«Негодная!»

14 января 2006, 21:26

Так охарактеризовал император Петр 1 первую русскую газету из-за ее излишней официальности. Об этом и многих других  исторических курьезах «НЕДЕЛЯ» продолжает рассказывать в своем репортаже об уникальном архиве древностей, который работает в Одинцовском районе.

Конечно, мне как журналисту, да и просто человеку любознательному было интересно посмотреть, как выглядели первые русские газеты, которых здесь хранится в достаточном количестве.

Первой русской газетой были «Ведомости» - её начали издавать при Петре I. Не перестаешь удивляться, знакомясь с его деятельностью, мощью и масштабом его преобразований. Размер газеты (16 на 11 см) больше похож на современные книги для чтения в транспорте, чем на сегодняшние газеты. Это не просто первая русская газета, это первая печатная новостная газета. В моих руках номер газеты за 1720 год. Этот номер уникален тем, что так и не дошел до читателя. В корректурном экземпляре номера имеется пометка Петра Первого: «Негодна». А все из-за репортажа первого русского репортера Якова Синявича, посвященного торжеству в Петербурге «в память славной виктории под Полтавой над Каролусом вторым на десять» (Карл XII, шведский король). Видно, не любил наш царь-реформатор парадную хронику и прочие славословия, предпочитая деловые сообщения, подобные этому: «Граф Горн Шведский Министр поехал в Швецию зело доволен совершением своей коммесией (переговоры о заключении мира после Северной войны) и великими учтивостями, которые ему здесь учинены». По ассоциации вспоминается старый анекдот: «Леонид Ильич Брежнев принял шведского посла за чешского и имел с ним дружественную беседу».

Москва своей газетой «Московские ведомости» обзавелась в 1756 году при императрице Елизавете Петровне. «Московские ведомости» и по размеру, и по содержанию уже более похожи на современные газеты. Просматриваю последний номер за 28 декабря 1790 года. Никаких намеков на то, что скоро Новый год. Причина такого отношения к празднику заключается, по-видимому, в том, что за девяносто лет, прошедшие с момента принятия нового летоисчисления, жители России еще не привыкли праздновать год от Василия Великого (1 января), а продолжали отмечать по старинке от Семенова дня (1 сентября). Более того, как правило, новости были не первой «свежести» - месячной, полуторамесячной давности. Поэтому приходится читать о том, что «слышно, что Испанский двор велел произвести военный суд над капитаном испанского корабля, который учинил английскому порутчику Макдональду известные ругательства в Мексиканском проливе». Можно только гадать, что это было за ругательство, так как газета подробностей не сообщает. Сегодняшнему читателю такая информация без сенсационных подробностей скорей всего не «покатила» бы.

Зато чего в избытке на страницах газеты, так это рекламы - двигателя торговли, которая размещалась в рубрике под названием «Разные известия. Продажа».

Вот продается «четвероместная дорожная и двуместная парадная карета». Покупателю в подарок от «фирмы» «самый лучший многоплодный овес». А некий Василий Константинов за сходную цену отдает соловьев, канареек и жаворонков, «коих голоса могут слышать поутру…, а кому угодно всех купить - уступлено будет». Уже тогда хорошо знали законы бизнеса: оптом дешевле. Купец Алексей Иванов хочет «впарить» покупателям «привезенную из чужих краев саму лучшую картину». Для большей убедительности предлагает в качестве бонуса зеленый чай по 4 рубля за фунт. Не нужна картина, пожалуйста, в Немецкой слободе (Лефортово) вместе с землею продается парикмахер, годный в рекруты. Всего за 525 рублей. Торг уместен. «А при покупке возможная уступка сделана будет». Человек - такой же товар, как карета или канарейка. Несколько дней как закончился рождественский пост, поэтому очень много объявлений о продаже горячительных напитков. Лучшую французскую водку, настоянную на лимоне, можно было приобрести за 1 рубль 60 копеек, коньяк французский - всего за рубль тридцать, а пиво - 40 копеек за бутылку. Книгу отдадут за рубль двадцать. Обратите внимание, что соотношение цен вполне сопоставимо с сегодняшними ценами.

А теперь о тайне «серой женщины». В сороковые годы прошлого века в архиве было круглосуточное дежурство, которое осуществлялось силами сотрудников. В одну из ночей дежурили две женщины. Освещение в те годы было слабое, поэтому при обходе здания брали с собой свечи. Для женщин всегда было страшно осматривать хранилище. Я уже говорил, что оно было просто гигантских размеров. На осмотр сотрудницы ходили по очереди. Возвращается одна женщина после осмотра хранилища, молчит, но чувствуется, что оченьнапугана. Другая сотрудница, вернувшаяся позже, также напугана. Наконец, они делятся друг с другом своими страхами, и выясняется, что в разное время они видели женщинупривидение. Только через несколько дней дежуривший мужчина смог раскрыть тайну «серой женщины». На противоположных концах хранилища строго перпендикулярно располагались огромные шкафы со стеклянными дверцами. И когда сотрудники в полумраке шли со свечой, в отражении с противоположных концов хранилища получалась очень замысловатая тень, которая и была «серой женщиной». Разоблачение состоялась, но «серая женщина» продолжала жить. Ведь не может архив обойтись без своего привидения.

Георгий ЯНС

 

"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специальнь для "Одинцово-ИНФО"

3.145.130.31

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
1 943
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи