Апостольский подвиг или предательство?

19 февраля 2015, 15:54

Малоизученные исторические события есть следствие недостатка источников информации. В одних случаях нехватка документальных фактов в какой-то мере носят объективный характер. Они до нас не дошли: документы сгорели, уничтожены, потеряны. В другом случае документальный дефицит носит политический характер. Документы доступны, но они могут получить очень неоднозначную трактовку, и не вписываться в сложившуюся уже историческую концепцию.

Такой неоднозначной темой является деятельность псковской православной миссии в годы Великой Отечественной войны. Тема не только неоднозначная, но и деликатная в свете стремительного сближения РПЦ и власти.

Кто они, сотни православных священников? Подвижники-миссионеры, пришедшие «помочь народу, впавшему в разбойники» или предатели, сотрудничавшие с оккупационным режимом?

После оккупации Псковской области в августе 1941 при поддержке немецких властей экзарх Прибалтики митрополит Сергий создал «Православную Миссию в освобожденных районах России». Есть версия, что «Православная миссия» совместный проект СССР и Германии. Руководство Германии разработало план по восстановлению православной жизни, чтобы получить поддержку со стороны населения в установлении «нового порядка». В СССР выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать включенными в борьбу с гитлеровцами. Подобная интерпретация создания миссии мне кажется не очень убедительной. Митрополит Сергий был убежденным антикоммунистом и постоянно подвергал осуждению Московский патриархат за сотрудничество с советской властью.

К тому же после освобождения Псковской области члены миссии были арестованы и получили очень суровые приговоры. Но такая версия очень удобна для современной РПЦ. Выглядит привлекательно. Православные священники сотрудничали с оккупантами исключительно «по заданию партии». Той самой партии, которая в Псковской области уничтожила и закрыла все храмы. Тем не менее, псковская православная миссия оставалась в юрисдикции Московского патриархата, но фактически из-за отсутствия реальных контактов, экзарх управлял епархией самостоятельно.

Первые 14 миссионеров (все эмигранты, между прочим)прибыли из Прибалтики в Псков в августе 1941 года. Территория, входившая в ведение Миссии, включала в себя не только Псковскую область, но и юго-западную часть Ленинградской области, часть Калининской области, Новгородскую область, с населением около 2 млн. человек.

Напутствуя первых миссионеров, экзарх говорил: «Не забывайте, что вы прибыли в страну, где на протяжении более 20 лет религия самым безжалостным образом отравлялась и преследовалась, где народ был напуган, принижен, угнетен и обезличен. Придется не только налаживать церковную жизнь, но и пробуждать народ к новой жизни от долголетней спячки, объясняя и указывая ему преимущества и достоинства новой открывающейся для него жизни».

Уже через год на территории миссии действовала 221 церковь, до оккупации всего было 5 храмов, а число священников выросло до 84.

Население оккупированных территорий в целом приветливо встретило миссионеров. Народ пошел в церковь. Храмы не вмещали всех желающих. В одном из храмов Псковской области по воскресным дням причащалось от 500 до 800 человек, одновременно крестили до 80 младенцев и совершали до 10 погребений.

Миссионеры занимались не только просветительской деятельностью, но и в меру своих сил и возможностей помогали населению. Открывали школы, детские приюты, издавали журналы, вели передачи на радио. В одном из городов Псковской области был создан «Русский Красный Крест», который взял на себя попечение об одном лагере для военнопленных. Собирали продукты, готовили обеды на 200 человек, которые привозились в лагерь дважды в неделю. После этого смертность в лагере заметно убавилась. Помощь оказывалась также и нуждающимся жителям города, оказавшимся без крова и средств к существованию.

Внешне шла вполне обычная приходская жизнь в условиях военного времени. Священники миссии как могли, дистанцировались и от оккупантов, и от партизан. Но это было практически невозможно. Немецкая власть на первых порах существенно помогало миссионерам: им были выданы специальные удостоверения и хлебные карточки, в храмы из музеев возвращались богослужебные книги, иконы, церковная утварь, для приютов городскими властями выделялись топливо, овощи. В целом не было со стороны оккупантов препятствий для миссионерской деятельности.

С одной стороны, деяния миссионеров-священников курировали оккупационные власти, а с другой — советские партизаны. Эти постоянные контакты с партизанами не могло оставить без внимания немецкое руководство, обязавшее через руководителя миссии каждого священника давать письменные отчеты обо всех встречах с партизанами. Из отчетов следует, что партизаны по-разному относились к миссионерам.

«Безоружные, беззащитные, оградясь только силою Животворящего Креста», православные миссионеры ехали на служение в дальние глухие районы, понимая, что встреча с партизанами хорошего не обещает. «Им не втолкуешь, что мы проповедуем Христа Распятого. Мы на этой стороне — значит, враги. Людей, исколотых штыками партизан, мы хоронили неоднократно», — так описывает события тех лет один из членов миссии.

Были и другие случаи, когда партизаны старались подчеркнуть терпимое, и даже благожелательное, отношение к церкви и, в частности, к священникам.

Из отчета священника: «Поблизости от моего прихода отряд партизан временно захватил деревню, при этом их начальник побуждал крестьян к усердному посещению Церкви, говоря, что в Советской России Церкви дана теперь полная свобода и что власть коммунистов идет к концу».

После освобождения Псковской области часть миссионеров ушли вместе с немцами, а те, кто остались, были отправлены в лагеря за сотрудничество с немцами.

Ряд церковных историков считают, что миссионеры совершили «апостольский подвиг». Возрождение религиозной жизни на оккупированных территориях называют даже «вторым крещением Руси». И не важно, кто власть. Фашисты или Советы. «Любая власть от Бога». Но светская власть на такую оценку никогда не пойдет. Сложно признать, что именно фашисты способствовали возрождению православной жизни. Не исключено, что деятельность псковской миссии помогла тому, что Сталин сделал некоторые послабления для Московского патриархата: вновь открывались храмы, значительная часть духовенства была освобождена из лагерей, в целом прекратились гонения на верующих.

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (апостол Павел,

Рим. 13:1, 2).

34.228.168.200

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
1 625
Barmaleikin
лично#
Апостольский подвиг, говорите?
Кое-какие фрагменты с краеведческого русского форума по Риге — как раз территория Псковской миссии, про концлагеря и поповскую веселуху в них:
«Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря».
«Выписка из протокола допроса свидетеля Дударевой Агафьи Афанасьевны, 1910 г. р., работала поваром в Дубултском детском лагере.
Вопрос: Расскажите, как содержали детей в лагере в Дубултах и Булдури?
Ответ: В Дубултах детский лагерь был организован в июне 1943 года, к тому времени я как раз прибыла туда, а к зиме 1943 года, примерно в декабре, перевели в Булдури. В Дубултах нас держали под замком. Детей держали отдельно. Нас родителей женщин было до 20 человек, которые обслуживали детей. Для того, чтобы скрыть свои злодеяния по истреблению русских детей, немецкие фашисты и их пособники подняли целый вой, кричали, что они спасают русских детей от ужасов большевиков, оккупированные советские территории называли местами, освобожденными от большевиков, начали детей крестить и гонять строем в церковь, там их держали подолгу во время богослужения, так, что истощенные дети, пережившие ужасы концлагеря Саласпилс, потерявшие кровь, которую у них немецкие фашисты насильно забрали для своих нужд, падали в обморок, а маленькие дети под себя в церкви мочились, но это не удерживало некоторых ретивых немецких прислужников и они продолжали мучить детей. Я подчеркиваю русских детей, т. к. других детей тут не было. Как в Дубултах, так и в Булдури в церквях священники молились за победу Германского оружия, указывали, что немцы освободили Советский Союз от большевиков. Священники из Риги, Дубулты и Булдури приходили к детям в лагерь, где проповедовали, что немцы их освободили».
Вот такие апостолы и крестители, туды их в качель. Всякая душа да будет покорна властям, ибо нет власти не от бога — наверняка расхожая павлианская цитата была у попов Псковской миссии, находящихся на содержании немецкого командования.
Barmaleikin
лично#
Желающим почитать подробности про детские концлагеря поделюсь ссылкой. myriga.info/rigacv/detsk_konclag
Barmaleikin
лично#
Нынешних попов эта история с Псковской миссией, конечно, напрягает. Поэтому и появился фильм «Поп», где история изложена с позиций оправдания действий попов во время Великой Отечественной войны. Но сюжета одного фильма «маловато будет» на всех. Дело в том, что орудовала не одна Псковская миссия, на содержании немецкого командования было много священства, церкви немцы открывали всюду. Это, конечно, была и пропаганда — они же шли на СССР в роли борцов с большевиками, против безбожия, и агентурная работа, попы исполняли роль идеологов власовской армии, казачьих дивизий СС, окормляли русских бойцов с большевизмом, проводили молебны с освящением немецкого оружия, и, конечно, рассказывали этим бойцам, что «всякая власть от бога». Освящение немецких пушек помогал его отцу, священнику, проводить в свое время даже Алексий II, впоследствии патриарх, во время войны он подростком был.
rot-front
лично#
Да страшная ссылка. Как то всё это забывается, хочется позитива.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи