Одинцово-ИНФО

Специалисты отреставрировали шлем XVI века, найденный при строительстве ЦКАД в Звенигороде

13 августа 2020, 13:05

Специалисты завершили реставрацию уникального воинского шлема, обнаруженного при подготовке территории к строительству одного из участков ЦКАД-5 под Звенигородом. Работы заняли больше года.

В 2015 году во время исторических изысканий на месте, где ранее находилось село Игнатьевское, археологи обнаружили остов дома поместного дворянина. Здание было разграблено, разрушено и сожжено в смутное время польско-литовской интервенции. Однако сохранился подпол с вооружением: на глубине четырёх метров учёные нашли два сфероконечных шлема XVI века — периода правления Ивана Грозного, накладки от ножен сабли с серебряной гравировкой, портупейный крюк и наконечники стрел.

Один из шлемов отреставрировали специалисты Государственного исторического музея, он выставлен в экспозиции Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея.

В реставрации второго поддержку оказала госкомпания «Автодор». Пресс-служба компании сообщила, что в конце 2018 года шлем передали в Государственный музей реставрации:

Там шлем надолго поместили в сульфидно-щелочную ванну, чтобы в дальнейшем вручную очистить от наслоений окисей. В результате кропотливой, филигранной работы реставраторов были обнаружены фрагменты богатого декора. По всему шлему древнерусские мастера пустили латунную накладку с растительным орнаментом. Специалистам удалось восстановить её и фрагменты серебряной наводки (древний способ нанесения серебра на изделия из железа — серебрением «через огонь»).

Специалисты отреставрировали воинский шлем XVI века, найденный при строительстве ЦКАД в Звенигороде

Специалисты отреставрировали воинский шлем XVI века, найденный при строительстве ЦКАД в Звенигороде

Специалисты отреставрировали воинский шлем XVI века, найденный при строительстве ЦКАД в Звенигороде

Находки звенигородского арсенала специалисты признали уникальными. Впервые удалось обнаружить воинский головной убор в полном комплекте: шлем, защитные науши (пластины), а также фрагменты кожаных чехлов.

По словам историков, уникальность шлемов и в том, что удалось обнаружить головной убор именно рядового воина, простого поместного дворянина. До этого в руки учёных попадали шлемы русских князей, богатых воевод и знати.

3.235.105.97

4 637
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
Доброе дело.
Интересно, сколько он весит… И зачем эти острые наконечники сверху были… Несли какую-то функцию или нет?…
Хорошая штука… Вдохновляющая…
Uncle_Theodors_Mum: И зачем эти острые наконечники сверху были… Несли какую-то функцию или нет?…
Помогали изменять направление кинетической энергии сабель, топоров, секир, палиц и прочей чепухи.
Uncle_Theodors_Mum: Интересно, сколько он весит… И зачем эти острые наконечники сверху были… Несли какую-то функцию или нет?…
При ударе мечом сверху шлем невозможно разбить пополам, так как форма шлема уводит удар в сторону. А даже небольшой конус или просто выпуклость не справится с такой задачей.
Другое дело — боковой удар по этому наконечнику… Так можно и шлем с головы снести, и шею заодно вывихнуть.
Анек. в тему.
Пошли колобок с чебурашкой драться. Чебурашка и говорит: «Только, чур по ушам не бить!» Колобок: «По голове тоже».
lenivets: Помогали изменять направление кинетической энергии сабель, топоров, секир, палиц и прочей чепухи.
Э-э-э, соскальзывали
sandy-home: При ударе мечом сверху шлем невозможно разбить пополам, так как форма шлема уводит удар в сторону.
В общем форма шлема луковкой (как и купола церквей) не имеет подтверждённого источника, считается воплощением молитвы, близости к богу (Индия), ратная практика вторична…
Два шелома XVI века, найденные в Звенигороде в 2016 году.
зжщд
Вместе со шлемами сохранились кожаные чехлы, тканевые подкладки и инкрустированные науши.
«Они относятся к типичным боевым наголовьям русской кавалерии, это сфероконические «шеломы», украшенные позолотой и серебром. Подобные шлемы есть в собраниях Оружейной палаты, Эрмитажа и Государственного исторического музея»

swordmaster.org/forum/…eologii/topic-303.html
warspot.ru/13415-shelom-shishak-i-prochie-misyurki
«Теперь мы лучше понимаем, как бояре готовились к военным походам — у каждого в подвале был свой арсенал. Благодаря этим раскопкам, мы впервые смогли «увидеть» воинский быт русского дворянина, который был основой русской армии эпохи становления и расцвета Московского государства»
zaika: В общем форма шлема луковкой (как и купола церквей) не имеет подтверждённого источника, считается воплощением молитвы, близости к богу (Индия), ратная практика вторична…
Ленин

Эти особо набожные.
lenivets: Эти особо набожные.
Ну, а пентаграмма на лбу?…Символизм, ёшкин пень!…
[q=zaika] В общем форма шлема луковкой (как и купола церквей) не имеет подтверждённого источника, считается воплощением молитвы, близости к богу (Индия), ратная практика вторична…
На куполах церквей в виде луковки стоят кресты. А роль железного шлема я бы не назвал вторичным в ратной практике. ) …Хотя, я не историк, не близок к Богу и не практик боя на мечах в шлемах. )))
Это классический монгольский, татарский шлем. На навершие прицепляли всякие украшения, ленты, конский хвост например. Золотая орда, оттуда пришло.
yatutprohodil: Это классический монгольский, татарский шлем. На навершие прицепляли всякие украшения, ленты, конский хвост например. Золотая орда, оттуда пришло.

Вот для чего антена на башке в бою.
Хвост на неё привязывать удобнее.
Комментарии гостей публикуются только после подтверждения e-mail адреса