«Шесть рукопожатий». Эрих Мария Ремарк и Леля Лыжина

26 февраля 2019, 12:55

Читать чужие письма интересное и даже очень любопытное занятие. Нет, нет, я совсем не про то, когда муж или жена читают письма друг друга.

Это совсем другая история, тоже интересная, но очень нездоровая. Я только о письмах, которые опубликованы и написаны неординарными личностями. В первую очередь имею в виду людей творческих. Например, писателей. С одной стороны, в письмах они как бы подтверждают свой талант. С другой, дают новую информацию о себе. Всё-таки литературный герой и автор совсем не одно и тоже. Хотя безусловно наделяет того или иного ЛГ частицами своей биографии и характера.

В письмах же писатель более искренен. Когда он пишет письма, то часто раскрывается с совершенно неожиданной стороны: благородный рыцарь или низкий подонок, друг или предатель.

В гениальном стихотворении «солнце поэзии» пишет: «Я помню чудное мгновение, а в письме: «… пишешь мне о m -m Керн, которую я с божьей помощью на днях в… б». И мы понимаем, что, если бы «с божьей помощью» случилось на несколько лет раньше, мир был бы лишён гениального стихотворения, так как после того как в… б, поэт потерял к Анне Керн всякий интерес.

Эрих Мария Ремарк один из любимейших писателей моей молодости. «Три товарища» читал и перечитывал, и на русском, и на немецком. Первоначально он хотел назвать роман «Пат», по имени главной героини, прототипом которой послужила его жена Ильза Ютта Замбона.

В 1945 году Ремарк публикует роман «Триумфальная арка», который писал более пяти лет. Книга своего рода реакция писателя на мучительный роман с известной актрисой Марлен Дитрих. Писательство своего рода терапия, с помощью которой боль и радость сублимируется в художественный текст. Помогает или не помогает, не нам судить. По-всякому бывает.

В бурные 30-40-е годы прошлого века жизнь Ремарка было относительно ровной и спокойной. Ему удалось вовремя уехать из фашистской Германии. Правда, лишили гражданства, а его книги сжигали на кострах. Но уехал он известным и материально обеспеченным человеком.

Марлен Дитрих и Ремарк

Они познакомились в 1937 году в Венеции. Два творчески успешных человека, покинувшие Германию. За три года любви они не так много провели времени вместе. Они чаще говорили по телефону, писали письма. Писем Марлен Дитрих практически не сохранилось. После смерти Ремарка их уничтожила вдова писателя Полетт Годар.

Письма писателя к счастью живы.

«Просто страшно, как долго тянется время, сердце сердца моего, — я здорово засох без тебя, и ничто меня не радует! Давай опять посмеемся вместе! Все вокруг стало каким-то мучительно скучным! Приди к моему плечу, и давай будем спать друг с другом!»

Практически все его письма полны горечи и печали. Привычное его состояние в эти годы — ревность, от которой он не может избавиться. Дитрих очень яркая женщина во всём. Её поступки в личной жизни с точки зрения устоявшейся морали могут вызывать недоумение. Она была замужем. Этот брак уже через несколько лет стал «дружеским». Она меняла любовников как перчатки. Роман с Ремарком не мешал ей продолжать менять «перчатки». «В мужчине мне нравились только две вещи: руки и губы. Все остальное — приложение», — говорила она.

Для писателя ситуация становилась унизительной и невыносимой. Через три года они расстались. Ремарк делал попытки возобновить отношения и даже предложил ей выйти за него замуж. Она отказала, и не просто отказала, а сообщив при этом, что сделала аборт от очередного любовника. И всё равно удивительная женщина. Через 30 лет за неделю до смерти Ремарка она напишет ему несколько строк: «»Любимый Альфред (так она его называла) посылаю тебе все мое сердце».

Был в её жизни эпизод, который заставляет, если не по-другому посмотреть на актрису, то по крайней мере удивиться поступку.

Но прежде несколько слов об очень симпатичной теории «шести рукопожатий». Любые два человека в мире могут быть соединены последовательностью личных контактов и что эта цепочка в большинстве случаев будет составлена из определенного числа звеньев.

В данном конкретном случае теория поможет связать всемирно известного писателя Эриха Марию Ремарка и ленинградку Лелю Лыжину (время действия 60-е годы прошлого века). И такое возможно стало благодаря Марлен Дитрих. Но обо всём по порядку.

В 1964 году она приехала с концертами в Москву. О том, что случилось тогда в Москве, актриса рассказала в своих воспоминаниях:

«Однажды я прочитала рассказ «Телеграмма» Паустовского. Он произвел на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть. Мне не удавалось разыскать другие книги этого удивительного писателя.

Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском. Тут собрались сотни журналистов, они не задавали глупых вопросов, которыми мне обычно досаждали в других странах. Наша беседа продолжалась больше часа. Когда мы подъезжали к моему отелю, я уже все знала о Паустовском. Он в то время был болен, лежал в больнице. Позже я прочитала оба тома «Повести о жизни» и была опьянена его прозой.

Мы выступали для писателей, художников, артистов, часто бывало даже по четыре представления в день. Представление прошло хорошо. Но никогда нельзя этого предвидеть, — когда особенно стараешься, чаще всего не достигаешь желаемого.

По окончании шоу меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему свое восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени».

Марлен Дитрих и Константин Паустовский

У Марлен Дитрих оказался отменный литературный вкус. Константин Паустовский великолепный беллетрист уровня Ивана Бунина. На момент встречи с актрисой ему было 72 года, и он тяжело болел.

 

Его жизнь всегда была подчинена писательству. Сначала литература, потом всё остальное. Женщины в его жизни (он был трижды женат) источник сюжета, возможность создание художественного образа. Как же он красиво о них писал.

«Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было еще на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь — чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьется твое сердце, мое сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю»… — из письма к последней жене Татьяне Арбузовой.

Трудно усомниться в его искренности. Но искренен он и в другом письме.

«'… Я никогда не забуду тот вечер в Пушкинском Доме и рояль, за которым Вы стояли, и два Ваших слова: ' Я — Леля'. В тот вечер, несмотря на многие тяжести, моя жизнь подошла к небывалому, почти невозможному счастью, к чуду. С тех пор я не перестаю благодарить судьбу за то, что встретил и хоть немного узнал Вас. Мне все это кажется незаслуженным счастьем», — это из письма к той самой Леле Лыжиной.

Леля (Елизавета) Лыжина была влюблена в прозу Паустовского и однажды написала ему письмо безо всякой надежды на ответ. Но он ответил, выбрав из сотен писем читателей почему-то её. Завязывается переписка, потом встречи в Ленинграде, Крыму. Разница в возрасте огромная (около сорока лет). Но талант притягателен для женщин независимо от возраста его обладателя. Только и женщина должна быть незаурядной.

Несомненно это был очень красивый любовный роман.

«Когда я писал «Ручьи, где плещется форель», я никого в то время не любил. Было глухое время в моей жизни. Тогда я написал, что никто не знает, что такое любовь. Может быть, это плеск форели в реке, низкие звезды за окнами, печальный голос женщины. И вот, сейчас мне дорого все, что связано с Вами, даже каждый пустяк. Все — и сырой туманный воздух, налетающий с Финского залива, Пергамский зал Эрмитажа, Куинджи в Русском музее, тот вечер, когда падал медленный снег, и я пришел к Вам на 7-й этаж и впервые ощутил страшную тревогу перед будущим и какую-то глубокую сияющую прелесть Вашего существа».

Неизвестно, как долго длились эти отношения. Через восемь лет после знакомства в 1968 году Константин Паустовский умирает. Незадолго до смерти он диктует письмо своей жене.

«Золотое сердце мое, прелесть моя, я не сумел дать тебе ту счастливую жизнь, какой ты заслуживаешь, может быть, одна из тысяч людей. Но бог дал мне счастье встретить тебя, этим оправдана и моя жизнь, и моя работа, — в общем, незаметная перед лицом моей любви. Благодаря тебе я был счастлив в этой земной жизни. И поверил в чудо… Да святится имя твое, Танюша!»

Жаль, что Леля Лыжина так и не встретилась с Эрихом Марией Ремарком. Он не знал русского, она не говорила на немецком. «Шесть рукопожатий» только теория.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Чтобы осветить проблему с разных точек зрения мы даём возможность авторам высказаться, даже если их мнение частично или полностью не совпадает с мнением редакции. Стать нашим автором можно, предложив свою статью для публикации.

