Великий Пост!

335
Воскресенье, 14 февраля 2010, 23:09

В 2010 году начало Поста приходится на 15 февраля. В этот день последний раз употребляются в пищу скоромные продукты, и после вечернего богослужения в храмах совершается особый умилительный чин прощения — священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

На самом деле по установлению Русской Православной Церкви постных дней в году насчитывается больше, чем скоромных, а именно — их около двухсот. Посты делятся на 4 категории в зависимости от их строгости. По продолжительности посты делятся на однодневные и многодневные. Однодневные — это среды и пятницы.

Пост в среду установлен в память о предательстве Иисуса Христа Иудой, а в пятницу — в память о крестных муках и смерти Сына Божия. По этим дням разрешено не поститься в Пасхальную неделю, в неделю Троицы, на святках, в Неделю мытаря и фарисея (она бывает за 70 дней до Пасхи и является первой из четырех недель подготовки к Великому посту), в сырную неделю (масленица). В Церковном месяцеслове есть еще три однодневных поста: в День Воздвижения Креста Господня, в День усекновения головы Иоанна Крестителя и накануне праздника Крещения Господня. Многодневных постов четыре: Рождественский, Великий пост, Петров пост и Успенский пост. Рождественский пост начинается 15 ноября и продолжается 40 дней, до Рождества Христова, т. е. 25 декабря (по старому стилю). По строгости он уступает Великому и Успенскому постам. В среду и пятницу предписывалось сухоедение, во вторник и четверг разрешалось вино, в субботу и воскресенье начинался самый легкий пост — можно есть рыбу. Строгость поста возрастала в последние шесть дней, когда всякая рыба запрещалась. С точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным Уставом:

«сухоядение» — то есть хлеб, свежие, сушеные и квашенные овощи и фрукты;

«варение без елея» — вареные овощи, без растительного масла;

«разрешение на вино и елей» — вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;

«разрешение на рыбу» — в Великий Пост можно есть рыбу только в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье — вход Господень в Иерусалим.

Великий пост начинается после масленичной недели и продолжается 7 недель. Это один из самых строгих постов, посвященный памяи сорокадневного поста Иисуса Христа, который после крещения удалился в пустыню.

Что такое этот Великий пост?

Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных сграстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. И с какою любовью, какими божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их посещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями… научает всякой добродетели и возводит к совершенству…' — писал о. Иоанн Кронштадтский. Традиция Великого Поста возникла в древней христианской церкви и до настоящего времени сохранилась в основном в Православной Церкви. Великий Пост- это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны.

Великий Пост- самый продолжительный из всех многодневных постов.

Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют каноническое название 'святая четыредесятница'. Седьмая, последняя неделя перед Пасхой — Страстная неделя, или Великая, отсюда и название поста. Первые два дня и последний день поста рекомендуется обходиться без пищи, в остальные дни соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде.

Неделя торжества православия.

Первая неделя поста называется 'неделей торжества Православия'. Она связана с воспоминанием о победе Вселенской Церкви над противниками Православия, которые стремились извратить самую суть веры. Эта проблема не стала менее острой и в наши дни.

Крестопоклонная неделя.

Третья неделя поста посвящена Кресту Христову. В воскресенье за всенощной на середину храма выносится Распятие, чтобы напомнить кающимся о спасительном даре искупления Христова. По традиции в это время пекли обрядовые хлебы. Затем стали выпекать печенья (крестцы). В них для каждого члена семьи запекали зерна злаков или монеты. Тот, кому выпадал крестик с запеченными зернами, по поверью, должен был сохранять его до посевной и бросать на пашню первую горсть зерен, чтобы урожай был богатым.

Благовещение.

Праздник Благовещения — один из самых знаменательных и волнующих душу каждого человека. Эта неделя посвящена вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени станет она матерью Спасителя Человечества. По народному поверью, Благовещение самый большой праздник на небесах, на земле и в аду (грешников в этот день, как и на Пасху, не мучат). Считается большим грехом выполнять какие-либо работы: девица косы не заплетает, птица гнезда не вьет; кукушка за то без гнезда осталась, что на Благовещение завила. Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло, если совпадает со средой или пятницей. День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи.

Вербное воскресение.

Во время всенощной под праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят у церквей с ветвями. На Востоке это ветви пальм, лавра, цветы, у нас — вербы, вестницы наступающей весны. Обычай освящать вербы (пальмы) был введен Церковью в IV веке. Отсюда и название праздника Вербное (Ваий) воскресенье, (от греч. 'вайа' — пальма). В Вербное воскресенье пост облегчается.

Время духовной диеты.

После пьяного и веселого угара масленицы наступает аскетичный Великий пост, в котором земные радости не предусматриваются.

Великий пост соблюдается в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню. Состоит он из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы. Это самый продолжительный и строгий из всех постов. Поэтому к нему надо готовиться заранее, тогда он не покажется таким тяжелым, каким его представляют те кто собирается поститься впервые. Пост, в представлении Церкви не является неизменной догмой в которой главное — слепое подчинение правилам. В него можно входить постепенно, для постящего впервые предусмотрены различные послабления. Каждый человек сам определяет, сколько ему требуется в сутки пищи и питья. Для верующих вообще важнее в это время соблюдение обрядовых норм (например, молитв), чем строгое следование диете.

