Бог может быть поругаем «Тангейзером»

121
Суббота, 7 марта 2015, 19:50

Глава синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда призвал верующих и представителей духовенства отказаться «от доносов за богохульство» без предварительной консультации с компетентными церковными органами. Таким образом Легойда отреагировал на действия митрополита Тихона, подавшего заявление в прокуратуру на постановку оперы «Тангейзер». Глава синодального отдела РПЦ добавил, что Тихон действовал в соответствии с церковным правом, учитывая исключительный характер ситуации.

«Из этого, как очевидно, не следует, что любой верующий или священнослужитель, увидев в публичном пространстве нечто, кажущееся ему богохульством, оскорбляющим его чувства, должен по собственной инициативе бежать в прокуратуру», — пояснил Легойда. Он подчеркнул, что церковь призвана находить общий язык с творческими людьми.

5 марта состоялось первое судебное слушание в отношении режиссера-постановщика оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина и директора Новосибирского академического театра оперы и балета Бориса Мездрича, которые обвиняются в «Умышленном публичном осквернении предметов религиозного почитания». Дальнейшее рассмотрение дела перенесено на сегодня, 6 марта.

От редакции: Господин Легойда как человек несколько более широких взглядов, видимо, оценил перспективу ретивости клириков и воцерковленных мирян в деле «новой инквизиции» — ничего кроме дикого раздражения в обществе оно не вызывает, все же век уже 21-й, а не 14-й. Церковь, в которой уже мало кто верит собственно в бога, превращается в пугало и легальную структуру по подавлению инакомыслия. И деятелей церкви, задумывающихся о будущем этой организации, это не может не беспокоить.

Насчет общего языка, который церковь призвана находить с творческими людьми, видимо, надо вспомнить Льва Толстого?

И что это за церковное право? В светском-то государстве?

Или что подразумевается под «осквернением предметов религиозного почитания»? Может, речь идет о деянии, приписываемом князю Владимиру Святому — сбрасывании в реку Днепр идолов, то есть предметов религиозного почитания, с чего, собственно, и началось крещение Руси? Или обвинение Синедрионом Иисуса Христа в богохульстве? Или публичное бросание флагов и штандартов нацистской Германии к стенам Кремля, которые тоже были символами своеобразной квази-религии?

Или «предметами религиозного почитания» в Росфедерации считаются только освященные авторитетом РПЦ?

А теперь о главном. О чем, собственно, и сказал Легойда — «о доносах за богохульство». Так и есть, дожились — правоохранительные органы государства заводят дела именно что по обвинению в «богохульстве», а суды на основании материалов этих дел выносят приговоры «богохульникам «.

Хула на бога (пишу с маленькой буквы, поскольку «бог» не имя, а своего рода «должность» или «род занятий», а имя бога согласно канону — неназываемо) — страшный грех с точки зрения православноверующего. Но государство-то у нас пока еще светское, и граждане пока еще православноверующими быть не обязаны — если же человек не верит в бога, как он может быть наказан за хулу на то, чего по его мнению нет?

А даже если и не так — суд в светском государстве разве обязан исходить из церковного права?

Но допустим, что бог наличествует и даже находится в юрисдикции Российской Федерации (что уже смешно). Согласно канону РПЦ, бог есть личность, то есть обладает всеми характеристиками, присущими личности — разузмом, волей и сознанием собственного Я. Но в таком случае на каком основании церковь признает бога ограниченно дееспособным? Почему истцом в деле о богохульстве выступает какой-то митрополит (кстати, действует ли он по доверенности от бога?), а не сам пострадавший?

Если некто оскорбил бога, то неужели всемогущий бог не может решить этот вопрос самостоятельно, и станет прибегать к помощи митрополита-добровольца?

Следует ли заявление митрополита в прокуратуру считать «боговдохновенным» на основании того, что он действует «от имени и по проручению»?

В общем, множество вопросов, которые были бы весьма интересными в 14-м веке, а в веке 21-м просто смешны…

Но приговоры за «богохульство» совсем не смешные. Хотя еще тысячу лет назад было сказано, что «бог поругаем быть не может».

Анатолий Баранов, главный редактор ФОРУМа. мск

rot-front
лично#
Подписал сегодня очередную петицию, которой массы людей пытаются достучаться до разума и совести каких-то облечённых властью чиновников — «Закройте дело в отношении режиссера Новосибирского Государственного Академического Театра Оперы и Балета Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича». Глобальная платформа Change.org объединяет уже около 90 миллионов человек, кто надеется с помощью призывного слова и единомышленников добиваться социальных перемен, противостоять произволу. Здесь своя повестка, незнакомая россиянам, узнающим новости по телевизору: «Помогите спасти от уничтожения музей-заповедник на родине С. Есенина!», «Сохраните национальную онкологическую программу!», «Не допустите разрушения Общественного музея Н. К. Рериха!»… Знакомясь с текстами петиций, понимаешь, что власть часто остаётся глухой к нуждам людей. Но наибольшее возмущение вызывают именно обращения, где граждане вынуждены доказывать очевидное, просить и молить о само собой разумеющемся.
Постановка оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре якобы так оскорбила чувства неких верующих, что митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился с заявлением в прокуратуру. В отношении режиссёра и директора театра было немедленно возбуждено дело об административном правонарушении (часть 2 статьи 5.26 КоАП «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»), на 10 марта назначено судебное разбирательство. Хотя всякому вменяемому гражданину ясно, что жалоба митрополита должна была отправиться сразу в мусорную корзину. Впрочем, случай преследования деятелей культуры по религиозным мотивам в современной России далеко не первый, не уникальный, а потому вовсе не удивительный. Мы хорошо помним, как под предлогом оскорблённых чувств уже не раз закрывались выставки и срывались концерты. Между тем давно было подмечено: «Всякое произведение есть зеркало. Если в него смотрится обезьяна, то оно не отобразит апостольский лик».
Несколько лет назад был отменён государственный праздник День Конституции. События нашего времени заставляют думать, что тот акт неуважительного отношения к основному закону страны был не случаен. На конституцию власти продолжают ссылаться лишь тогда, когда её положения выгодны господствующим слоям высшего чиновничества и крупной буржуазии. Например, с невиданным упорством отвергается статья «Незаконное обогащение» Конвенции ООН против коррупции, как противоречащая конституционному положению о презумпции невиновности. В то же время такие нормы конституции, как «Россия — светское государство», «Религиозные объединения отделены от государства», «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», «Цензура запрещается», стыдливо замалчиваются. Церковь всё настойчивее пытается влиять на культурные явления и процессы, первые лица государства подают пример истового поклонения на транслируемых федеральными каналами богослужениях, патриарх ничтоже сумняшеся предлагает Минобрнауки ввести в школьный курс «Основы религии» со 2-го по 10-й класс.
Следствием ползучей клерикализации России стали участившиеся случаи средневекового мракобесия, к коим в полной мере относится новосибирский процесс. Преследование авторов спектакля — очередная позорная страница в новейшей истории нашей страны. Церковь, прокуратура и суд намерены выступить в роли главного репертуарного комитета, однако почему-то в их способность на компетентную оценку оперного творчества верится слабо. В открытом письме Новосибирского отделения СТД РФ говорится: «Мы уверены, что оценку театральному произведению должны давать зрители, «голосующие» за или против покупкой билетов в театр, а не прокуратура и суд. Мы убеждены, что обсуждать спектакль надо на встречах со зрителями, на круглых столах и в СМИ — но не на встречах со следователями и в залах судебного заседания». Несчастные составители письма даже не заметили, как очутились в другой реальности.
В 16-м веке церковь возмущалась учением Николая Коперника, запретив его книгу. Согласно социологическим опросам, в 21 веке каждый третий житель России уверен, что Солнце вращается вокруг Земли. При советском строе, несмотря на все его минусы, был проделан гигантский путь гармонизации социальных отношений. Сегодня церковь благословляет политику, породившую невиданный разрыв между бедностью многих и богатством немногих. Перестройка и постперестроечный период принесли обществу свободу слова и творчества. Теперь же священнослужители и их паства стремятся загнать окружающих в рамки своего мировосприятия. С какой стати?
Вот цитата из труда православного публициста, протоиерея А. Ткачёва: «Какая из болезней мира не проникла в Церковь? Проникли все до одной. Правда, оказавшись в Церкви, болезни мира одеваются в подрясник, отращивают бородку и меняют обороты речи, отчего некоторым кажется, что они «освятились и оправдались». Но сути своей болезни не меняют, разве что по причине внешней елейности приобретают некую повышенную степень отвратительности». Именно так — отвратительно — выглядят доносы иерархов и религиозных активистов на спектакли и книги, фильмы и картины, оправдываемые какими-то расхождениями с «традиционными ценностями», к коим почему-то стали относиться косность и ханжество. Не нужны нам такие традиции! А оперы и Вагнер нужны, как бы не хотелось обратного митрополиту Тихону.
Если общественность не отстоит новосибирских театралов, то недалёк день, когда инициатива небезызвестного питерского законодателя Милонова о наделении религиозных организаций правом запрещать митинги вблизи культовых сооружений дополнится инициативой об их праве запрещать художественные произведения. Неужели на площадях заполыхают костры, к примеру, с «Воскресеньем» хулителя церкви и великого еретика Льва Толстого? Преувеличение? Да, скорее, до этого не дойдёт. Однако какое количество талантливых художников остановит внутренний страх перед репрессиями? Ведь главная цель жалоб — запугать художника, заставить замолчать. И тогда в общественных настроениях наступит эпоха религиозного ренессанса, характерная вообще для времён дикого капитализма.
Анатоль Франс описывал её таким примером: «Что-то не слышно больше о провидице, общавшейся со святой Радегундой и всем райским сонмом… Она сидела в кресле, закрыв глаза, а человек десять почитателей задавали вопросы. Спрашивали, в добром ли здоровье папа, каковы будут последствия франко-русского соглашения, пройдет ли подоходный налог и скоро ли будет найдено средство против чахотки. На все вопросы она отвечала в поэтическом стиле и без особого затруднения. Когда черед дошел до меня, я задал самый простой вопрос: «Какой логарифм девяти?». Ну, как вы думаете, Бержере, она ответила: 0,954?… Все были смущены… Я удрал, провожаемый общим неодобрением».
Не придётся ли вскоре и нам, сомневающимся в пользе православной инквизиции, вот так удирать под улюлюканье одухотворённых скрепами соотечественников?
forum-msk.org/material/kompromat/10731685.html
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи
rot-front
город Одинцово
на сайте 24.08.2015 14:49

Блог (121)
Фото (190)