Зачем поляки рисовали граффити на стенах церкви в Больших Вязёмах?

12 марта 2004, 09:49

Так уж вышло, что живу я сейчас в Польше, а конкретно в Варшаве. У меня здесь учёба, интересы и всё прочее. Родина осталась далеко, в моем паспорте стоит отметка о рождении — подмосковное село Большие Вязёмы Одинцовского района.

Обычно люди, уезжающие за границу на продолжительный срок, испытывают чувство тоски по Родине. Вот и меня ностальгия не обошла стороной.

Приехав на зимние каникуы в районный центр — город Одинцово, где живет моя семья, где я провела все школьные годы, решила проведать и свою малую родину — Большие Вязёмы.

Прошлась по улочкам, которые помнят меня совсем маленькой, заглянула в старое общежитие, куда родители привезли меня из роддома — там всё так изменилось… Посидела на детской площадке, покрытой снегом, вспомнила, как играли здесь мы — малыши, как лепили зимой снеговиков…

Мы с родителями часто ходили гулять на речку, на берегу которой стоят церковь и усадьба князей Голицыных, в которой теперь музей. Уже позже я узнала их полные названия: церковь Преображения Господня и Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина.

А не зайти ли?

Слепок со стены и польская шпага В музее не было посетителей, поэтому я могла спокойно разглядывать все экспонаты. Картины, старинная мебель, домашняя утварь, детские игрушки. И вдруг… Мой взгляд остановился на представленных слепках со стены церкви, где совершенно отчётливо были видны нацарапанные когда-то слова… по-польски!

На снимке: музейный стенд, где размещен слепок со стены и польская шпага времен российской Смуты

Представляете моё удивление? Конечно же, мне захотелось немедленно разгадать удивительную тайну — откуда же взялись польские надписи в Больших Вязёмах?

Любовь Васильевна ЖуковаК счастью, на месте оказалась Любовь Васильевна Жукова — старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела, которая охотно предоставила мне работы исследователей на тему польских граффити, интересно и в подробностях рассказала и показала на макете, в каких частях церкви обнаружены надписи. И вот, что я тогда узнала.

Вязёмы с давних времен стояли на очень важном пути — Смоленском тракте. До 80-х годов XVI века Вязёмский ям (конная станция) в учреждённой с 1514 года великим князем Московским Василием III ямской гоньбе по Смоленской дороге имел особенное значение, как последняя станция перед Москвой. Благодаря этому Вязёмы в определенном политическом значении встали в ряд с такими городами, как Можайск, Вязьма, Дорогобуж и даже Смоленск. Неудивительно, что в Вязёмах не раз бывали иностранные гости с Запада. А с конца XVI века начинается особая история Вязём, связанная с личностью Бориса Годунова. Вязёмский ям отступает на второй план, уступая первенство усадьбе правителя государства.

Именно по велению Бориса Годунова в Вязёмах основана и освящена в 1600 году церковь Живоначальной Троицы (так она называлась до 1702 года) — этот, кроме всего прочего, удивительный памятник Смутного времени. После смерти Бориса Годунова в апреле 1605 года Вязёмы теряют значение царской загородной усадьбы. В феврале 1606 года новый государь, названный Дмитрием I и претендовавший на роль законного наследника Грозного, прибывает в Вязёмы с цветом русского боярства и аристократии, членами созданного им на польский манер Государственного совета, сменившего Боярскую думу, а также в окруженнии телохранителей-иноземцев: польской конницы и немецкой гвардии, что бы повеселиться на масленицу весёлой русской забавой — взятием снежной крепости. Это и было началом новой главы в истории Вязём. Впервые иноземцы, взявшие штурмом зимнюю крепость, почувствовали себя не почтительными гостями, а полноправными хозяевами Годуновской усадьбы. Именно с этого времени на стенах церкви появляются первые автографы.

Церковь в Больших Вяземах, построенная Борисом ГодуновымИсследование польских автографов-граффити в Годуновской церкви начал в 1997 году Александр Константинович Крылов — профессор Государственного Академического института живописи, скульптуры, архитектуры им. И. Е. Репина Российской Академии художеств (Санкт-Петербург). В своих научных статьях А. К. Крылов представил собственные прочтение и интерпретацию обнаруженных надписей, а также попытался соединить в общей исторической канве конкретные даты и имена, при этом оговаривая, что невозможно точно утверждать, эти ли исторические персонажи или их родственники, однофамильцы расписались на стенах Троицкой церкви. Действительно, идентифицировать авторов было бы нелегко даже в случае находок архивных документов с автографами тех же лиц, так как разница в написании букв пером по бумаге и выцарапывании их на штукатурке весьма значительна. Однако в любом случае предположения А. К. Крылова могут подвигнуть специалистов к новым изысканиям.

Итак, первые датированные автографы, оставленные некими Яном Муклевским и Якубом Вольским, относятся к 1608 году, когда новый Самозванец, Лжедмитрий II , шёл на Москву через Калугу, Можайск, Звенигород, мимо Вязём.

Самые многочисленные датированные автографы Вязёмской церкви относятся к периоду, когда гетман литовский Ходкевич проходит Смоленской дорогой из Речи Посполитой к столице России в июне 1611 г., в июне 1612 г., а в августе 1612 г. — уже обратно, с остатками своего войска. Иоанес Зекзелис (май 1611 г.), Ян Маркевич (июнь 1611 г.), Пшеслав Круковски (август 1612 г.), Ян Мирановски (октябрь 1612 г.), Паулус Воня (ноябрь 1612 г.) — вот имена немногих из числа тех, кто курсировал Смоленской дорогой, находя недолгое пристанище в Вязёмах. Интересно, что хотя свои автографы они оставляли на колоннах и стенах церкви, но всё же в местах, не покрытых иконописными фресками — ниже росписи или в стороне от неё.

Так выглядят польские автографы-граффитиС изгнанием поляков из Москвы, а затем и с избранием в 1613 г.на царство Михаила Романова, заканчивается Смутное время, но отношения с западным соседом всё ещё остаются напряжёнными.

Хроники похода королевича Владислава за московской короной 1617-1618 годов сообщают имя некоего пана Соколовского, который неудачно осадил под Клином в конце октября 1617 г.отряд Пожарского. Возможно, автограф «Pawel Sokolowsky» оставлен им.

1618 годом датированы автографы панов (скорее всего братьев) Давида и Станислава Волк, а также та надпись, части которой находятся среди экспонатов в музее — «ROKU 1618 W DZIEN WSZYSTKICH SWIETYCH SCZESNY POLONSKY». Выцарапанные в День всех святых, 1 ноября, накануне Дня поминовения усопших, празднуемых католиками, эти граффити выделяются особенно крупными буквами и очень хорошо видны в любое время дня.

К началу лета 1634 года война с Польшей окончательно угасла. С последующими событиями связаны поздние вязёмские автографы: «Trojanowsky 1637» , «Jakimowicz 1637». Польские автографы-граффитиВ июле 1637 г.в связи с предстоящим бракосочетанием короля Владислава и сестры австрийского императора Цецилии Ренаты, в Москву приехали послы Ян Обнорски и князь Самойла Соколински с просьбой прислать на свадьбу русских послов «для оказания чести» и в знак закрепления добрососедских отношений. Весьма вероятно, что Трояновски и Якимович находились в составе сопровождения этого посольства.

В нескольких километрах от церкви находится купленная бабушкой А. С. Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал усадьба Захарово, в которой поэт провел свои детские годы. Нет сомнений, что Саша, приезжая с родными в церковь, польские автографы видел. Наверняка — спросил, что означают эти надписи. А взрослые, видимо, объяснили. Не отсюда ли такой интерес поэта к истории, не здесь ли, на стенах церкви в Больших Вяземах, стоит искать истоки «Бориса Годунова»?

Польским автографам почти четыре сотни лет. Почему за четыре века многие поколения православных священников, служивших в этой церкви, не убрали их, не распорядились заштукатурить? Видимо, неспроста. Скорее всего, это дань глубочайшего уважения к древним стенам, свидетелям тяжелых лет истории России, очевидцам бурных событий, кровавых битв, великих дел. Церквей в России много, а вот такая — одна.

Ирина МасленниковаВот сколько нового и интересного узнала я, побывав на своей малой родине! Даже представить себе не могла, что в этом небольшом селе что-то, кроме, может быть, товаров в магазине, напомнит мне о Польше. Да и не просто напомнит, а заставит задуматься над нашим прошлым, над древней и такой непростой историей взаимоотношений наших стран, то воевавших, то приглашавших друзей на свадьбы царственных особ; заставит ещё раз перелистать учебники истории — русские и польские — для более объективного взгляда.

Ирина Масленникова (Beata), Большие Вязёмы — Одинцово — Варшава

На снимке — автор статьи

18.188.152.162

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
6 085
Yellow
#
"У меня здесь учёба, интересы и всё прочее." Ируля! и это ваши слова? о как же
коверкает вашу речь польский язык...
Цензор
#
А зачем вы****ться и писать например "Обнорск(и!) и князь Самойла Соколинск
(и!) " . Будто ляхи нас так уважают,что будут писать наши окончания фамилий
правильно ? " Мочи козлов! " (с)
Lych
лично#
Да, Ирин, ответь! Как пишут ляхи наши фамилии - правильно или таки нет?
Уважают или где? Или это наши прохвессора так их написали в своих научных
писулях, которые ты цитируешь?
beata
лично#
kak raz professora pishut okonchanije "ij", ne "i"(kak ja isprawila).Tolko ja dumaju, chto
delo zdes' ne w uwazhenii ili w otsutstwii onogo, a, skoree, w neznanii, no, mozet, i
prosto w uproshenii - russkim priwychnee "ij".

to Yellow: da,eti slowa moi... dejstwitelno, jesli zadumatsa, ja uze po-polski
wyrazajus'...Nu, Katiul, pozhywi 3 goda w Polshe..."s polakami zhyt' - po-polski wyt'".

to Cenzor: polaki inogda ne mogut wygoworit' kakih-to russkih familij i imion, no na
pisme - wsio chotko, bukauka u bukauku.
Ob uwazhenii - otdelnaja tema i, dumaju, ona sowsem ne swiazana s napisanijem
familij. W lubom sluchae, ja tak poniala, chto tebia zaelo, chto ja napisala ih familii
prawilno, a tem samym projawila uwazhenije, a ljahi, mol, kozly - oni -to uz tochno nas
ne uwazajut i 100 pudow pishut neprawilno nashy familii,(( hot' ob etom nichego
konkretno ne izwestno(NB))).Wot wam priekrasnyj primer negatiwnyh predubezdenij i
stereotipow, kotoryh tak mnogo mezdu slabo obrazowannymi polakami i russkimi.
Ja lichno hochu zaniatsa etoj problemoj (stereotipy polakow i russkih, metody
razreshenija konfliktow i td), imenno poetomu uchus' sejchas na kulturowedenii i
parallelno na socialnoj psihologii.
Цензор
#
Хорошо. если надо , считайте меня хоть кем, но мое отношение к ляхам, как к
проституткам не изменится. Кто это вообще такие? Государства даже не было
своего до конца Первой Мировой войны. А то , что было в средние века, то
развалилось. В общем лях, он и в Африке лях. "Убей гада." (с)
beata
#
chelowek (ili daze celyj narod) s zanizennoj samoocenkoj wsegda najdiot hudshego i
budet glumitsa, chtob tem samym hot' na chutok powysit' etu samoocenku. Chto
podelat' - zakony psihologii....
Lych
лично#
Правильно, Ирин. А вообще сообщение Цензора подлежит немедленному
удалению с любого уважающего себя форума или сайта, как разжигающее
национальную рознь. Я пока в раздумьях - с твоим комментарием, совершенно
четко вскрывающим сущность высказанного заявления, цензоровские писания
можно оставить. Но мы еще подумаем, и, возможно, уничтожим
Цензор
#
Думайте , думайте. Все равно всему придет большая Ж.
"chelowek (ili daze celyj narod) s zanizennoj samoocenkoj wsegda najdiot hudshego "
А теперь ответьте ,общечеловеки, какие чувства вызвают у вас сообщения с
Балкан, когда недобитые , вонючие алЬбнацИ сжигают сербские церкви?
Ну как? не возникает желания поговорить о мире и дружбе? То-то.
Чем люди отличаются от стада бабуинов? Только тем, что всячески стараются
это скрыть. Когда обезьяна ест мясо, она не стесняется в своих действиях.Когда
человек разделывет курицу. он, чтобы отделить себя от "животного" добавляет
всякие соусы,кутчупы и другие искксственные продукты жизнедеятельности.
Людям свойственна иерархичность. И для каждого "стада бабуинов" будут плохие
и хорошие, те с кем надо дружить, и кого надо "мочить в сортире."
По поводу како-то разжигания какой-то там розни. Вопрос: Вы обрадуетесь, если
Ваша дочь(сын) выйдет замуж за негра, или китайца? Наверняка приятней за
европеоида? Подумайте на досуге, общечеловеки,блин.
Abaddon
лично#
Цензор, я не понял взаимосвязи между поляками и косовскими албанцами, имхо ты ушел далеко в
сторону... Также непонятны твои призывы мочить "ляхов", они тебе чем не угодили? Вроде не на
чьи территории не претендуют?
Цензор
#

Кто призывает призывает их мочить? Я говорю только , что они первые враги
России, на западной границе. Не так? И вообще они проститутки политические.
А на счет территории : они итак достаточно оттяпали у Германии, куда им
еще ,жирно будет.
Abaddon
лично#
Цензор
1. =Кто призывает призывает их мочить?= Читай свои посты выше.
2. =Я говорю только , что они первые враги России, на западной границе. Не так?= Не так. Если
уж искать врагов, то начинать надо с прибалтики. Но на каком основании определять враг или
нет? Поясни?
Lych
лично#
А вот последнее сообщение Цензора удаляется за оскорбительное и
нецензурное высказывание по отношению к одному из участников диспута.
Lych
лично#
Я вот задумался - ну, женится мой сын на китаяночке или мулатке знойной, и что?
beata
#
dla Cenzora:
woobsie - to chelowek ot zweria otlichaetsa razumom (dushoj,intellektom,kak hotite...)

недобитые , вонючие алЬбнацИ - polit.nekorrektnost! otkuda takaja nelubow' k
albancem (da i k polakam toze)?? ty kogda-nibud' wstretil lichno hot' odnogo
predstawitelia etih nacij??? powtoriaju : LICHNO. Ili tolko po TV?
a kogo ty woobsie lubish,krome sebia,esessenno??

замуж за негра, или китайца? - a cho srazu takije krajnosti. Sprosi luchshe pro
zamuz za albanca ili polaka!
Цензор
#
Ха! что такое политнекорректность? А чем же тогда считать действия ООН в
Косово? политнекорректность...
Я уже писал, что обсуждение перешло в принципиальные позиции,
На все мои слова вы найдете доводы, а я их с легкостью опровергну.
И вообще, всю эту кашу-обсуждение заварили Вы, Beata. Я только
поинтересовался про фамилии. А вообще если Вы с чем-то не согласны, то
можем обсудить это по асе, т.к. здесь это делать утомительно . и нудно. Вот.

P.S А ляхи все равно козлы.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи