Одинцово-ИНФО

Платья наших матерей

5 125
Суббота, 5 июня 2021, 18:36

Хотел бы поделиться искренним и даже в чем-то тяжелым текстом Натальи Ефимовой, замечательного журналиста.

_______________________

Мой давний друг, писатель, выросший в среде литературных гениев, прочел мою заметку о дочери поэта (прим. — речь идет о Екатерине Рождественской) и не очень, как мне показалось, ее одобрил. Ведь я попробовала сравнить несравнимое. Мы росли слишком в разных условиях. Взгляд на мир, страну, ее прошлое — почти с противоположных ракурсов. А я подумала — может, в этих самых ракурсах и таятся проблемы сегодняшних сложных отношений зрителей, читателей с теми, кто для них снимает и пишет? Рассудите нас, пожалуйста. Стоит ли обращать на это внимание?

********

Гламурные фотоколлекции Екатерины Рождественской мало напоминают этот снимок. Но, видимо, она наткнулась на него, листая старые издания в поисках новых идей.

И написала у себя на странице, на какие тяжелые мысли натолкнуло ее то, что она увидела на фото.

Старая фотография 50-х. Женщина идет из магазина, несет что-то в авоське. Захотела попить, полезла в карман за мелочью. Совсем не старуха, лет ей не так уж много, от силы, 55-60… Ничего особенного. Но как можно было так выглядеть? Не поверю, что это вся ее одежда. Это просто другая психология. Уверена, ей неловко было даже подумать, что можно перед выходом в люди посмотреться в зеркало, причесаться — нет, она же рабочий человек! Не до того тогда вроде как было, другим жили, о другом думали. Вот и выжигали в себе женственность, — ни мужчин, ни женщин, просто работники. Но чтобы до такой степени себя не уважать… Не понимаю. Хотя сегодня могла бы быть в тренде)).

Мы с Екатериной почти ровесницы. Значит, помним что-то общее о молодости наших матерей. Или тоже не стоит сравнивать, поскольку мы росли в разных кабинах социального лифта? О себе я пишу, не стесняясь таёжного происхождения. В рубрике «Судьба» найдете почти всё и я не собираюсь останавливаться.

А вот короткая биографическая справка женщины, с которой мы родились в одной стране в одно и то же время. Юная Катя ходила в детский садик Литфонда. С семи лет изучала английский язык. С девятого класса мечтала стать врачом, но к окончанию школы вдруг изменила решение и поступила в МГИМО. В 1979 году окончила его по специальности «международные отношения». В институте выучила французский язык. После института работала на Гостелерадио СССР, где переводила иностранные передачи на русский язык. Потом трудилась переводчиком художественной литературы. В 1985 году вместе с мужем отправилась на три года в Индию — в корпункт Гостелерадио СССР. Ну, дальше известное увлечение фотографией, потом дизайном одежды, бренд, посвященный отцу «ROB-ART by Katya Rozhdestvenskaya».

*******

Мы жили в одном городе, но в разных мирах. Отец, командир стройбата, приезжал домой раз в неделю. Гражданской одежды у него практически не было. Наоборот, братья часто носили его салатовые форменные рубашки за неимением других. Бабушка, приезжавшая к нам время от времени из алтайской Карагайки, носила в основном вещи, пошитые собственным руками (и кукол мне шила из холста), плюшевую кацавейку и полушалок. Когда приехал из Бийска дед Дементий, и отец повел его во Дворец съездов, он с гордостью достал белые праздничные валенки и надел их вместо черных. Незабываемый момент в истории семьи! У деда были козы, и он сам валял эти валенки из их шерсти.

Мама окончила офицерские курсы кройки и шитья. В доме стоял настоящий женский манекен на ножке. С крупными округлыми формами, поэтому субтильных актрис в современном кино про те времена не понимаю. Гонялись за выкройками, рисовали их сами на миллиметровке. Даже платье на выпускной сшила мне мама. И все удивлялись его неземной красоте.

Но когда подряд женились оба брата, маме пришлось забрать страховку, которая была у нее чем-то вроде сберкнижки. (На самом деле по нашим пятиэтажкам ходила душевная страховщица, они любили с матерью поболтать на кухне. Вот она ее и уболтала, и заходила потом на чай каждый месяц.) Но все равно после свадеб я оказалась без осеннего пальто. И мне принесла его соседка сверху — моя учительница биологии. Не скажу, что мне нравилось это пальто, тем более в нем уже походила ее подросшая дочка. Но было холодно. И спорить было не о чем.

Еще вспомнился мне фильм «Отчий дом», который я очень люблю. Видимо, Рождественская его не смотрела или не поняла. Помните, в самом начале героиня Людмилы Марченко, столичная девушка, с ужасом узнает, что она приемная дочь. А настоящая ее мать живет в деревне. Раздается звонок, приходит, она думает, как раз такая женщина. Молочница с бидоном. И Таня сразу смотрит ей на ноги, медленно поднимая глаза.

Девушка поедет в деревню знакомиться с деревенской мамой в своих красивых столичных платьишках и туфельках. Абсолютно в тренде. Будет смотреться в зеркало и блюсти женственность. Свою мать не сразу поймет и примет. Хотя та будет очень стараться… Мать заметит каждый взгляд, каждый вдох своей дочки, которую искала долгие годы. И как только девушка выбежит на улицу, уберет даже кошку в комод. И скажет деду, что он не понимает:

— Не нравится ей наша кошка. И всё…

Не знаю, как повела бы себя Таня, найдись настоящая мама не в деревне, а, скажем, в Ленинграде. И одета была бы не в ситцевую юбку, а так, как видится Екатерине Рождественской. К примеру, в наряды из Дома моделей. Но, мне кажется, первый сдвиг в сознании героини «Отчего дома» произойдет, когда она посмотрит на портреты на стене и, наконец, удосужится спросить деда, кряхтящего на печке — кто это. И узнает, что это ее семья. Отец погиб в 1943-м. Брат Ваня был тракторист, потом танкист. Убитый. И младшенький Петя тоже погиб. Подо Ржевом. Никто из них не вернулся с войны. Она у своей деревенская матери — женщины с выжженной женственностью, в стоптанных сапогах, полушалке, пошитой руками одежке — осталась одна. Единственная. Деревенская мать с натруженными руками, не «в тренде», в старом пиджаке с мужниного плеча, не скажет ей ни слова. Только горько вздохнет у порога, войдя в избу в этот миг.

Фильм снят в 1959 году. В то время, из которого Рождественская вытащила покоробивший ее снимок. И оскорбила всех наших матерей. Разве не имела я права об этом сказать? Даже если не ходила в детсадик Литфонда.

Я вообще не ходила ни в какой. Нас было четверо. Мы выросли во дворе. В саду, который цвел и зеленел перед домом.

Наталия Ефимова

________________________________

И еще от себя. Прочитал и вспомнил своих бабушек. Вспомнил, кстати, их руки. Какой там маникюр… Какой уход… Но эти руки, руки женщин России 20 века, это же памятник материнской любви, пронесенной сквозь лихие годы, сквозь тяжелейшие времена. Этими руками, которые «не в тренде», они держали мир и оберегали наше будущее. Моя покойная двоюродная бабушка, тётя Таня, рассказывала как летом 1941 года, когда наши жили в железнодорожном доме у станции Перхушково, во время бомбежки вытащила из дома моего отца, младенца, родившегося в феврале того года. А потом на подушке кроватки, где он лежал, нашли маленький осколок…

Текст непонятно о чем, как местного автора так и некоей Ефимовой.
То что советские женщины прожили тяжёлую жизнь -и так понятно.
И виноваты в этом большевики укравшие жизнь у нескольких поколений советских людей.
Многие пассажи авторов совершенно непонятны, например:
Цитата: Этими руками, которые «не в тренде», они держали мир и оберегали наше будущее.
Что к чему?
Людей довели до такого состояния, какой «мир» они держали?
Не было страны-соседа на которую бы не нападал сам СССР, нападение Германии, колхозы-концлагеря, гражданская война, «Большой террор»…
Советские женщины-просто несчастные люди и не надо придумывать чего нет.
маслов, твои права не нарушены? Отчаливай…
И праздники были, то хмуро…
maslov: Текст непонятно о чем
В кои-то веки соглашусь с Масловым. Текст Ефимовой смешение горячего с соленым. И откровенная неприязнь (зависть) к Рождественской. Про «выжженную женственность» соглашусь с Рождественской. И дело не в жизни в Москве или провинции. Просто у этих женщин не было личного счастья. Не обобщаю, но только о том, что знаю. В 1958 у нас в семье появилась домработница тетя Сима. Приехала из деревни. Одевалась как на фото. Своей семьи у нее не было. Только я, потом еще вырастила мою дочь. Ее мы чаще чаще вспоминаем, чем других ушедших родных. Моя двоюродная бабушка (участница войны. это сейчас в тренде) — старая дева. У нее были только моя мама и я. Она из года в год раз в неделю приезжала к нам. Одета была примерно также как на фото. Ее брат, мой родной дед (тоже участник войны) одевался недорого, но со вкусом. Работал рядовым бухгалтером в Саратове. Был стимул — рядом любимая жена, моя бабушка.
«Но эти руки, руки женщин России 20 века, это же памятник материнской любви, пронесенной сквозь лихие годы, сквозь тяжелейшие времена. Этими руками, которые «не в тренде», они держали мир и оберегали наше будущее».

Подробнее: Платья наших матерей
Это, Володя, называется дешевый пафос. У моей бабушки (неучастница войны, домохозяйка) до самой смерти всегда были ухоженные руки. Она считала неприличным плохо выглядеть. По Вашей логике ухоженные руки с маникюром это не памятник материнской любви.
yans: Это, Володя, называется дешевый пафос. У моей бабушки (неучастница войны, домохозяйка) до самой смерти всегда были ухоженные руки. Она считала неприличным плохо выглядеть. По Вашей логике ухоженные руки с маникюром это не памятник материнской любви.
Это моё мнение, Георгий. Считаете пафосом — ваше право.
Как говорится, спасибо за ваше мнение. Равно как и за оценку логики, которую вы усмотрели так, как усмотрели.
1957 год, швейцарский репортёр, фестиваль молодёжи и студентов в Москве.

вероятно, сам репортёр.

тоже 1957 год, да всё нормально, зачем нам дочь поэта.
Разные миры, Владимир, разные миры…Они всегда были, при любой власти.
Рассуждения Рождественской, кстати, как и Маслова, оскорбительны для женщин тех лет.
Одна считает мерилом уважения к себе обязательную «консультацию «с зеркалом и причесывание перед выходом «во двор», другой с ходу объявляет всех советских женщин «просто несчастными людьми». Инопланетяне, ей-Богу…
ma333: Рассуждения Рождественской, кстати, как и Маслова, оскорбительны для женщин тех лет.
Кстати, из той же серии, к столбу
«А потом, заметьте, вполне довольных ведь не бывает. Это только вполне недовольные бывают» © Стругацкие «Град обречённый»
Вот-вот. Но некоторым невдомек, что вот такая простая девушка с огромной долей вероятности была гораздо счастливее, чем ее правнучка, «упакованная» в Дольче Габбана и проблемы сегодняшнего дня.
можно было просто написать от души воспоминания о маме, бабушке, но не это.
я кстати сегодня, часа два назад за чаем с родителями слушал их воспоминания о детстве, о судьбах родных людей…
бабушка по папе умерла, когда мне был год, мамина мама меня и нянчила и воспитывала, когда я жил у нее летом
maslov: Неоднократно смотрел фото 30-40-50 годов вместе, например с бабушкой, страшно вспоминать эти годы.
А вы не пробовали еще поговорить при этом с бабушкой? Нам, может, и страшно смотреть, мы тяжелее пульта от ТВ в руках ничего не держали. А для них это была привычная жизнь. Кстати, счастливая в основном, невзирая на трудности бытия. Ну, если ваша бабушка, конечно, постоянно жаловалась вам на свою несчастную судьбину, то, возможно, это у вас наследственное. Мои в целом были счастливы. Своей семьей, детьми, работой, друзьями…Ухоженные руки, правда, в этот список, увы, не входили)
чудесное время))) Дедушка кузнец, бабуля доярка) необыкновенные люди, добрые и светлые)
franz1419: я кстати сегодня, часа два назад за чаем с родителями слушал их воспоминания о детстве, о судьбах родных людей…
Ваше общее впечатление какое? Как они оценивают свою жизнь? Считают себя несчастными людьми?
У них было 11 детей, трое умерли в войну, 8 осталось и все стали людьми.
Комментарии гостей публикуются только после подтверждения e-mail адреса