18.220.1.239

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 412
nfhfynek
лично#
Цитата: В гениальном стихотворении «солнце поэзии» пишет: «Я помню чудное мгновение, а в письме: «… пишешь мне о m -m Керн, которую я с божьей помощью на днях в… б». И мы понимаем, что, если бы «с божьей помощью» случилось на несколько лет раньше, мир был бы лишён гениального стихотворения, так как после того как в… б, поэт потерял к Анне Керн всякий интерес.
Охарактеризовать процесс/момент можно одним ёмким словом, а можно расписать всю гамму желаний, чувств, ощущений, эмоций… наверняка они были…

…Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь,
Взрывая, возмутишь ключи,
— Питайся ими — и молчи….
Из стихотворения «Silentium!» («Силенциум! ««Молчи!») Федора Ивановичем Тютчева (1803-1873)

«Мысль изреченная есть ложь» часто цитируется, как совет внимательно относиться к слову — далеко не всякая высказанная мысль понимается другим человеком адекватно, правильно. Тем более мысль написанная… Тем более одним молодым повесой другому. К тому же читаемая и осмысливаемая через много лет потомками, привыкшими относиться с пиететом к написавшему — ПИИТ…

Именно поэтому многие ближайшие потомки уничтожают литературное наследие в письмах своих родителей…

Письма тоже могут быть разные, в зависимости от адресата, и далеко не всегда в них
Цитата: писатель более искренен. Когда он пишет письма, то часто раскрывается с совершенно неожиданной стороны: благородный рыцарь или низкий подонок, друг или предатель.
Даже, если это письма в разлуке любимой женщине/любимому мужчине…
Цитата: не нам судить. По-всякому бывает.
И в любом случае, нельзя оценивать характер и жизнь человека ретроспективно на основании сиюминутно им написанных посланий. А тем более — навешивать ярлыки. И надо учитывать, что мужчина говорит/пишет о своих чувствах правду, но испытывает их он здесь и сейчас…

Насколько, я знаю, Дитрих была бисексуальна. И её слова о мужчинах только подтверждают это. Потом, это совершенно разные вещи — восхищение творчеством/умом/личностью мужчины и постель с ним, тем более — совместное проживание…

А теория «шести рукопожатий» здесь не понятно к чему вообще. Многие были знакомы — круг определенный. И теория эта совсем не о том. Вот мы с Вами случайно встретились, разговорились, от нечего делать вспомнили об общих знакомых, и находим, перечисляя 6 человек — выстраиваем цепочку, что через них, этих шестерых мы давно знакомы.

Вот, интересна завязка, да логика хромает и какое-то подведение черты/выводы ни о чём. Может лучше их не делать, пусть будет поток сознания/ассоциаций, без попыток во всём разобраться?
Или вся эта история достойна большего формата?
Или это вообще две или три разные темы, которые сведенными вместе не смотрятся, а по-отдельности…
masal
лично#
Только немного начинал читать «Три товарища» в начале 90-х. Что отвлекло и заставило бросить точно не помню, вроде необходимость изучения нового для успешной работы, чтоб не остаться за бортом жизни… Подом дети и так далее. Но 4 тома Ремарка стоят на полке и видимо скоро меня дождутся.
Matthaus
лично#
В студенческие годы читал «Три товарища» и «Чёрный обелиск» — не могу сказать, что зацепило. Видимо, до меня Ремарк тоже дойдёт позже. Дома есть пять или шесть книг — в начале 90-х какая-то пьянчуга отдала их маме за бутылку водки.
ma333
лично#
masal: Но 4 тома Ремарка стоят на полке и видимо скоро меня дождутся.
Всему свое время. Надеюсь, ты не опоздаешь. Когда я прочла «Три товарища» (папа в библиотеке на Власихе брал), мне ТАК захотелось иметь эту книгу…ну, наверное, как вам (меломанам) хотелось какой-нибудь виниловый диск в те времена. В «Кругозоре» был такой отдел обмена, где можно было выставить книгу и написать, что бы ты хотел получить взамен, что-то типа картотеки. Магазин вроде какой-то процент с этого имел, или нет…я не помню точно. Стояли там «Анжелики», «Поющие в терновнике», и пр. мелодрамы и хорошо котировались детективы, особенно зарубежные. Вот я и притащила на обмен новенький «Современный шведский детектив». Написала, что хочу за него только «Трех товарищей», в любом состоянии и в любом издании. И вот, где-то через пару недель на меня обрушилась моя мечта в потрепанной картонной обложке кишиневского издательства, с исключительно противными мордами главных героев на обложке. Но это все были несущественные мелочи, не омрачившие мое счастье. Эта книжка до сих пор у меня)))
franz94
лично#
masal: Только немного начинал читать «Три товарища» в начале 90-х. Что отвлекло и заставило бросить точно не помню, вроде необходимость изучения нового для успешной работы, чтоб не остаться за бортом жизни… Подом дети и так далее. Но 4 тома Ремарка стоят на полке и видимо скоро меня дождутся.
Уверяю' ты не пожалеешь))) он потрясно пишет'
besogon1969
лично#
yans: функциональным чтением
Зато вы, видимо, обладаете не только навыками функционального чтения, но и функционального письма…
franz94
лично#
Я сына 'подсадил' на Ремарка классе в 8-м))) и он его прочел с удовольствием) я спецом купил красивое собрание сочинений в своем книжном' парень меня порадовал)))
besogon1969
лично#
yans: Славным одинцовцам ничто не поможет.
Равно как и остальным россиянам…
Matthaus
лично#
Извините.
ma333
лично#
nfhfynek: А теория «шести рукопожатий» здесь не понятно к чему вообще.
Логически, по-моему, все выдержано, цепочка построена красиво, два человека — Ремарк и Лыжина, люди разных национальностей, поколений и совершенно разных миров, оказались разделены даже не пятью, а всего лишь двумя уровнями знакомых: Ремарк-Дитрих-Паустовский— Лыжина
masal
лично#
franz94: Уверяю' ты не пожалеешь))) он потрясно пишет'
Возможно, даже скорее всего, ибо прочитанное начало не вызвало тогда негативной реакции. Просто так сложились обстоятельства.
franz94: Я сына 'подсадил' на Ремарка классе в 8-м))) и он его прочел с удовольствием) я спецом купил красивое собрание сочинений в своем книжном' парень меня порадовал)))
a_b_c
лично#
Г-н Янс, не сочтите мой комментарий попыткой покуситься на Ваш авторитет, но сдается мне, что понятие «функциональное чтение» подходит только в случае оценки усвоения материалов из учебной и справочной литературы.
А к поиску потаенных смыслов, которые понятны только самому автору (и то не всегда!), функциональное чтение отношения не имеет!
besogon1969
лично#
nfhfynek: А теория «шести рукопожатий» здесь не понятно к чему вообще.
Ну как так? Сейчас это трендовое выражение — «быть рукопожатным». А современные модные «журналисты» просто обязаны в ЛЮБОЙ текст вворачивать модные словечки и обороты как угодно, даже если они совершенно не «клеятся» к теме.
Осточертели уже до тошноты, эти бесконечно повторяемые по поводу и без (чаще — без) «заклинания»: рукопожатный-прорывы-угрозы-вызовы-рекорды-стратегииразвития-скрепы…
Задолбали.
masal
лично#
ma333: Всему свое время. Надеюсь, ты не опоздаешь. Когда я прочла «Три товарища» (папа в библиотеке на Власихе брал), мне ТАК захотелось иметь эту книгу…ну, наверное, как вам (меломанам) хотелось какой-нибудь виниловый диск в те времена. В «Кругозоре» был такой отдел обмена, где можно было выставить книгу и написать, что бы ты хотел получить взамен, что-то типа картотеки. Магазин вроде какой-то процент с этого имел, или нет…я не помню точно. Стояли там «Анжелики», «Поющие в терновнике», и пр. мелодрамы и хорошо котировались детективы, особенно зарубежные. Вот я и притащила на обмен новенький «Современный шведский детектив». Написала, что хочу за него только «Трех товарищей», в любом состоянии и в любом издании. И вот, где-то через пару недель на меня обрушилась моя мечта в потрепанной картонной обложке кишиневского издательства, с исключительно противными мордами главных героев на обложке. Но это все были несущественные мелочи, не омрачившие мое счастье. Эта книжка до сих пор у меня)))
В Кругозоре был и обычный книгообмен. Жил с номинала. Просто выбираешь из выставленного там на свободный обмен. При обмене платишь в кассу процент от номинала приобретаемого (вроде так, у них по полкам было и они твою книгу оценивали с какой полки можешь выбрать, в Дубраве у Андрея и Петра балльная система была, там можно было за одну с высоким баллом взять пару с мелкими, по их оценке). Твою книгу они ставят на полку для дальнейшего обмен. Я юзал и там взял себе подарочное издание «Три мушкетёра», довольно редкое. Кстати, перед закрытием недавно заходил и одна продавщица меня вспомнила по тем годам. Ну есть у меня страсть коллекционера, видимо.
fara
лично#
besogon1969: прорывы-угрозы-вызовы-рекорды-стратегииразвития-скрепы…
Строби, вообще-то книжки обсуждают. Куда с политотой лезешь?
По теме — нет, не зашёл Ремарк.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи