бывают случаи, когда только таким образом можно высказать собственное мнение, опровергнуть ложь или заочно подискутировать с оппонентом. Чем же аргументирует свою позицию С. В. Зуев? Дадим ему слово:
- В протоколе от 24.08.2000 года по делу о НТП (неуплате таможенных платежей) № 90000-22/2000 сотрудником ЦОТ ГТК России было указано, что изъятию подлежит мебель "без пересчета мест, веса, количества и ассортимента". Вывозились мебель, техника, личные вещи, стройматериалы и т. д. без составления описей, протоколов осмотра, по ночам, пьяными грузчиками в машинах для перевозки скота, неизвестно кем предоставленных. Складирование нашего товара производилось в ангарах для удобрений, на мокрые земляные полы в поле под Солнечногорском......
Фирма, владеющая торговым комплексом "Три кита", никогда не занималась импортом товаров и не является участником внешнеэкономической деятельности.... Мы строим торговые комплексы и сдаем места для торговли, а фирмы, которые торгуют в этих магазинах, покупают товар на внутреннем рынке оптом у поставщиков и продают его в розницу. Естественно, ответственность перед поставщиками за сохранность товара лежит на руководстве комплекса. Убытки, которые понесла наша компания и продолжает нести из-за незаконных действий сотрудников таможни, исчисляются в миллионах долларов США.
Вы обратили внимание на слова об ответственности руководства фирмы перед поставщиками? В некотором роде их можно считать ключом к расшифровке дальнейших действий С. Зуева. В мире большого бизнеса действуют свои "кодексы чести". Взяв на себя обязательство, его нужно исполнять. Поэтому, когда С. Зуева вызвали в ГТК и поставили условие - заплатить в бюджет пять миллионов долларов США в виде задолженности по таможенным платежам или будет распродана мебель, - он его принял. Попросив разрешения у иностранных учредителей заложить часть МЦ "Гранд", он получил в банке ссуду в размере 2,5 миллиона долларов США и внес ее на счета ГТК России. На следующий день после перевода денег торговый комплекс "Три кита" был открыт, а дело в отношении него закрыто. Таможенные органы начали возвращать мебель, но опять без пересчета и надлежащих документов.
Однако очень скоро история получила продолжение. Вот как ее излагает все в том же обращении С. Зуев:
- Через пять дней я снова был вызван в ГТК России, и руководством мне были поставлены новые условия оплаты, но уже не пяти, а восьми миллионов долларов США.... Поняв, что этим чиновникам в погонах верить нельзя, я ответил категорическим отказом и обратился с жалобой на данных лиц к заместителю Генерального прокурора РФ В. В. Колмогорову, а также во все другие инстанции, которые могут контролировать ГТК. После этих обращений в мой адрес от руководства ГТК поступила угроза закрытия МЦ "Гранд" (г. Химки), а также проведения ряда проверочных мероприятий в отношении всех торгующих фирм в "Гранде".
Последствия, которые могли бы наступить, нетрудно предугадать: банкротство торгующих организаций и прекращение налоговых поступлений в бюджет. А как уже говорилось, "Гранд" и "Три кита" - самые крупные налогоплательщики среди предприятий розничной торговли в Московской области. В связи с этим главы администраций Химкинского и Одинцовского районов обратились с письмами в Московскую областную Думу и к губернатору области Б. В. Громову с просьбой о помощи. Московская областная Дума обратилась, в свою очередь, к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ Г. Н.Селезневу и начальнику КРУ администрации Президента Е. Х. Лисову с просьбой проверить обоснованность и дать правовую оценку деятельности сотрудников ГТК. Ответ Г. Н. Селезнева областной Думе гласил, что "оценка правомерности деятельности таможенных органов и соответствие законодательству Российской Федерации предпринимаемых ими санкций относится к компетенции прокурорских структур и судебных инстанций".
Поскольку торговые фирмы собирались выяснять отношения с оппонентом в правовом поле, жалобы на незаконные действия сотрудников ГТК были направлены в Генеральную прокуратуру РФ. Без цитат в таком сложном деле не обойтись, поэтому снова обратимся к документам, копии которых находятся в редакции "Новых рубежей". Вот выдержки только из двух писем руководителям торговых фирм из Генпрокуратуры.

"Гендиректору ООО "Альянс-95" Зуеву С. В.
Сообщаю, что ваши обращения и обращения представителя ООО "Альянс-96" и ООО "БиСта" о нарушениях закона работниками ГТК России рассмотрены Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
По результатам проверки 24 сентября 2001 года в отношении работников таможни возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ о превышении должностных полномочий.
И.о.начальника управления
по надзору за исполнением
налогового и таможенного
законодательства
А. М. Беляков".

"Михееву В. А., представителю ООО "Бастион".
Ваше заявление от 25.09.2001 г. № 21 о проведении проверки по факту недостачи мебели, произошедшей по вине должностных лиц таможенных органов, приобщено к материалам уголовного дела № 37/25209-01.
Факты, изложенные в вашем заявлении, будут тщательно проверены в рамках названного уголовного дела.
Прокурор отдела по надзору
за исполнением таможенного
законодательства
младший советник юстиции
Н. Я. Лапина".

Соответственно были направлены письма из Генпрокуратуры на имя председателя Государственного таможенного комитета России, где излагалась просьба отменить постановления о привлечении к ответственности ряда торговых фирм. Однако она не была услышана в ГТК. Поэтому торговые организации обратились с исками в Арбитражный суд г. Москвы. Иски были удовлетворены, постановления ГТК по делам о НТП о привлечении этих фирм к ответственности признаны недействительными. Скажете, справедливость восторжествовала? Не будем торопиться с выводами.
Пора дать слово и второй стороне. Вот что ответил на вопрос в интервью корреспонденту газеты "Известия" (от 21 октября с.г.) Екатерине Выхухолевой начальник управления таможенных расследований и дознания Алексей Константинов:
- "Прокомментируйте, пожалуйста, почему последние процессы по делу ГТК проиграл?
- Я не хочу сейчас никого критиковать, но есть несовершенство закона. Есть в суде ошибки откровенные, и это я говорю как юрист. Ошибки на уровне второкурсника юрфака - неправильное применение норм в том числе. Мы не можем сейчас в прессе комментировать некоторые решения судов - это просто будет некорректно. Сам факт: 2-3 судебных решения мы проиграли. Эти судебные решения еще не вступили в силу, ничего страшного в этом мы не видим и будем продолжать производство по делам. Я думаю, что правда восторжествует."
Как видим, на торжество правды и справедливости рассчитывают все, кто оказался втянутым в конфликт. Сейчас, видимо, важнее всего найти выходы из него. В настоящее время проверяются более ста организаций, торгующих в "Гранде" и "Трех китах". Большинство из них выпускают отечественную мебель. Не совсем ясно, какое отношение имеют к этому производству таможенные органы?
Страдают коммерческие интересы и интересы государства. Руководство "Гранда" и "Трех китов" планирует привлечь более пятисот миллионов долларов инвестиций в экономику России и построить целую сеть крупных торговых центров. Стоит ли вставлять палки в колеса доброму делу?
В Библии сказано: "По плодам их узнаете их". Как ни страшно любое насилие, но еще страшнее насилие "по понятиям": "нравственно то, что удобно нам". Нет такой цели, которая оправдывала бы любые, в том числе и несправедливые, средства. Дурные средства пожирают самую благородную цель. Нельзя отменить нравственный закон, как нельзя, к примеру, отбросить закон всемирного тяготения. Самоличное попрание закона, тем более сознательное, неизбежно ведет к разрушениям. Так, может быть, все-таки довериться судам в разрешении подобных споров? А иначе как строить правовое общество?

3.236.57.1

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
114
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи