Одинцово-ИНФО

Платья наших матерей

5 152
Суббота, 5 июня 2021, 18:36

Хотел бы поделиться искренним и даже в чем-то тяжелым текстом Натальи Ефимовой, замечательного журналиста.

_______________________

Мой давний друг, писатель, выросший в среде литературных гениев, прочел мою заметку о дочери поэта (прим. — речь идет о Екатерине Рождественской) и не очень, как мне показалось, ее одобрил. Ведь я попробовала сравнить несравнимое. Мы росли слишком в разных условиях. Взгляд на мир, страну, ее прошлое — почти с противоположных ракурсов. А я подумала — может, в этих самых ракурсах и таятся проблемы сегодняшних сложных отношений зрителей, читателей с теми, кто для них снимает и пишет? Рассудите нас, пожалуйста. Стоит ли обращать на это внимание?

********

Гламурные фотоколлекции Екатерины Рождественской мало напоминают этот снимок. Но, видимо, она наткнулась на него, листая старые издания в поисках новых идей.

И написала у себя на странице, на какие тяжелые мысли натолкнуло ее то, что она увидела на фото.

Старая фотография 50-х. Женщина идет из магазина, несет что-то в авоське. Захотела попить, полезла в карман за мелочью. Совсем не старуха, лет ей не так уж много, от силы, 55-60… Ничего особенного. Но как можно было так выглядеть? Не поверю, что это вся ее одежда. Это просто другая психология. Уверена, ей неловко было даже подумать, что можно перед выходом в люди посмотреться в зеркало, причесаться — нет, она же рабочий человек! Не до того тогда вроде как было, другим жили, о другом думали. Вот и выжигали в себе женственность, — ни мужчин, ни женщин, просто работники. Но чтобы до такой степени себя не уважать… Не понимаю. Хотя сегодня могла бы быть в тренде)).

Мы с Екатериной почти ровесницы. Значит, помним что-то общее о молодости наших матерей. Или тоже не стоит сравнивать, поскольку мы росли в разных кабинах социального лифта? О себе я пишу, не стесняясь таёжного происхождения. В рубрике «Судьба» найдете почти всё и я не собираюсь останавливаться.

А вот короткая биографическая справка женщины, с которой мы родились в одной стране в одно и то же время. Юная Катя ходила в детский садик Литфонда. С семи лет изучала английский язык. С девятого класса мечтала стать врачом, но к окончанию школы вдруг изменила решение и поступила в МГИМО. В 1979 году окончила его по специальности «международные отношения». В институте выучила французский язык. После института работала на Гостелерадио СССР, где переводила иностранные передачи на русский язык. Потом трудилась переводчиком художественной литературы. В 1985 году вместе с мужем отправилась на три года в Индию — в корпункт Гостелерадио СССР. Ну, дальше известное увлечение фотографией, потом дизайном одежды, бренд, посвященный отцу «ROB-ART by Katya Rozhdestvenskaya».

*******

Мы жили в одном городе, но в разных мирах. Отец, командир стройбата, приезжал домой раз в неделю. Гражданской одежды у него практически не было. Наоборот, братья часто носили его салатовые форменные рубашки за неимением других. Бабушка, приезжавшая к нам время от времени из алтайской Карагайки, носила в основном вещи, пошитые собственным руками (и кукол мне шила из холста), плюшевую кацавейку и полушалок. Когда приехал из Бийска дед Дементий, и отец повел его во Дворец съездов, он с гордостью достал белые праздничные валенки и надел их вместо черных. Незабываемый момент в истории семьи! У деда были козы, и он сам валял эти валенки из их шерсти.

Мама окончила офицерские курсы кройки и шитья. В доме стоял настоящий женский манекен на ножке. С крупными округлыми формами, поэтому субтильных актрис в современном кино про те времена не понимаю. Гонялись за выкройками, рисовали их сами на миллиметровке. Даже платье на выпускной сшила мне мама. И все удивлялись его неземной красоте.

Но когда подряд женились оба брата, маме пришлось забрать страховку, которая была у нее чем-то вроде сберкнижки. (На самом деле по нашим пятиэтажкам ходила душевная страховщица, они любили с матерью поболтать на кухне. Вот она ее и уболтала, и заходила потом на чай каждый месяц.) Но все равно после свадеб я оказалась без осеннего пальто. И мне принесла его соседка сверху — моя учительница биологии. Не скажу, что мне нравилось это пальто, тем более в нем уже походила ее подросшая дочка. Но было холодно. И спорить было не о чем.

Еще вспомнился мне фильм «Отчий дом», который я очень люблю. Видимо, Рождественская его не смотрела или не поняла. Помните, в самом начале героиня Людмилы Марченко, столичная девушка, с ужасом узнает, что она приемная дочь. А настоящая ее мать живет в деревне. Раздается звонок, приходит, она думает, как раз такая женщина. Молочница с бидоном. И Таня сразу смотрит ей на ноги, медленно поднимая глаза.

Девушка поедет в деревню знакомиться с деревенской мамой в своих красивых столичных платьишках и туфельках. Абсолютно в тренде. Будет смотреться в зеркало и блюсти женственность. Свою мать не сразу поймет и примет. Хотя та будет очень стараться… Мать заметит каждый взгляд, каждый вдох своей дочки, которую искала долгие годы. И как только девушка выбежит на улицу, уберет даже кошку в комод. И скажет деду, что он не понимает:

— Не нравится ей наша кошка. И всё…

Не знаю, как повела бы себя Таня, найдись настоящая мама не в деревне, а, скажем, в Ленинграде. И одета была бы не в ситцевую юбку, а так, как видится Екатерине Рождественской. К примеру, в наряды из Дома моделей. Но, мне кажется, первый сдвиг в сознании героини «Отчего дома» произойдет, когда она посмотрит на портреты на стене и, наконец, удосужится спросить деда, кряхтящего на печке — кто это. И узнает, что это ее семья. Отец погиб в 1943-м. Брат Ваня был тракторист, потом танкист. Убитый. И младшенький Петя тоже погиб. Подо Ржевом. Никто из них не вернулся с войны. Она у своей деревенская матери — женщины с выжженной женственностью, в стоптанных сапогах, полушалке, пошитой руками одежке — осталась одна. Единственная. Деревенская мать с натруженными руками, не «в тренде», в старом пиджаке с мужниного плеча, не скажет ей ни слова. Только горько вздохнет у порога, войдя в избу в этот миг.

Фильм снят в 1959 году. В то время, из которого Рождественская вытащила покоробивший ее снимок. И оскорбила всех наших матерей. Разве не имела я права об этом сказать? Даже если не ходила в детсадик Литфонда.

Я вообще не ходила ни в какой. Нас было четверо. Мы выросли во дворе. В саду, который цвел и зеленел перед домом.

Наталия Ефимова

________________________________

И еще от себя. Прочитал и вспомнил своих бабушек. Вспомнил, кстати, их руки. Какой там маникюр… Какой уход… Но эти руки, руки женщин России 20 века, это же памятник материнской любви, пронесенной сквозь лихие годы, сквозь тяжелейшие времена. Этими руками, которые «не в тренде», они держали мир и оберегали наше будущее. Моя покойная двоюродная бабушка, тётя Таня, рассказывала как летом 1941 года, когда наши жили в железнодорожном доме у станции Перхушково, во время бомбежки вытащила из дома моего отца, младенца, родившегося в феврале того года. А потом на подушке кроватки, где он лежал, нашли маленький осколок…

Кто спорит? Никто.
Я всего лишь спрашиваю, откуда цифра про миллион убитых афганцев? Убитых советскими воинами?
Однако вопрос вызывает обычную вонь…
Слился?
Хочешь про Украину поговорить?
Пиши блог, поговорим.
biunit: Кто спорит? Никто.
Я всего лишь спрашиваю, откуда цифра про миллион убитых афганцев? Убитых советскими воинами?
Однако вопрос вызывает обычную вонь…
Слился?
Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Наиболее часто встречается цифра в 1 млн погибших; имеющиеся оценки колеблются от 670 тыс. гражданских лиц до 2 млн в общем [143]. По данным исследователя афганской войны из США, профессора М. Крамера: «В течение девяти лет войны были убиты или покалечены более 2,7 миллионов афганцев (в основном гражданские лица), ещё несколько миллионов оказались в рядах беженцев, многие из которых покинули страну»[144]. Точного разделения жертв на солдат правительственной армии, моджахедов и мирных жителей, по всей видимости, не существует.
Кто кого убил? Какое количество жертв гражданской войны? Сколько погибло в результате боевых действий Советской армии?
Короче, то ли было, то ли не было.

Так что не надо наездов. Хотя, понимаю, это ненависть к СССР, обычная…
biunit: Негров так не называли, не надо сочинять.
У нас был интернациональный поток в институте, студенты из Чехословакии, Никарагуа, Перу, Зимбабве, Чада. Плюс куча командированных из Казахстана, Грузии, Азербайджана. Тогда еще республик.
Чернож…в моменты ссор однозначно называли кавказцев, и только их. К неграм относились с симпатией, как и к латиносам. Единственное сомнительное оскорбление заключалось в грубоватом сравнении «темно, как в ж…у негра». Так было в столице. Может, на периферии по-другому, не знаю.

Про «воинов-интернационалистов»…Опять льем слезы над чужими. У нас в Одинцово, наверное, ни одной школы не найдется, где бы в Афгане ни погибали выпускники. Чуть старше нас. Как говорила, вздыхая, мама одной моей одноклассницы, «ваши женихи, девочки».
biunit: Негров так не называли, не надо сочинять.
И так называли, и черномазыми называли.
[maslov] Никакого «интернационализма» [/q]
Был, конечно. И на государственном уровне, и на бытовом. У меня были друзья и подруги, приятели и знакомые из половины союзных республик, и почти из всего социалистического лагеря. Например, в Вильнюсе жил в литовском студенческом общежитии. Местные студенты плохо говорили по-русски. Тем не менее, внимание ко мне было максимальное.
biunit: А вражду принесла как раз перестройка…
Наверное, все-таки не так. Перестройка скорее вскрыла те нарывы, которые имели место между национальностями. Плюс сомнительные административно-национальные границы. Просто в СССР такие проблемы не были достоянием гласности. Мы» развелись» относительно бескровно по сравнению с Югославией. Эталонный развод Чехия и Словакия.
maslov: Точное число погибших в войне афганцев неизвестно Наиболее часто встречается цифра в 1 млн погибших
Наиболее часто встречающиеся юмороны maslovа и других «свидетелей Еговы»-оттуда представляют собой явную ложь, которой не следует прислушиваться вообще.
Правда в том, что все они являются продуктом Совета Европы атлантического Совета НАТО, которые являются моими врагами и врагами всего советского народа России. О том что произошло восстановление государств участников гитлеровской коалиции на деньги украденные у народа СССР и Соцлагеря, эти источники молчат и всячески это укрывают, уводят в сторону, лгут.
Верить нельзя даже ООН, поскольку ООН сделали приспешником НАТО.
Поэтому такие сообщения из сети как «7 июня 1988 года, в своём выступлении на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Афганистана М. Наджибулла сообщил, …» не следует принимать во внимание до проведения полной санации взыскания с должника всей упущенной народом России выгоды за неисполнение мировых международных соглашений по итогам Второй мировой войны.
yans: Наверное, все-таки не так.
Стало можно открыто ненавидеть титульную нацию. Обвинять русский народ во всех грехах, даром, что Сталин был мингрел.
Припоминать кого когда и куда переселили, всех немцев Поволжья и крымских татар. Притесняемую Российской империей уж несколько веков Грузию и т. п. Прибалтов забыла
Георгий, вы, конечно, старше, но я такого не встречал никогда, именно чтобы чернож…. называли негров. Черномазенькими и то нечасто. Ну не было у нас к ним негативного отношения, просто не было.
nfhfynek: Стало можно открыто ненавидеть титульную нацию.
представители каких народов вас конкретно ненавидят как представителя той самой титульной нации.
nfhfynek: Припоминать кого когда и куда переселили, всех немцев Поволжья и крымских татар.
По-вашему это следует забыть. Депортированы были по этническому признаку представители 61 национальности. Назовите хоть один случай уничтожения русских своими же властями по этническому признаку.
biunit: но я такого не встречал никогда, именно чтобы чернож…. называли негров.
было, но
biunit: не было у нас к ним негативного отношения, просто не было.
грешен, иногда, очень редко в узком кругу называл гастеров «чурками». но отношение абсолютно позитивное к ним. они молодцы.
Вся демократическая здесь катавасия так ни разу не заявила о том, что произошло восстановление государств участников гитлеровской коалиции на деньги украденные у народа СССР и Соцлагеря, о необходимости проведения санации взыскания с должника всей упущенной народом России выгоды за неисполнение мировых международных соглашений по итогам Второй мировой войны.
yans: Депортированы были по этническому признаку представители 61 национальности.
Вам, как историку виднее. Я об этом даже не знаю
yans: По-вашему это следует забыть.
Вот напишите бложик с конкретикой, цифрами, годами
А потом скажите: почему в 90-х это надо было припоминать
yans: Назовите хоть один случай уничтожения русских своими же властями по этническому признаку.
У меня ощущение, что Вы предлагаете мне воду в решете носить.
А в ступе можно и потолочь
yans: представители каких народов вас конкретно ненавидят как представителя той самой титульной нации.
Беженцы с Грузии, необязательно грузины интересно себя ведут. Здесь работают, хают, на родине квартиры покупают.
Прибалты — литовцы — у себя приезжих ненавидят, хотя это туристы и молодежь. Здесь — очень недоверчивы и странны, не верят в нормальное доброе отношение
yans: очень редко в узком кругу называл гастеров «чурками». но отношение абсолютно позитивное к ним. они молодцы.
Нечасто встретишь такое мнение в наши дни. Я его, увы, не разделяю
Когда отменили пятую графу в паспорте, появились эльфы, орки и хоббиты. Черножопых не было. Это точно.
Комментарии гостей публикуются только после подтверждения e-mail адреса