Пожилые, больные люди, дети и беременные женщины вообще могут освобождаться от строгого поста. Можно не поститься путешественникам и военным. Правда сегодня туристам-путешественникам приходится вовсе не так трудно, как ранее, да и сам путь чаще всего лишен опасностей. Однако исключение из правил, несмотр на научно-технический nporpecс осталось, и те, кто попадает под определение 'путешественника' смело во время пути могут пост и не соблюдать. Военные давно уже не носят латы и прочую громоздкую амуницию, но ограничения поста на современных солдат тем не менее тоже не распространяются. Церковь постоянно подчеркивает, что пост должен быть не только телесным, но и духовным. Это время покаяния и молитвы. Без них пост становится всего лишь диетой.

Запретная еда

Во время Великого Поста категорически запрещается вкушать мясо, яйца, молоко и продукты на eго основе, рыбу, растительное масло и спиртное. На первый взгляд кажется, что oпределить запретную пищу можно невооруженным взглядом. На самом деле это не так. Большенство жвачек, например, содержат желатин животного происхождения, а значит, попадают под постный запрет. Похожая картина с шоколадом, выпечкой и большей частью с 'быстрой едой'. В Великий пост особенно важно своевременное употребление первых и вторых блюд в горячем виде. Большую роль играют домашние заготовки: соления и квашения, маринованные овощи и ягоды, соки и варенья. Не лишними окажутся полуфабрикаты в виде замороженных продуктов ~ грибов, ягод, овощей. Особое внимание во время поста уделяют зелени, сушеной и соленой (петрушке, сельдерею, укропу и др.), пряностям. Их добавляют практически в любые блюда, ведь стол в это время скуден и прост, а разнообразить его можно только такими 'нюансами'. Исключения Но даже во время самого строгого поста возможны приятные исключения. Так, растительное масло и виноградное вино употребляются по субботам и воскресеньям (кроме Субботы на Страстной седмице). В дни памяти самых почитаемых святых также разрешается вкушать растительное масло. Рыбные блюда можно готовить в праздничные дни — на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой). Рыбную икру разрешается есть в Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения). Во время Великого Поста есть и менее приятные ограничения. Первая неделя (седмица) и последняя Страстная седмица — наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой постной недели установлена высшая степень поста — в эти дни вообще предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу (последнюю неделю перед Пасхой) предписывается пост второй степени — сухоядие (пища не заваривается, не отваривается и уж тем более не жарится), а в пятницу и субботу -полное воздержание от пищи. Кстати, во время Великого Поста запрещается и половая жизнь. Разрешены поцелуи между женой и мужем, но только в темное время суток. С Пасхой все это заканчивается. За аскезой и ограничениями наступает время праздника, с вином, гуляниями, выбросом адреналина. Вот тогда и отыграемся за 48 самоограничительных дней. Павел Пряников www.kulina.ru/articles/holy/post/

ВЕЛИКИЙ ПОСТ, ЧТО ЕСТЬ В ПОСТ?

Во все дни поста запрещается курить и пить алкогольные напитки. Нельзя употреблять продукты животного происхождения (мясо, рыбу, молоко и яйца), сдобный (белый) хлеб, конфеты, булочки, майонез. Разрешается только растительная пища (фрукты, овощи, сухофрукты), соления (капуста квашеная, соленые и маринованные огурцы), сухари, сушки, чай, грибы, орехи, хлеб черный и серый, кисели, каши на воде. А на праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье разрешается есть рыбу.

В первую и последнюю неделю пост самый строгий. В Чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В пятницу первой недели можно есть только коливо (вареную пшеницу, подслащенную медом или сахаром).

В остальное время: понедельник, среда, пятница — сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг — горячая пища без масла; суббота, воскресенье — пища с растительным маслом.

Но отказ от некоторых видов пищи не является главной целью поста. Главное его назначение в том, чтобы духовно возвысить человека. Телесное очищение должно сочетаться с преображением души. «Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступление».http://www.kuking.net/20020318.htm

mosgavr
лично#
Разумное воздержание от пищи в пост полезно для организма. Но церковь разрешает не поститься больным, престарелым, и тем, кто не питался регулярно в течение года (например, малоимущие семьи). А если такой возможности нет, подумайте: не принесет ли пост вред вашему здоровью?
И все же, что было принято есть во время Великого поста. Ответ на этот вопрос мы опять можем найти у Шмелева:
В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, — такая прелесть. Я хватаю щепотками, — как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, 'кресты' на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое — то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью.
Matthaus
лично#
Иван Шмелёв, конечно, великолепный был стилист, очень красиво описывал в «Лете Господнем» православную Русь, и в том числе постный стол. Но заморачиваться всем этим не стоит. Надо есть то, что хочется, не пренебрегая медицинскими показаниями.
Гость1
#
Matthaus: А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом
Вы правы против этого не устоять!
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи
mosgavr
Одинцово
на сайте 14.08.2016 14:35

Блог (1041)