Напиши мне про любовь

03 марта 2019, 17:25

Написание текстов на злободневные темы периодически утомляет. Впрочем, как и сама злободневность. Одно и то же. Не злободневность, а бег по кругу.

Так и хочется поговорить о большом и чистом. Нет, слона в ванне мыть не буду. Поговорим о любви

Любви не только все возрасты покорны, но она неизменна и во всех своих проявлениях. Эти банальные истины подтверждаются, нашим прошлым, частично настоящим и, надеюсь, будущим.

Во все времена любовные пары похожи и в то же время неповторимы. Подтверждение этому мы находим в документах с романтическим названием «любовные письма». Эти документы навсегда сохранили аромат любви, которым наполнялись одна эпоха за другой. Войны, кризисы, революции, а аромат неистребим. Он связывает людей, которые никогда и нигде не могли встретиться. Любовь уравнивает.

Что может быть общего между поэтом — вельможи конца XVIII века Гавриилом Державиным (тем самым, который «благословил» Пушкина) и безвестным жителем XVII века Малиной Арефьевым? Что может связать людей, живших в разных столетиях? Не только любовь, но и баня.

«Любовные письма Малины Арефьева» — подборка документов из судебного дела, в котором письма фигурировали в качестве доказательств. Письма короткие, скорее записочки о назначении свидания. Малина Арефьев пишет любимой девушке: «Маня, выдь на огород, за баню. Буду ждать тебя. Только не обмани».

Но как эти письма оказались в суде? Оказывается, они находились в судебном деле как доказательство вины Малины Арефьева. В чем же заключалась его вина? Маня, «на огород за баню» ходила, и не раз. Итогом этих «ходок» стала беременность. «Покрыть грех» и жениться на девушке Малина Арефьев по каким-то соображениям не захотел. «Любовь прошла, увяли помидоры». Тогда отец девушки подал в суд бумагу, чтобы заставить Арефьева жениться на его дочери, так как считал его «повинным в беременности». Единственным доказательством «вины» и были, как раз, письма. Раз приглашал «за баню», значит, виноват. Это сегодня провели бы генетическую экспертизу, и нет проблем. Чем закончился суд, история умалчивает. Будем надеяться, что все у них сладилось.

Это судебное дело очень напомнило знаковые фразы из американских фильмов: «Я тебя люблю» и «Встретимся в суде». Времена меняются, а нравы нет.

Впрочем, я отвлекся от бани.

Державин

Из писем Гавриила Державина своей невесте, второй будущей жене, мы узнаем, что встречам с ней он предпочитал баню.

«Извини меня, мой милый друг, что тебя сегодня не увижу. К обеду не мог быть для того, что нужда была быть у Васильева, а ввечеру кое-кто заахали, а, между тем, признаюсь, что готова баня, то уже не попаду к вам».

Видимо, невеста обиделась, потому, как на следующий день поэт пишет: «Каково ты, мой милый и сердечный друг, почивала? Я думаю, обеспокоена вчерашним вздором. Плюнь, матушка, на враки: довольно, — я твой. Не знаю, где обедаю; но только у вас буду. Будь, мой друг, спокойна».

Обещать жениться, не значит, жениться, так как еще через день Державин сообщает невесте: «Миленушка, душа моя, я сегодня к тебе не буду, для того, что надобно к понедельнику множество написать писем, которые я запустил, а на вечер пойду в баню».

Поэт есть поэт, как изящно, виртуозно он «динамит» невесту. Но такому поведению есть объяснение. 52-летний поэт решил вступить в брак не от горячей любви, а чтобы, как он говорил, оставшись вдовцом, «не сделаться распутным». Что ж в этих рассуждениях есть своя логика. любовных письмах человек с хрестоматийной биографией, если и не раскрывается полностью, то смотрится совсем по-другому. Человечнее и понятнее.

Что связывает двух выдающихся людей России — Александра Грибоедова и Николая Чернышевского. Один — блестящий поэт и дипломат, другой — посредственный писатель и революционер, звавший «Русь к топору».

Так исторически случилось, что они подолгу находились со своими женами в разлуке. Александр Сергеевич — на дипломатической службе в Тегеране, Николай Гаврилович — на каторге в Сибири. Грибоедов пишет очаровательной шестнадцатилетней жене Нине Чавчавадзе, Чернышевский — обремененной годами, нуждой и детьми Ольге Сократовне.

«Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Вчера меня угощал здешний Визирь, Мирза Неби, брат его женился на дочери здешнего Шахзады, и свадебный пир продолжается четырнадцать дней. Однако, душка, свадьба наша была веселее, хотя ты не Шахзадинская дочь, и я незнатный человек. Помнишь, друг мой неоценённый, как я за тебя сватался, без посредников, тут не было третьего. Помнишь, как я тебя в первый раз поцеловал, скоро и искренно мы с тобой сошлись, и на веки. Помнишь первый вечер, как маменька твоя и бабушка и Прасковья Николаевна сидели на крыльце, а мы с тобою в глубине окошка, как я тебя прижимал, а ты, душка, раскраснелась, я учил тебя, как надобно целоваться крепче и крепче. Прощай, бесценный друг мой еще раз… Целую тебя в губки, в грудку, ручки, ножки и всю тебя от головы до ног», — это дипломат Грибоедов.

«Каково-то поживаешь Ты, моя красавица? По Твоим письмам я не могу составить определенного понятия об этом. Вижу только, что Ты терпишь много неудобств. Прости меня, моя милая Голубочка, за то, что я, по непрактичности характера, не умел приготовить Тебе обеспеченного состояния. Я слишком беззаботно смотрел на это. Хоть и давно предполагал возможность такой перемены в моей собственной жизни, какая случилась, но не рассчитывал, что подобная перемена так надолго отнимет у меня возможность работать для Тебя. Заботься только о своем здоровье. Оно — единственное, чем я дорожу. Пожалуйста, старайся быть веселою. Будь же здоровенькая и веселенькая. Целую Твои глазки, целую Твои ножки, моя милая Лялечка. Крепко обнимаю Тебя, моя Радость», — а это каторжник Чернышевский.

Разные социальный статус, разные, в общем-то, эпохи, а тоскуют мужики одинаково. Как собаки, потерявшие хозяина.

Начало ХХ века — время революционных потрясений, но даже такое смутное время не отменяло простых человеческих отношений. Например, таких, как эти:

«Не писал так долго, потому что и денег не имел, и не мог понять, что со мной… Ты видишь во мне фанатика, а между тем я просто жалкий мальчуган. Да нельзя ни за что, чтобы ты на все время приехала ко мне. Я могу совсем разбить твою жизнь и тем разобью окончательно и свою собственно. Венчаться тоже, по-моему, надо будет избегать всеми силами. Ведь мы никогда не должны быть мужем и женой, зачем же связывать себя, ограничивать свою свободу и самому сознательно усиливать искушение и тем ослаблять свои уже надорванные силы. Я ведь сам первый предложил о венчании. Но теперь, когда чувствую себя так слабым и бессильным, мысль эта меня пугает»

Это строчки из письма юного Дзержинского, когда до «железного Феликса» ему еще идти годы и годы.

Можно приводить массу примеров подобных писем, которые и по содержанию, и по сюжету оставляют далеко позади всевозможные современные любовные романы. Но век письма уходит. Теперь не надо ждать смерти (тьфу-тьфу) известного человека, чтобы узнать его «лавстори». Он сам о ней расскажет при жизни. И важна не глубина чувств, а глубина кармана. Признания в любви размещаются на баннерах, показываются по телевизору. Если же карман мелкий, достаточно СМС. Если мелкий не только карман, но и ум, смску можно заказать на специализированных сайтах или скопировать готовые.

«Я всегда знал, что я железный. Меня сложно разжалобить, и не просто вывести из себя. Увы, но и у холодного железа есть один существенный недостаток — против магнита оно бессильно. А ты, видимо, и есть мой магнит. Меня безумно к тебе тянет»!

Все равно напряг. Очень длинно. СМС нужно писать кратко и емко. «Привет. Приезжай, я уже без трусов». Вот и вся любовь.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Чтобы осветить проблему с разных точек зрения мы даём возможность авторам высказаться, даже если их мнение частично или полностью не совпадает с мнением редакции. Стать нашим автором можно, предложив свою статью для публикации.

34.236.145.124

2 248
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
в тексте опечатки надо исправить
guguru: в тексте опечатки надо исправить
Ему про любовь, а он опечатки… казенная твоя душа!!
guguru: в тексте опечатки надо исправить
Не тронь автора! Вона его как по-весеннему «распутило»…
В городке Мышкин в 2010 году установили монумент солдату Великой Отечественной. На берегу Волги стоит фигура бойца, а по краям гранитные плиты, на которых высечены письма солдата своей семье. Сколько же в этих строках любви!
tanya-shakhnes.livejournal.com/80906.html
a_b_c: Не тронь автора! Вона его как по-весеннему «распутило»…
Ну, так бывает: сперва заПутило, теперь расПутило…
Цитата: Из писем Гавриила Державина своей невесте, второй будущей жене, мы узнаем, что встречам с ней он предпочитал баню.
И немудрено.
Интернетов тогда не было (и назойливой политоты — тоже).

«В каждой русской бане в 16-18 веках, в общем зале, промежду всех, работали специальные девки, именуемые растиральщицами. Для состоятельных клиентов всех сословий специально имелись отдельные кабинеты и закутки ибо они частенько баловали растиральщиц чаевыми и пользовали их по иному назначению- как гулящих. В обязанности растиральщиц как бы входили не только полная помывка, но и прочие радости, коли того клиент захочет каким-либо случайным образом. В общественных банях для простого люда профессия растиральщиц к концу 18 века исчезла совсем- по причине разделения бань на мужские и женские отделения. Особая каста растиральщиц работала в банях и отделениях бань для бояр и дворян. Они там сохранились до середины 19 века. В их обязанности входила не только мойка, но и пропарка клиентов путем обмахиваний большими березовыми или дубовыми ветвями и непременно свежим паром. Во всех банях для знати, к 18 веку переименованных в дворянские разряды, парились именно этим назваемым «старомосковским» или «истинно московским» способом. Парные комнаты — парилки в них устраивались квадратом — то есть весь дощатый пол был свободен для лежания и только по краям квадратного или прямоугольного помещения стояли скамьи для сидения (до сих пор такой тип парной изредка встречается в общественных банях). Вначале процесса в парилке трудились «паровые» мужики- мастера поддачи и делания пара. Они проветривали помещение, поддавали кипяток на жар-камни бадьями или шайками, реже большими ковшами или кружками. Периодически они проверяли крепость пара, воздевая руки к потолку. И, когда паровая подушка вверху была на их взгляд достаточной — то звали растиральщиц- махальщиц: — Готово! Красивые статные девки махальщицы первым делом создавали ароматы- разбрызгивали по стенам настои трав, мяты, душицы, ромашки. Затем застилали полы свежим сеном, лепестками цветов, ветвями с липовым цветом, цветами ромашек- в зависимости от сезона по-разному. После этого уже и звали господ: — Пожалуйте на парок! Люди знатные и уважаемые ложились на застланный пол округ садившейся в центре махальщицы и та начинала их обмахивать и оглаживать веткой-опахалом, зачерпывая ею пар из созданной вверху паровой подушки, как кашу ложкой. Постепенно махала чаще. Затем ее сменяла другая махальщица. Потоки жара обрушивались на парящихся. Знать кряхтела, краснела, пыхтела и вертелась угрями, изнывая от сочного жара!
Вот как описывал работу растиральщиц-махальщиц Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»:
…В чертоги входит хан младой,
За ним отшельниц милых рой,
Одна снимает шлем крылатый,
Другая — кованые латы,
Та меч берет, та — пыльный щит.
Одежда неги заменит
Железные доспехи брани.
Но прежде юношу ведут
К великолепной русской бане.
Уж волны дымные текут
В ее серебряные чаны
И брызжут хладные фонтаны;
Разостлан роскоши ковер,
На нем усталый хан ложится,
Прозрачный пар над ним клубится.
Потупя неги полный взор,
Прелестные, полунагие,
Вкруг хана девы молодые
В заботе нежной и немой
Теснятся резвою толпой…
Над рыцарем иная машет
Ветвями молодых берез…
И жар от них душистый пышет;
Другая соком вешних роз
Усталы члены прохлаждает
И в ароматах потопляет
Темнокудрявые власы…
Вениками дворян тоже парили крепкие мужики-банщики. Крепко парили. Но вот обмахивания истощенным денди нравились больше. Чтобы понять почему — посмотрим на обычную картину проведения дня среднесписочного штатного богатого повесы того времени. В 18 веке среди дворянской светской молодежи было модно вставать как можно позже и мода эта, по мнению Лотмана, восходила к французской аристократии «старого режима» и была занесена в Россию эмигрантами-роялистами. Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Дворянская молодежь, ведущая холостой образ жизни, редко имели повара — крепостного или наемного иностранца — а предпочитали обедать в ресторане. Рестораны для тусовки российские денди выбирали модные- и всякий явившийся туда на обед- как бы давал подписку на последующее бурное продолжение гуляния. Пушкин, когда писал, специально обедал раньше или выбирал другие места, чтобы не сталкиваться «со таей холостяков», ибо столкнувшись был бы обязан примкнуть к прожиганию жизни, таков был негласный закон среди повес начала 19 века. Послеобеденное время молодые франты стремились «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Одной из форм приятного убийства времени был театр. Для петербургских денди театр был не только художественным зрелищем, но и своеобразным клубом, где происходили светские тусовки, где находили любовные интриги и где были доступные закулисные увлечения актрисами. Примечательно, что лучшие бани страны рождены актерами. Ведь именно актеры Елизавета и Сила Сандуновы основали «лепные» бани, в которых после Дениса Давыдова и Пушкина перебывало несть числа знаменитостей. И ведь после театра, именно баня была популярной формой проведения времени между рестораном-клубом и балом. Московская молодежь любила бани более петербургской и посещала их часто не менее двух раз в неделю и, как нам кажется, не последнюю роль в этом играло умение доставлять удовольствие, красочно описанных Пушкиным, растиральщиц-махальщиц. Да и по количеству, как и по качеству бань Москва намного превосходила Северную Пальмиру. Примечательно то, что хотя московские дворяне имели по 3-5 домов-усадеб, а по московскому обычаю при каждой усадьбе имелась своя банька- все же париться предпочитали в дворянских разрядах, где и сервис был налажен и пар в большой парилке был лучше. Ну, а уж после театра или баньки — дворянская тусовка ехала на бал. А там — полонез, потом вальс, потом мазурка, а там и завершающий котильон. Там повесы, показав свою стать в танцах, выглядывали жертв из молодых жен старых аристократов и чииновников, и к дамам этим всяческими ухищрениями пытались «стать поближе». Затем шли ночные гуляния, кутежи, карты и пьянки. А с похмелья опять же- как без баньки обойтись. И конечно же, выбирая между общерусским парением веником и «старомосковским» обмахиванием, истощенная душа молодого дворянина склонялась к варианту махальщиц с «ветвями молодых берез»… Осталось добавить, что «старомосковский» способ парения, как это ни странно, жив до сих пор — в Москве так парятся в Селезневских и Ржевских банях, также говорят есть бани в Питере и Финляндии, где помнят зачем в парилке так «много пола».

Так что, именно потому
Цитата: 52-летний поэт решил вступить в брак не от горячей любви, а чтобы, как он говорил, оставшись вдовцом, «не сделаться распутным».
Ну накопипастила от души…
Цитата: Что связывает двух выдающихся людей России — Александра Грибоедова и Николая Чернышевского. Один -
Хорошие новости для Матхауса (одинцовского черлидерра борцов с «Гейропой»):

В Британии ставят гей-пьесу о Петрове и Боширове

Агенты российского ГРУ Анатолий Чепига и Александр Мишкин, которые под вымышленными именами Руслана Боширова и Александра Петрова пытались отравить секретным препаратом «Новичок» проживающего в Великобритании разведчика-перебежчика Сергея Скрипаля и его дочь Юлию, внезапно стали героями театральной постановки. Британская продюсерская компания StageRC планирует поставить о них пьесу «Увидеть Солсбери», по сюжету которой россияне являются влюбленной гей-парой, уехавшей на туманный Альбион втайне от своих официальных семей.
Автором пьесы является известный российский писатель-юморист, а теперь еще и драматург Виктор Шендерович. Премьеры «Увидеть Солсбери» состоятся 30 и 31 марта — на русском и английском языках соответственно.
maslov: В Британии ставят гей-пьесу о Петрове и Боширове
Я бы посмотрела. Петь будут?
olga-fifa2007: Ну накопипастила от души…
Не надо завидовать. Вон — в блоге — правильно сказали, ещё надо знать что/где скоммуниздитьпипастить.
pravdist: Даже, чтобы скопировать и распространить хорошую мысль, — думать надо!
А ты…только гавкать можешь!
Маслов, ты в главной роли, что ли, в этой пьесе?)
И Петров и Боширов одновременно, как Жан Марэ в фантомасе. Я его всегда подозревал.
Да, меняется всё.
В письмах Александра Грибоедова и Николая Чернышевского отчётливо видны интерес к жизни жены (как она там), забота, живое участие (сожаление о невозможности оказать помощь семье).
А в письме Дзержинского — всё о себе, я жалкий, я могу разбить…

Стих. в тему:

Извини! Я тебя не достоин!
Дмитрий Кирсанов

Что мне делать?! Она мне не нравится.
Дальше быть с ней увы не настроен.
— Извини дорогая красавица.
— Ты цветок! Я тебя не достоин.

Ночь любви позади, ставлю крестик.
Ухожу и совсем не расстроен.
— Ты прости нам не быть с тобой вместе.
— Я такую как ты не достоин.

Ночь за вечером, новые встречи.
Сорок крестиков, галочек нету.
Я её обнимаю с закатом.
А она провожает с рассветом.

Совесть спит, когда бодрствует разум.
Быт мой так идеально построен.
Все проблемы решу одной фразой.
*Извини я тебя недостоин*

Но любовь постучалась нежданно!
И с утра не спешу удаляться.
Лишь она для меня так желанна.
И хочу навсегда с ней остаться.

Пусть земля станет тише вертеться!!!
Чтобы утро тянулось подольше.
Поселилась любовь в моём сердце.
И других мне не надобно больше.

Я в любви ей признался однажды.
А в ответ прозвучало спокойно.
— Ты такой замечательный парень.
— Извини…. Я тебя не достойна……

А уж современные СМСки — не просто эгоистичны, а только натуралистичны, причем ключевое слово здесь ТОЛЬКО.
masal: И Петров и Боширов одновременно, как Жан Марэ в фантомасе. Я его всегда подозревал.
Жан Маре — вообще был их этих Подозрительный
besogon1969: Ну, так бывает: сперва заПутило, теперь расПутило…
Комментарии гостей публикуются только после подтверждения e-mail адреса