Закон на страже... психического расстройства

16 декабря 2006, 15:47

С приходом демократии власть отменила принудительное лечение психически больных. С 1992 года вопросы их лечения регулируются Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Статья четвертая этого Закона утверждает, что психиатрическая помощь оказывается только при добровольном обращении больного или с его согласия, причем лечение проводится только после письменного согласия. Это значит, теперь положить в больницу представителей этой самой опасной категории больных можно исключительно по их желанию. А кто же сам признает себя психически больным?! Но если их госпитализируют без согласия, то мы, оказывается, нарушим их права. Так думать могут только те люди, которым не приходилось работать с этими особо-опасными людьми, страдающими психическими заболеваниями.

Я, работая участковым инспектором, лично сталкивался с «дикими» историями, которые совершали психически больные люди. Могу привести много примеров. Эта идея могла прийти в голову только душевнобольного человека. В вечернее время на неосвещенном деревянном мосту от Баковского завода резиновых изделий в сторону железнодорожной платформы «Баковка» разрушить часть настила пешеходной дорожки, а затем, спрятавшись в кустах, наблюдать, как люди падают с высоты 1, 5-2 метра вниз. Впрочем, забегая вперед, скажу, что виновники данной забавы, 19-летние подростки, в действительности были душевнобольные, состояли на учете у психиатра и без диктовки не в состоянии были написать даже собственную фамилию... Первыми невинными жертвами этой парочки стали две припозднившиеся десятиклассницы. Одна стала заикаться, другая получила травмы позвоночника. Через несколько минут в образовавшуюся дыру провалился мой внештатный участковый инспектор Валентин Щечилов. Правда, в отличие от школьниц, Валентин, будучи физически сильным человеком, не повредил себе ничего. На новую «охоту» к мосту подростки вышли минут через 30-40, и мы их задержали...

Подобных ЧП по вине психически нездоровых людей я мог бы привести много. Кстати, почему я вспомнил это происшествие. Дело в том, что 29 ноября на автобусной остановке «Администрация» один из ожидающих транспорт ни с того ни с сего ударил по лицу рядом стоящего парня. «Ты что делаешь, ненормальный?» - набросился на него потерпевший. Мы их стали разнимать. Пожилая женщина кинулась к нам: «Не трогайте его, он и есть ненормальный! Он мой сын, болен шизофренией». «Тогда его место в лечебнице», - возмутились окружающие! И выяснилось, что и рада бы его туда мать определить, но не получается. Она говорит: «В Звенигороде в психоневрологическом стационаре все забито, мест нет. В Долгопрудный, куда обычно госпитализировали сына, случился пожар, и теперь он закрыт. Вот и мучаюсь я с ним и боюсь за окружающих, но делать мне нечего. Не только мой сын, но все психически больные легкоранимы, их может насторожить и вызвать внезапный гнев, страх любое громкое слово, неласковый взгляд...и ожидать от них можно всего, что угодно».

Я попросил главного психиатра Одинцовского района, Владимира Парамонова, прокомментировать этот инцидент.

- В нашем районе вместе со Звенигородом, если не ошибаюсь, 300 тыс. населения. Приплюсуем сюда же иммигрантов, гостей, дачников... По нормам Минздрава на 1000 человек положено одно психиатрическое койко-место. Это значит, что в Звенигородском психстационаре должно быть 3000 койко-мест, а их только 65. В экстремальных случаях больных с психическими расстройствами везут в Наро-Фоминский район, в 23-ю областную психбольницу в Каменском. Если там есть, конечно, места. А они есть не всегда. У нас имеется только одна спецмашина. Так что нужно ждать, когда бригада психиатров вернется, определив первоочередного пациента. В 23-ю больницу, если нет пробок, ехать в один конец 1, 5 часа. Вывод прост - в таком районе, как наш, должна быть своя специализированная больница для людей, страдающих расстройствами психики. Проблема эта тяжела и опасна, так же, как и ее последствия, и отворачиваться от нее нельзя.

И Владимир Иванович в качестве иллюстрации привел следующий пример: «Один наш пациент убил двух людей. Раньше он за изнасилование женщины и мальчика в извращенном виде был осужден на восемь лет. Однако был тогда признан невменяемым, из-за чего срок наказания отбывал в специальных медицинских учреждениях. После выхода на свободу «изувер» от бесплатных лекарств, то есть от соцпакета, отказался, решил деньгами получить. Как ни печально, Закон это разрешает. Нетрудно догадаться, что пациент принимал вместо медицинских препаратов. Но ежемесячно посещал психдиспансер, выдавал себя за здорового человека. Повторяю, без его согласия мы его определить в больницу не могли. Закон не велит...»

Странный закон. Он не велит принудительно госпитализировать их, он же разрешает психически больным вместо лекарства получать деньги от государства. Словом, позволяет не лечиться. Если наркоман или алкоголик (они приравнены к психически больным) совершает преступление (49% преступлений совершается ими) в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств, по Закону это не является отягощающим обстоятельством. Потому что мы, оказывается, нарушаем этим их права.

Камал АЛАМОВ

 

"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"

18.119.133.228

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
3 169
У нас беда не только с лечением, но и с мониторингом и выявлением. Я могу четко указать на пару-тройку своих соседей преклонных и около того лет с явным МДП. Сейчас им ещё можно помочь амбулаторно, но заниматься этим некому, да и воспринимается учет в ПНД, как клеймо . Прошедшие пятнадцать лет не прошли бесследно для многих.
Гхост
#
А как же госпитализация если "представляет опасность для себя и окружающих", и "нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опъянения не является смягчающим обстоятельством"? Этого, ИМХО, никто не отменял, или как?
С.Б.
лично#
ст. 29 Закона "о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»: лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
(Заявление подается в суд представителем психиатрического учреждения, в котором находится гражданин в течение сорока восьми часов с момента помещения гражданина в психиатрический стационар)
а в соответствии со ст. 23 Закона лицо можно направить на принудительное психиатрическое освидетельствованиенапо по тем же основаниям. Процедура прописана в главе 35 ГПК РФ.
так что законы есть, при том нормальные...осталось только их выполнять
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи