"...не дайте этому повториться"

25 апреля 2006, 09:38

Страшно то, что в наши дни находится кто-то, способный разделять бесчеловечные Гитлеровские идеи...

В свете отмечаемого во всем мире 11 апреля Дня освобождения узников фашизма, в Голицынском Центре социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов проводилось посвященное этой дате мероприятие, на которое были приглашены наши земляки из числа бывших малолетних узников фашистских концлагерей.

ВетераныНа этом мероприятии, проводимом под руководством заведующей отделением дневного пребывания Голицынского ЦСО Марины Ехвик, нашлось место и грусти, и радости. После печального напоминания о минувшей трагедии пришел черед отвлечь гостей от печали и горя дней минувших и праздновать нынешний, мирный день. Собравшихся порадовали своими вокальными и танцевальными талантами юные и взрослые представители местной самодеятельности из ЦСО и Дома культуры «Октябрь», а на память о нынешней встрече дорогим гостям вручили памятные подарки.

Они - живые свидетели земного ада, полвека назад учиненного гитлеровскими палачами миллионам невинных людей.

О суровых днях детства, опаленного зловещим огнем фашизма, «НЕДЕЛЕ» поведали наши земляки, жители Голицына Епифан Григорьевич Дедков и Надежда Владимировна Гончарова - бывшие малолетние узники концлагерей. Девятилетнему Епифану (в то время он жил с родными в маленькой белорусской деревеньке Доброгоща) фашизм явил свой звериный оскал в далеком сорок третьем году:

- …Тогда советские войска стояли на левом берегу Днепра, а немцы - на правом, - рассказывает Епифан Григорьевич. - Когда наши начали наступление, фашисты, отступая, выгнали жителей нашей деревни из хат и под дулами автоматов, с собаками, погнали за собой. Гнали пешим ходом, как животных… Помню, прошли километров двадцать пять, а потом враги собрали жителей другой деревни, стоящей на пути, и заперли всех нас в один большой сарай - стоящими вплотную друг к другу; было так тесно, что не повернуться, не то, что лечь или сесть. Там мы провели ночь, одну из самых страшных ночей - в ту пору фашисты вот так же, запертыми в сараях, сожгли много живых людей, и мы тогда решили, что с нами тоже так поступят. Но на тот момент у немцев были на нас «другие планы»: утром нас выпустили и снова погнали - теперь дожелезнодорожной станции Калинковичи. Там нас погрузили в товарные вагоны, закрыли и повезли… Как я потом узнал, «пунктом назначения» стал какойто польский город - сейчас уже не помню, какой. Итак, нас привезли в лагерь: он был огромный и окружен несколькими рядами колючей проволоки. Там мы жили, как подопытные кролики вспоминать нет сил…

ВетераныЕпифан Дедков говорит, что та ужасная, дымившая в стороне труба крематория, в котором сжигали подчас еще живых людей, до сих пор стоит у него перед глазами.

- ... Помню, как немцы метили и сортировали нас, словно скот. Они ставили на лоб каждого из нас какуюто печать - звездочку или крест, и в зависимости от того, каким пометили значком, отправляли - кого налево (в сторону той страшной печи), кого направо (как мы узнали потом, для отправки в другой лагерь)…Меня с мамой направили «направо». Потом нас с другими такими пацанятами, как я, отобрали у матерей, погрузили в машины и увезли - как мы потом поняли, в Германию. По прибытии, помню, поставили нас «на карантин»: держали около трех недель за колючей проволокой и почти не кормили. Там были и поляки, и французы, и венгры…Тех, кто выжил, повезли дальше - в трудовой лагерь, находившийся в городе Оснабрюке… Помню наш «роскошный» лагерный рацион - 120 грамм хлеба и миску брюквенного супа в сутки…

Освобождали узников Оснабрюкского лагеря представители союзников - английские солдаты.

- Я увидел выброшенные немцами белые флаги, когда во время очередного «перегона» прятался с группой военнопленных в сарае какой-то доброй «фрау», имя которой уже запамятовал - кажется, ее звали Анн-Лиза…

Вспоминает, как потом англичане поселили освобожденных узников в бывших немецких казармах, в которых находилось тогда около 14 тысяч русских...

Там случилось почти невозможное: среди огромного количества людей маленький Епифан встретил земляка из соседнего белорусского села, который и привез его, 11-летнего мальчика, в родной край…

У другой собеседницы «НЕДЕЛИ» - Надежды Владимировны Гончаровой - уроженки Ельни, прошедшей пекло лагеря смертников в Рославле, в этот день - двойная скорбь: полвека назад фашизм отнял у нее детство, а сорок дней назад молодые «отморозки» отняли жизнь у ее 33-летнего внука офицера Российской армии, беспричинно напав на него на улице; отняли отца у маленькой девочки, которая с таким нетерпением ждала возвращения папы из командировки… И теперь в сердце настрадавшейся сполна пожилой женщины - две незаживающие раны…

- Война настигла меня в восьмилетнем возрасте, - рассказывает Надежда Владимировна, - в то время мой папа был на фронте, брат-студент - в Москве, а мы с мамой и сестренкойровесницей - дома, под Смоленском… Фашисты выгнали нас из дома и сожгли наше жилище. Помню, как они сгоняли людей в толпы и вели куда-то под дулами автоматов. Помню страшный лагерь смертников в Рославле: наши родители уже знали, что это за место и что гибель наша неминуема…

В том лагере мы пробыли 3 месяца - без крова, кругом была только одна колючая проволока. Не помню, чем мы тогда питались и как умудрились выжить. Помню только, как мою маму избивали шомполами фашисты… Перед нами они уже сожгли большую группу людей и готовили к смерти нас. Но нам суждено было остаться в живых: через три дня после того, как гитлеровские звери расправились с нашими предшественниками, к нам пришло освобождение - с войсками Советской армии. Она могла бы рассказать больше, но ее душат слезы пережитого горя:

- Меня пугает угроза возрождающегося фашизма. Говорят, по-христиански нужно всех прощать: но разве убийцы невинных заслуживают прощения?! Я убеждена, что нет, и не скрываю этого своего убеждения. Мы пережили ад войны, питались гнилой картошкой, но верили в лучшее и были счастливы. Я растила сына и внука, не боясь за то, что кто-то из них может стать жертвой подонков… Страшно то, что в наши дни находится кто-то, способный разделять бесчеловечные гитлеровские идеи. Как это возможно допустить?!

Людям, чудом выжившим в концлагерном аду и поседевшим до срока, как никому ведомо, чем грозит миру чудовище фашизма, спалившее миллионы людских жизней, поверженное в уже далеком сорок пятом силами здравомыслящего человечества и ныне вновь зловеще поднимающее голову.

«Молодые, не позвольте этому повториться! » - как молитву обращают к современникам свой призыв бывшие узники концлагерей. Будь проклят фашизм!

Елена МОРОЗ

 

"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"

44.204.24.82

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
3 011
Roman
лично#
В Гулаге наверное не лучше было или на строительстве беломорканала..
Odin
лично#
Да уж Сталинские преступления по-хуже будут. Гитлер хоть свой народ не гноил в концлагерях. (хотя мысль о "своем" народе тоже сомнительна - не имею статистики о количестве уничтоженых грузин)
Lych
лично#
Odin:
Гитлер хоть свой народ не гноил в концлагерях.

Вот те раз.... Ой хреново же нам историю преподают в школах, ой хреново..........
R-7
#
Lych:
Вот те раз.... Ой хреново же нам историю преподают в школах, ой хреново..........


Вот, а вы сомневались.
Маргарита
#
Цитата:
Гитлер хоть свой народ не гноил в концлагерях


Батенька, вы хоть Ремарка почитайте...
anders
лично#
http://www.vz.ru/columns/top/

а вот и ссылка надеюсь в тему
мне понравилось...
Odin
лично#
Маргарита:
Батенька, вы хоть Ремарка почитайте...



Не читал - так скока миллионов немцев было уничтожено в концлагерях? Или вы имеете в виду немецких евреев?
Lych
лично#
В лагеря было брошено много коммунистов, католиков и прочих инакомыслящих. Уничтожались немцы-умалишенные. Немцы-геи тоже имели немного шансов на выживание. Были и внутрипартийные репрессии - по типу сталинских.
У нас действительно скверно учат истории в школе - о том, чего Гитлер стоил собственному народу, мало кто знает.
Цифры, конечно, не на миллионы, как у Сталина - 200 000 немцев было репрессировано, выжили 100 000.
Информация с сайта "Энциклопедия 3 рейха": "заключенные подразделялись на 4 группы: политические противники режима, представители "низших рас", уголовные преступники и "неблагонадежные элементы". Вторая группа, включающая цыган и евреев, подлежала безусловному физическому истреблению и содержалась в отдельных бараках. Они подвергались наиболее жестокому обращению со стороны эсэсовской охраны, их морили голодом, посылали на самые изнурительные работы. Среди политических заключенных были члены антинацистских партий, в первую очередь коммунисты и социал-демократы, члены нацистской партии, обвиненные в серьезных преступлениях, слушатели зарубежного радио, члены различных религиозных сект. Среди "неблагонадежных" числились гомосексуалисты, паникеры, недовольные и т. д."

Да и первые репрессии Гитлер провел именно против собственного народа - на евреев и цыган он переключился позже, перебив политических противников-немцев.
Laura
лично#
По-моему, надо в старших классах в обязательном порядке показывать "Обыкновенный фашизм" Михаила Ромма. Может тогда станет поменьше слюнявых неонацистов.
R-7
#
Lych:
не на миллионы, как у Сталина


А точнее 800 000 человек. Миллионы у Столыпина были.
Lych
лично#
800 тысяч - это только убитыми. И это цифра апологетов Сталина, очевидно, заниженная. А помершими от голода и болезней, лишившимися крова, копавшими каналы голыми руками, неродившимися по причине того, что их родителей или разлучили или сослали голодать - раз в 10 больше будет.
ЗЫ. Миллионов у Столыпина не было. Крут был, но не настолько изверг, как Сталин. Идите тоже читать книжки по истории.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи