В небе над городом…

01 апреля 2006, 01:28

Исторический формуляр войсковой части, куда я был направлен для дальнейшего прохождения службы в декабре 1985 года и которая базируется в Одинцовском районе, охраняя воздушное пространство над западной частью России, сохранил уникальные сведения об этом событии…

В соответствии с графиком наше звено заступило на боевое дежурство. Шумиха после посадки лётчика-нарушителя Матиаса Руста на Васильевском спуске в Москве постепенно утихла. Денёк выдался хорошим. В небе, на фоне сплошной дымки, громоздились кучевые облака. Вершины их отсвечивали в лучах катившегося к горизонту солнца. Лётчики и техники находились в комнате дежурного звена. Тишину пронзили гудки секретной связи с командным пунктом: «В воздух!». Буквально запрыгиваем в кабины истребителей. Инженер по радиооборудованию капитан Александр Кузнецов интересуется: «Что там?». «Ещё не знаю, — отвечаю ему, — задачу поставят в воздухе».

По тревоге подняли дежурное звено, в котором я был ведущим второй пары. После взлёта группа собралась в боевой порядок. В наушниках слышались голоса ведомых: «Второй на месте», «Четвёртый на месте». Пробили облака и набрали заданную высоту. Через некоторое время голос с командного пункта приковал внимание всех лётчиков: «Курс 43 градуса, высота 13 100.» Средствами радиолокационного наблюдения было установлено, что неизвестный объект движется с северо-востока. На запрос системы «свой-чужой» не отвечает. Сближаемся на встречных курсах, взгляд сосредоточен на прицеле. Чуть впереди слева — пара командира звена подполковника Анатолия Арестова и капитана Владимира Ковальского, справа — мой ведомый капитан Эдуард Жуковец.

Не буду загружать ваше внимание процессом наведения истребителей на цель. Всё проходило «штатно». Но когда дальность между нами и объектом сократилась до 55 километров, случилось необъяснимое. В наушниках раздался сильный треск, на приборной доске замигали лампочки аварийного состояния некоторых систем самолёта и двигателей. Связь между экипажами и командным пунктом была потеряна. Стрелки приборов раскачивались, как пьяные. По остеклению кабины извивались голубовато-жёлтые змейки статического электричества. Так бывает при полёте в мощно-кучевой и дождевой облачности. Но облака были ниже нас. Треск в наушниках становился невыносимым, и я выключил радио. Продолжаем сближаться с целью. Дальность между нами 10-15 километров. Доворачиваемся на боевой курс, идём по прямой. Пытаемся визуально обнаружить цель. Внезапно сверху огромная тень накрывает наш боевой порядок. Избегая столкновения, мы буквально «рассыпаемся» в разные стороны. Я убираю газ до минимума и резко отдаю ручку управления самолётом от себя. Машина встаёт «на дыбы» и сваливается на бок. Через несколько секунд я попадаю в крутую нисходящую спираль. Каждый оборот стрелки высотомера уменьшает не только высоту полёта, но и мою надежду на спасение. Меня бросает из стороны в сторону или, как мы говорим, «размазывает» по кабине. Высотнокомпенсирующий костюм до боли сдавливает тело. Где-то глубоко в сознании мелькнула мысль о катапультировании…

От столкновения нас спасло только мгновенное принятие решения и мгновенное его исполнение.

На высоте 3 100 метров вывел самолёт в горизонтальный полёт (это видно на фото). Выполнил правый вираж. Машина послушно реагировала на отклонение рулей. Осмотрелся. Рядом никого. Сориентировался на местности и развернулся в сторону аэродрома. Включил радио. Абсолютная тишина. Высота хоть и небольшая, но казалось, что я совершенно один в безграничном воздушном пространстве и подо мной непреодолимая бездна. Двигатели работали устойчиво и показания приборов восстановились. Весь путь домой задавал себе один и тот же вопрос: «Что это было и где остальные?». Солнце уже закатилось за горизонт. В разрыве облачности мелькнули знакомые очертания и огни улиц уже ставшего мне родным Одинцова. «Дома»,- подумал я.

Какова же была моя радость, когда заруливая на стоянку, я увидел моих однополчан живыми и невредимыми. Они благополучно возвратились раньше меня.

Ответ на вопрос: «Что это было?» так никто и не дал. Много пришлось написать всевозможных отчётов, подолгу беседовать с учёными, военными специалистами. Но больше всех атаковали вопросами наши сослуживцы.

Скажу для ясности, что объект обнаружили средства противовоздушной обороны над островами Новой Земли. Двигался он на юго-запад на высоте 30 километров со скоростью 2500 километров в час. Последний раз отметку от него на экране радаров видели в районе города Навля Брянской области.

И ещё одна любопытная деталь. По данным командного пункта мой полёт длился полтора часа. Часы же в кабине истребителя показывали, что в воздухе я был не более 30 минут…

Александр Зайцев,

майор запаса, военный

лётчик первого класса.

3.15.5.183

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 024
Одинцовец
#
Александр Зайцев, майор запаса, летчик первого класса! Прости, это я тогда пошутил! (На первом снимке я - крайний справа). Больше не буду, обещаю!
avzaicev
лично#
Одинцовец:
На первом снимке я - крайний справа.

Не понял, на каком снимке?
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи